Новости

В театре оперы и балета состоится спектакль памяти Венеры Шариповой (1927-1989) 20.12.2012

В театре оперы и балета состоится спектакль памяти Венеры Шариповой (1927-1989)

Сегодня, 20 декабря 2012 г. на сцене Татарского академического театра им. М.Джалиля будет показана опера Ж.Бизе "Искатели жемчуга". Спектакль посвящается 85-летию со дня рождения народной артистки России и Татарстана Венеры Шариповой (1927-1989). Главные партии в опере исполнят: солистка Национальной оперы Украины Сусанна Чахоян (Лейла), солист Ташкентского оперного театра им.А.Навои Нормумин Султонов (Надир), солисты ТАГТОиБ Юрий Ившин и Айдар Нургаянов. За дирижерским пультом - маэстро Мика Айшенхольц (Швеция).

Свыше двадцати лет Венера Гареевна Шарипова являлась одной из ведущих солисток Татарского оперного театра им.М.Джалиля. Популярность певицы, обладательницы ярко выраженной творческой индивидуальности и природного обаяния, возникла с первых шагов ее сценической деятельности. За время работы в театре ею спеты многие партии лирико-колоратурного сопрано в произведениях классического русского, зарубежного, советского оперного театра, в произведениях татарских композиторов.

Начало артистического пути Венеры Шариповой совпало с периодом активного развития татарской музыкальной культуры.  Шарипова приехала в Казань в 1950-м году, закончив вокальное отделение Московской консерватории им.П.И.Чайковского. Природные данные молодой певицы позволили ей вскоре занять положение ведущей солистки Татарского государственного оперного театра, вступившего во второе десятилетие своего существования. Молодая певица за короткий период овладела труднейшими  партиями оперного репертуара. Важными вехами творческого пути Венеры Шариповой стали партии Татьяны и Иоланты в операх П.Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта», Маргариты («Фауст» Ш.Гуно), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини) и др.  Сценическая деятельность Венеры Шариповой достойно увенчалась исполнением таких значительных партий мирового оперного репертуара, как Леонора и Виолетта в операх Дж. Верди «Трубадур» и «Травиата».

Творческая манера Шариповой привлекала органичностью, отсутствием схематизма и «заданности», снижающей подчас силу воздействия работ даже опытных мастеров сцены. В ее исполнении строгий режиссерский замысел обретал неожиданные оттенки, импровизацию. Интуитивность решений — одно из качеств, окрасивших артистический облик Венеры Шариповой особым, неуловимым обаянием.

Овладение высокими образцами классического оперного искусства не могло не оказать влияния на работу Венеры Шариповой в области национального оперного репертуара. В воплощении образов татарских женщин Шарипова оставалась верна классической оперной стилистике. Она не искала резко характерного ни во внешнем облике, ни в звуковых красках создаваемых ею образов Сарвар, Алтынчеч и других героинь национальных опер и оперетт. Чувство меры, высокие профессиональные оперные традиции, усвоенные  ею, позволяли органично вписывать национальные  интонации в классический  оперный стиль.   

Совершенствованию национального исполнительского стиля способствовала обширная концертная деятельность Шариповой. В ее репертуаре  неизменно  присутствовали  народные   татарские песни, произведений Салиха Сайдашева, Рустема Яхина, Мансура Музафарова и других композиторов.

Большая и значительная деятельность Венеры Шариповой была неоднократно отмечена правительственными наградами и присуждением почетных званий.

По материалам очерка О. Егоровой в сб. «Народные артисты» (под ред. И.Иляловой, Г.Кантора)


Возврат к списку

Похожие новости

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля