Новости

«Шурале» к 100-летию со дня рождения Фарида Яруллина 14.03.2014

«Шурале» к 100-летию со дня рождения Фарида Яруллина

15 марта 2014 на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля состоится спектакль «Шурале». Спектакль посвящается 100-летию со дня рождения выдающегося татарского композитора Фарида Яруллина (1914-1943), автора музыки к балету.

  В спектакле «Шурале» (хореография Леонида Якобсона в редакции Владимира Яковлева) выступят солисты и артисты балета ТАГТОиБ им.М.Джалиля – лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Тантана» Кристина Андреева (Сююмбике), Антон Полодюк (Былтыр), лауреат международных конкурсов Олег Ивенко (Шурале), лауреат Государственной премии России, заслуженный артист РТ, лауреат приза «Душа танца» Нурлан Канетов (Огненный шайтан) и другие; дирижер — Владимир Васильев.  

Балет «Шурале», премьера которого состоялась 12 марта 1945 г., стал одним из самых ярких национальных спектаклей советского времени. Балет получил общесоюзное и международное признание: его поставили почти все крупные театры оперы и балета СССР (Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, Львов, Рига, Таллин, Ташкент, Алма-Ата, Душамбе, Уфа, Челябинск, Саратов, Горький, Улан-Удэ, Новосибирск), а также театры зарубежных стран - Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польши, ГДР, Албании, Монголии, Мексики. «Шурале» не сходит с подмостков Татарского театра им.М.Джалиля, по праву считаясь непревзойденной вершиной национального балета.

Фариду Яруллину не удалось увидеть свое творение на сцене: 29-летний композитор, лейтенант Красной Армии, погиб 17 октября 1943 года в боях за Белоруссию.

ФАРИД ЯРУЛЛИН

1 января 1914 — 17 октября 1943

Фарид Яруллин родился в Казани в семье известного музыканта Загидуллы Яруллина. С раннего детства он полюбил музыку, в 1930 г. приступил к занятиям в Казанском техникуме искусств в классе Р.Л.Полякова по виолончели и параллельно в классе специального фортепиано М.А.Пятницкой. Во время учебы Фарид руководит самодеятельными хоровыми кружками, играет в трио, сопровождавшем спектакли в молодежном театре, работает пианистом-иллюстратором немых кинофильмов.

В 1933 г. Фарида направляют на учебу в Москву. Он поступает на рабфак при Московской консерватории, а на следующий год переводится в Татарскую оперную студию при консерватории (класс композиции Г.И.Литинского). Успешно овладевая профессиональным композиторским мастерством, Яруллин пишет вокальные и инструментальные произведения: песни, романсы, сонату для виолончели и фортепиано, струнный квартет и др.

В конце 1930-х гг., будучи студентом Московской консерватории, Яруллин получил от своего профессора интересное задание: познакомившись со сказкой Габдуллы Тукая «Шурале», Литинский предложил студенту использовать ее в качестве основы балета и сочинить для пробы первые сцены. Результат оказался удачным, работа чрезвычайно увлекла автора. Либретто балета взялся написать поэт Ахмед Файзи.

Уже в сентябре 1939 года состоялось прослушивание и обсуждение самого первого авторского варианта балета «Шурале» в фортепианном изложении. Хотя в акте приемки и было указано на необходимость некоторой доработки, балет все же включили в репертуарный план Татарского оперного театра. Однако в театральном сезоне 1939/40 гг. «Шурале» так и не был поставлен.

На осень 1941 года была назначена Декада татарского искусства в Москве, и предполагалось, что на ней в числе других достижений ТАССР будет показан первый национальный балет. На постановку «Шурале» в Казань был приглашен известный хореограф Леонид Якобсон. По согласованию с А.Файзи он переработал либретто балета, в результате чего Ф.Яруллину в сжатые сроки пришлось выполнить титанический труд: менять имевшийся материал, сочинять много новой музыки. Сохранились рассказы о том, как композитора запирали в комнате гостиницы «Совет», дабы ничто не отвлекало его от работы. Порой он сбегал оттуда, спустившись по водосточной трубе.

Яруллину не удалось увидеть свое творение на сцене. Началась Великая Отечественная война, и Фарид Яруллин был призван в ряды Красной Армии. Четыре месяца он провел в военной пехотной школе, а затем в звании лейтенанта был отправлен на фронт. Несмотря на хлопоты Литинского, писавшего о том, что его ученик — выдающийся композитор, представляющий огромную ценность для национальной татарской культуры, Яруллин продолжал оставаться на передовой. В 1943 году он был ранен, лежал в госпитале и вновь был отправлен в действующую армию.

Из писем композитора мы знаем, что и на фронте Фарида Яруллина не оставляли мысли о судьбе балета «Шурале». «Как бы мне хотелось увидеть его на сцене. Хотя бы одним глазком... Музыка его во мне и всегда со мной», - признавался Фарид в одном из последних писем к жене. Фарид Яруллин погиб 17 октября 1943 года на территории Дубровинского района Витебской области Белоруссии.

Премьера балета «Шурале» состоялась в Казани 12 марта 1945 года (балетмейстеры-постановщики — Леонид Жуков и Гай Тагиров). Инструментовка «Шурале», которую Яруллин не успел сделать, была осуществлена композитором Ф.Витачеком, знатоком оркестра, преподававшим оркестровку и чтение партитур в московском Институте имени Гнесиных. Премьера была долгожданной, но очень скромной: военное время, неукомплектованная труппа, неотапливаемое помещение...

В более благоприятных условиях, уже после войны, в 1950 году к балету Ф.Яруллина вновь обращается Л.Якобсон. Сцена Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский) предъявляет к постановке несколько другие требования, поэтому балетмейстер в некоторой степени изменяет и содержание, и музыку. Новую музыкальную редакцию осуществили В.А.Власов и В.Г.Фере. Ленинградский вариант балета получил и своё собственное название - «Али-Батыр». В 1951 году спектакль получил Сталинскую премию, награды удостоились Леонид Якобсон, дирижер Павел Фельдт и – небывалый случай – три состава исполнителей, среди которых были Алла Шелест, Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Аскольд Макаров, Игорь Бельский. В 1957 году спектакль Татарского театра им.М.Джалиля в новой постановке Л.Бордзиловской и Ш.Байдавлетова был показан на Декаде татарского искусства и литературы в Москве.

Позднее балет «Шурале» получил общесоюзное и международное признание: его поставили почти все крупные театры оперы и балета СССР - Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, Львов, Рига, Таллин, Ташкент, Алма-Ата, Душамбе, Уфа, Челябинск, Саратов, Горький, Улан-Удэ, Новосибирск... Его также танцевали на сценах социалистических стран: Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польши, ГДР, Албании, Монголии. «Шурале» стал одним из самых ярких балетов советского времени.

В начале 2000-х гг. балет был поставлен в Мексике, а в 2009 году вернулся в репертуар Мариинского театра Санкт-Петербурга. «Шурале» не сходит с подмостков Татарского театра им.М.Джалиля, по праву считаясь непревзойденной вершиной национального балета.

В 1958 году Фариду Яруллину посмертно была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им.Г.Тукая. Одна из улиц Казани названа в честь Фарида Яруллина.

По материалам статей Г.Юнусовой, А.Габяши, Л.Михеевой, Р.Такташ


Возврат к списку

Похожие новости

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля