Новости

ЛЮДИ ТЕАТРА. Диляра Сабирзянова: «Думала, выйду на пенсию – раз в месяц буду в театр ходить. Жизнь распорядилась иначе: в театр я хожу каждый день!»  08.03.2013

ЛЮДИ ТЕАТРА. Диляра Сабирзянова: «Думала, выйду на пенсию – раз в месяц буду в театр ходить. Жизнь распорядилась иначе: в театр я хожу каждый день!»

Как известно, театральный костюм – это «вторая оболочка артиста», «часть декорации, находящаяся в руках актера», «видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой...». Созданию эскизов к оперным и балетным постановкам посвящали себя крупнейшие художники прошлого и настоящего. Искусству театрального костюма посвящены научные диссертации и толстые книги-альбомы.

Сегодня мы поговорим о театральных костюмах, но не о том, как они создаются и изготавливаются, а о том, как хранятся и эксплуатируются. Наша собеседница – начальник костюмерного цеха театра Диляра Рашидовна Сабирзянова рассказала читателям постоянной рубрики kazan-opera.ru, сколько нарядов находится в кладовых театра, в каком спектакле больше всего переодеваний, и сколько весит шуба Бориса Годунова.

Беседовала Елена Остроумова.

***

«СУДЬБА ПРИВЕЛА МЕНЯ В ТЕАТР НЕ ЗРЯ»

- Диляра Рашидовна, расскажите о себе, где Вы родились, когда связали свою жизнь с театром?

- Я родилась в Казани. Всю жизнь провела здесь. Детство мое пришлось на сталинскую эпоху. Став взрослой, я работала в «военной» сфере, а в театр неожиданно «попала» в возрасте пятидесяти лет. Хотя, почему неожиданно? Вероятно, какая-то артистическая жилка была во мне с детства – будучи ребенком, я посещала разные творческие кружки в Клубе меховщиков: танцы там преподавал знаменитый хореограф Гай Тагиров, хором руководила Яруллина, работал Али Гизатуллин. Учась в школе, я в течение пяти лет выступала на Приволжской районной ёлке Снегурочкой, а Дедом Морозом был Рафкат Бикчантаев – отец Фарида Бикчантаева! Словом, судьба привела меня в театр меня не зря!  

- Ваше самое яркое воспоминание детства?

- Помню себя лет шести. Моя тетя работала в пионерлагере в Гребенях, я была у нее в гостях. В этом лагере работал в пекарне старик дядя Саша. Он выпекал удивительный хлеб - вкусный, ароматный!.. Я до сих пор помню этот запах, тогда мы хлеба практически не видели. Пекарня находилась рядом с оврагом. Мы с деревенскими детишками иногда прибегали к пекарне, и дядя Саша давал нам маленькое блюдце с подсолнечным маслом и немного хлеба. Хлеб выпекался для детей и сотрудников пионерлагеря, посторонним его нельзя было давать. Но старик всё равно угощал нас и просил, чтобы мы ушли лакомиться в овраг: говорил, если увидят, его могут расстрелять. Это был 1951-52 год, такое действительно могло произойти. 

Сабирзянова.jpg
Диляра Рашидовна Сабирзянова

- Так как получилось, что Вы пришли в театр?

- Как военная, я ушла на пенсию в 44 года - по выслуге лет; какое-то время нянчилась с внучкой. Моя двоюродная сестра Нурия Джураева, которая много лет проработала в театре оперы и балета хормейстером, как-то сказала мне: «Зачем ты сидишь дома - с твоими-то организаторскими способностями?» Она и пригласила меня в театр инспектором хора. Я – не музыкант, но так как мы жили с ней в одной квартире в течение 19 лет, то весь оперный репертуар театра я «заочно» знала. 

Первое время было очень трудно, ведь инспектор хора должен знать все мизансцены в спектакле, следить за тем, чтобы каждый артист, выйдя на сцену, выполнял то, что ему положено. Я брала домой клавир, изучала, писала, запоминала. Меня в то время можно было ночью разбудить и спросить: «Сколько артистов хора выходит в «Царской невесте» в первом акте, в сцене пирушки опричников?» Я могла запросто сказать, и сколько человек, и кто поименно, и что каждый из них должен делать!

- Словом, к работе в театре Вы отнеслись ответственно?

- Да. Я полюбила театр. В молодости, проходя мимо этого здания, я думала: «Вот выйду на пенсию - каждый месяц буду на спектакли ходить!» Жизнь распорядилась иначе: теперь в театр я хожу каждый день – вот уже 18 лет! Я даже представить не могу, что прошло столько лет, я очень люблю эту работу.

костюмы разбирают артисты зора.jpg
Артисты хора разбирают костюмы перед спектаклем


«ПЕРЕД ПРЕМЬЕРОЙ ДВОЕ СУТОК НОЧЕВАЛА В ТЕАТРЕ»

- Как получилось так, что в дальнейшем Вы выбрали работу костюмера?

- В начале 2002 года в нашем театре состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро». Ставили эту оперу голландцы, была международная постановочная команда. Помню, иду накануне премьеры по коридору в театре, а мне коллеги-костюмеры говорят: «Вы, оказывается, к нам начальником приходите». Я была в шоке! На 24 января назначена премьера оперы, а 22-го числа мне говорят о том, что я стала начальником костюмерного цеха! Будучи инспектором хора, я знала, сколько в этой опере переодеваний! Только Бартоло и садовник в одном акте меняют костюмы 7 раз! Я как представила себе это… Два дня у меня было в запасе, и эти двое суток я ночевала в театре, «изучала материал». И не зря – мы не сорвали премьеру, всё получилось! 

Вскоре мне предстояло «выдержать» Шаляпинский фестиваль. Столько всего пришлось запомнить: у кого какие костюмы, кто и когда переодевается! Помню, одним из первых «звездных» солистов у меня был Владимир Ванеев – он пел Бориса Годунова. Я принесла ему все 4 шубы, не зная порядка, и честно сказала: «Я первый раз работаю на этом спектакле, не знаю, какой костюм за каким идет, пожалуйста, помогите мне». Он меня поддержал, сам подсказывал, когда нужно переодевать и какую именно шубу подавать. Я ему до сих пор так благодарна! Перед большими спектаклями на фестивалях я ночевала в театре, потому что спектакли заканчивались поздно, костюмы надо было убрать, а утром, к 11 часам, когда начинается репетиция следующего спектакля, подобрать костюмы всем вновь приехавшим солистам. Так я и «втянулась», постепенно изучила весь репертуар!

после пошива костюмы сдаются в костюмерый цех.jpg
Готовые наряды сдаются на хранение
в костюмерный цех

- Что входит в обязанности костюмеров в театре?

- При постановке новых спектаклей по эскизам художников в пошивочном цехе шьются костюмы, далее все они попадают к нам в костюмерный цех, и мы несем за них ответственность – стираем, гладим, отдаем в переделку, если что-то повреждено, упаковываем для хранения, развозим артистам по гримеркам перед спектаклями, собираем у них после, сортируем, осматриваем…

Перед каждым спектаклем мы должны «экипировать» всех задействованных в представлении. Бывают разные ситуации, совсем недавно, например, приехал солист исполнять роль, а на него нет костюма нужного размера. Спектакль проходил в воскресенье, в выходные дни пошивочный цех не работает, и все 3 костюма я ушивала сама, вручную.

Работа костюмера требует внимательности, аккуратности, физической выдержки. Например, для спектакля «Борис Годунов» требуется подготовить 38 шуб (царю и боярам), самая легкая из них весит 5,5 кг, а самая тяжелая – 8,5 кг! Было время, когда мне посчастливилось поехать на гастроли с нашей труппой в Испанию. Мы показывали «Бориса Годунова». Представьте - лето, жара, а наши артисты в мехах и шапках! (смеётся)

Это большая ответственность – так подобрать костюм, чтобы солисту, выходящему на сцену, было в нем комфортно, ведь от этого зависит его настроение. Услышать искреннее «спасибо!» от солистов после спектакля – дорогого стоит! После слов благодарности вся усталость проходит.

Сейчас в текущем репертуаре театра 41 оперный и балетный спектакль, это порядка 10 тысяч костюмов. Костюмеры должны знать наизусть каждый спектакль – где и в какой момент переодеваются артисты кордебалета, хора, солисты; кого надо переодеть за считанные секунды, а с кем можно не торопиться - между выходами пауза в 20-30 минут. Есть очень сложные для нас спектакли. К примеру, балет «Спартак» - там огромное количество действующих лиц, 586 костюмов! Причем, есть мгновенные перемены костюмов – солист вбегает за кулисы, и мы должны переодеть его полностью за 1-2 минуты! Экстрим!

балет берет костюмы.jpg
Артисты балета получают костюмы перед спектаклем

- У Вас много помощников?

- В костюмерном цехе работает 7 человек. Мы обслуживаем около 150 человек - 70 артистов хора, столько же балетных плюс приезжие солисты. 

- Бывают ли капризные артисты?

- Бывают, и довольно часто! (смеётся) Но это понятно, ведь они переживают, нервничают. Порой дотронешься до рук человека – они ледяные! Помню, я нервничала перед приездом знаменитого баса Рене Папе на XXX Шаляпинский фестиваль! Слышала, что он несколько капризный человек, мировая звезда, поет в ведущих театрах мира… Но, как ни странно, мы с ним нашли общий язык в первый же день! Каким бы капризным человек ни был, видя наше внимательное и доброжелательное отношение, он успокаивается, и всё проходит хорошо.

А вообще, уважительное отношение не должно зависеть от статуса и имени! Наших, казанских солистов, к примеру, я всегда называю по имени-отчеству, хотя за столько лет мы уже сроднились. Это же Артисты, им приятно чувствовать уважительное, благожелательное отношение к ним.

Диляра Рашид.jpg
Диляра Сабирзянова и Сергей Семишкур (солист Мариинского театра)
перед спектаклем "Евгений Онегин"


«НИКАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ СМОЖЕТ ДАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ»

- У Вас есть увлечения помимо работы?

- Я очень люблю экспериментировать на кухне! Увижу где-нибудь рецепт – обязательно пробую приготовить. Не так часто удается радовать внуков, но я стараюсь! Ещё люблю работать в огороде! Выращиваю помидоры, огурцы, у меня хорошие и красивые яблони. Есть и цветы: розы, тюльпаны, семена которых я привезла из Голландии. Есть дерево тернослив – гибрид терна и сливы, финский сорт черной смородины – из Латвии.

- Поделитесь Вашим жизненным правилом, если таковое есть.

- Я однажды написала подруге поздравление: «Всегда вперед, назад – ни шагу! Не падай духом никогда! И сохрани в себе отвагу навсегда!» Вот мое жизненное кредо! Стараюсь относиться ко всему ответственно, уважаю коллег, людей, честных в своей профессии. Считаю, что никакое образование не сможет дать человеку внутренней культуры – ее нужно в себе воспитывать!


Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля