Насретдинов Фахри (1911-1986)

Насретдинов Фахри (1911-1986) Народный артист РСФСР и ТАССР
Лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая
Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени

Родился в 1911 г. в деревне Шамбалыкчы Апастовского района ТАССР.
Образование получил в Московском музыкальном техникуме им. Н.Г.Рубинштейна (1930-1934), затем в Татарской оперной студии Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (1934-1938).
С  1939  по   1986  гг. был солистом Татарского государственного театра оперы и балета  им.М. Джалиля.

Более сорока лет Фахри Хусаинович Насретдинов преданно служил искусству. Начало его творческого пути совпало с открытием Татарского государственного театра оперы и балета. Он стал ведущим солистом этого театра, исполнителем всех основных лирических теноровых партий классического и современного репертуара. Мало кто из оперных певцов с первых шагов имел такую популярность среди широких слоев населения. Любителями оперы Ф.Насретдинов был признан сразу. Его Фауст, Герцог Мантуанский, Ленский, Альфред убеждали самых строгих критиков. Национальный слушатель полюбил его за проникновенное исполнение народных песен и произведений татарских композиторов. В татарских операх он с самого начала выступал в разных амплуа: шустрый, остроумный, разбитной крестьянский парнишка Кирамет («Качкын» Н.Жиганова)   и   лирико-героический, сказочно-легендарный Джик («Алтынчеч» Н.Жиганова), а вскоре и страстный, находчивый, демократически настроенный приказчик Галимжан, борющийся за свое право любить по велению сердца (музыкальная комедия «Башмагым» Дж.Файзи).

Родился Ф.Насретдинов в 1911 году в крестьянской семье, где любили и умели петь. В голодном 1921 году четверо детей осиротели. Старший брат едет в Москву на заработки и берет с собой Фахри. Здесь мальчик увлекается театром. Занятия в школьном, затем фабричном драмкружке раскрывают актерское дарование юноши, и в семнадцать лет он становится артистом вспомогательного состава Московского передвижного татарского рабочего театра. В спектаклях Насретдинов много и с удовольствием поет, поражая актеров и слушателей природной  музыкальностью,  искренностью  исполнения.

По совету старших актеров Ф.Насретдинов поступает в Московский музыкальный техникум им.Н.Г.Рубинштейна, не оставляя работы в театре. Вначале занимается в классе А.И.Окаемова как баритон, после девятнадцати лет профессор В.И.Садовников выявляет теноровый тембр и диапазон. Заканчивает училище исполнением арии Ленского из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», арии Эрекле из оперы М.Ипполитова-Иванова «Измена» и арии Вильгельма из оперы А.Тома «Миньон». Получив диплом с отличием, в том же году поступает в открывшуюся национальную оперную студию при Московской консерватории, где продолжает занятия в классе профессора В.И.Садовникова.

В декабре 1938 года вместе с группой татарских композиторов, певцов и музыкантов Насретдинов едет в Казань. С тех пор его жизнь и творческая судьба неразрывно связаны с Татарским оперным театром. Здесь расцветает его талант, здесь он обретает и совершенствует вокальное и актерское мастерство, здесь он охотно передает свой опыт молодежи.

У каждого оперного певца обычно определяется свое амплуа, за пределы которого он выходит редко. У Насретдинова сразу наметились равные возможности как лирического героя, и как характерного типа, хотя по тембру голоса он был явно лирический тенор. Актерское дарование и опыт работы в драматическом театре помогли ему создать богатую галерею ярких, живых, жанрово-характерных образов: коварного, хитрого Муллу («Джигангир» Р.Губайдуллина), пьяного Казака («Мазепа» П.Чайковского), остроумного старого рабочего Назара («Семья Тараса» Д.Кабалевского), гнусного Бомелия («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова) и многих других.

На сцене Насретдинов жил жизнью своего героя. Он вживался в роль. Слушая его, мы забывали, что в жизни люди разговаривают, а не поют. Насретдинов удивлял естественностью пения. Его вокальная техника, звукообразование были столь совершенны, что создавалось впечатление, будто в партии нет никаких трудностей…

По материалам статьи Ч. Бахтияровой из книги «Народные артисты» (Казань, 1980)


Назад в раздел


Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля