Новости

Сергей Коробков: "Нуриевский фест по праву входит в ряд балетных брендов и России, и мира" 15.05.2012

Сергей Коробков: "Нуриевский фест по праву входит в ряд балетных брендов и России, и мира"

Сезон 2011/2012 гг. войдет в историю Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля как значительный и событийный благодаря двум важным вехам: 30-летию Международного оперного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина и 25-летию Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева. Оба фестиваля на протяжении многих лет определяют художественный облик Казани и привлекают внимание крупнейших деятелей музыкально-театрального искусства всего мира.

Но не только. Оба фестиваля и в профессиональной среде, и в самых широких зрительских кругах по-праву считаются образцовыми и во многом определяют особенности всероссийского фестивального движения. Прежде всего потому, что эти  фестивали – именные и изначально ориентированы на высокие образцы исполнительского искусства: Шаляпина – в опере, Нуриева – в балете. Казани в этом смысле исторически повезло, как повезло татарского театру имени Мусы Джалиля: имена Шаляпина и Нуриева – сами по себе и знаки, и отличия, возводящие оперный и балетный фестивали республики в ранг художественной идеи.

Возникли оба фестиваля, в первую очередь, по идейным соображениям, а не как дань моде, и репертуар обоих отвечает тем названиям, которые формировали, развивали, а затем и украшали послужной список великого певца и великого танцовщика. В Казани об этом помнят и этим дорожат, и для участия в фестивальных спектаклях приглашают и «звезд»-мастеров, и творческую молодежь исключительно по принципу «соответствия» их великим предшественникам: выступать в шаляпинских и нуриевских партиях, и не просто выступать, а предлагать свой артистический взгляд на вошедшие в историю мирового искусства роли.

У истоков рождения обоих фестивалей стоял выдающийся театральный деятель – директор Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Благодаря его инициативе Рудольф Нуриев дал казанскому фестивалю свое имя: Мухаметзянов попросил его об этом в 1992-м году, когда фестиваль уже значился в казанских афишах целое пятилетие  как программа классического балета. Нуриев дирижировал – единожды в России, в Казани – балетом «Щелкунчик» – и после спектакля ответил согласием на предложение дать фестивалю его имя. Увы, смертельная болезнь не позволила танцовщику стать куратором продолженного под его именем дела. Однако Рауфаль Мухаметзянов неизменно заботится о том, чтобы высокая планка фестиваля не снижалась, и в этом ему помогают коллеги, среди которых, в первую очередь, надо назвать художественного руководителя балетной труппы театра Владимира Яковлева и московского балетного критика Наталию Садовскую, которая все эти 25 лет входит в организационный комитет фестиваля и неоднократно выступала режиссером-постановщиком его гала-концертов.

Наталия Михайловна Садовская рассказывает:

- Дивными, светлыми майскими днями Казань уже много лет встречает уникальный праздник танца – фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Художественный авторитет фестиваля неоспорим. Не потому ли суперименитые балерины и премьеры всегда с радостью соглашаются принять в нем участие? На казанской сцене в рамках фестиваля имени Рудольфа Нуриева выступали Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Наталия Ледовская, Елена Филиппьева, Татьяна Боровик, Елена Князькова, Владимир Васильев, Алексей Ратманский, Сергей Филин, Дмитрий Гуданов, Георги Смилевски, а следом – новое поколение звёзд мирового класса: Анастасия и Денис Матвиенко, Наталия Осипова и Иван Васильев, Екатерина Осмолкина и Михаил Лобухин, Евгения Образцова и Семен Чудин, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов, Кристина Кретова, Нина Капцова… Перечисление имен займет немало места на страницах юбилейного буклета, но так хочется назвать всех или почти всех: каждое выступление, каждая исполненная роль становились событием!

Все начиналось в 1987-м году, когда директор Р.Мухаметзянов, главный балетмейстер Л.Исакова и Н.Садовская задумали составить фестивальную программу их тех спектаклей, которые входили в репертуарную афишу театра. Опору нашли в замечательных солистах казанской труппы – Ирине Хакимовой, Луизе Мухаметгалеевой, Елене Щегловой, Бахытжане Смагулове, Виталии Бортякове, Игоре Жукове, вскоре к ним присоединились гастролеры – знаменитая эстонская балерина Кайе Кырб, восходящая звезда Мариинского театра Ульяна Лопаткина… Петербурженка Ирина Шапчиц и москвичка Екатерина Березина дебютировали на Нуриевском фестивале в новых для себя партиях, которые готовили под руководством выдающегося педагога-репетитора Рафаэля Саморукова.

Первые фестивальные программы, безусловно, способствовали профессиональному росту труппы и закладывали новые традиции, благодаря которым казанский балет все более и более привлекал внимание театральной общественности, вызывал неподдельный интерес у зрителя. Многие из приглашенных артистов полюбили столицу Татарстана как свой родной город и на протяжении многих лет с радостью откликались на предложения руководства театра участвовать в зарубежных гастролях.

Фестивальный опыт во многом подвиг Рауфаля Мухаметзянова к пересмотру распространенной в России формы функционирования репертуарного театра. С 1988 года в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля – впервые в России – вводятся должности художественных руководителей оперы и балета, творческие коллективы переводятся на контрактную систему, для участия в центральных партиях оперного и балетного репертуара приглашаются гастролеры – отечественные и зарубежные артисты высочайшего исполнительского уровня. Из театрального обихода уходит понятие «рядового спектакля». По замыслу Мухатмезянова, каждый спектакль – это праздник, и задача его собственная, и его коллег – праздник создать. Так, рожденные десятилетия назад фестивали видоизменили саму организационную модель театра: фестивали-праздники привели к практике спектаклей-праздников «текущего» репертуара.

Наталия Михайловна Садовская рассказывает:
- Фестиваль имени Нуриева – долгожитель. Равного ему по масштабу и профессиональному статусу на российской земле, пожалуй, и не сыщешь.
Все, что происходило за эти годы на фестивале, взаимообогащало и труппу, и публику, и приезжих артистов, которые становились добрыми друзьями театральной Казани! Во многом благодаря фестивальному движению выросла и труппа казанского балета. Ведь возможность участвовать в фестивале – это стимул артисту показать свои умения. Соревнуясь с гастролерами, доказывая свои права на ведущие партии, на первое положение вышли Нурлан Канетов, Артем Белов, Руслан Савденов, Михаил Тимаев, Максим Поцелуйко, Александра Суродеева, Александра Елагина, Юлия Позднякова, сегодня балеринские партии с успехом ведет юная Кристина Андреева… Многие стали обладателями высоких наград на международных конкурсах артистов балета, Нурлан Канетов и Михаил Тимаев удостоены приза «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
Кстати, приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета» удостоены Рауфаль Мухаметзянов и Владимир Яковлев, чья подвижническая деятельность на ниве фестивального движения не может ни восхищать!


Фестиваль имени Рудольфа Нуриева все чаще называют брендом театральной Казани, это – так и есть, хотя, если взять во внимание международную популярность форума, то можно смело говорить о том, что Нуриевский фест по праву входит в ряд балетных брендов и России, и мира. На фестивальной сцене выступают солисты театров Германии, Австрии, Нидерландов, Швеции, они ведут и афишные спектакли, и участвуют в заключительных гала-концертах, которые можно считать своеобразными визитными карточками фестиваля.

Наталия Михайловна Садовская рассказывает:
Финальные концерты не имеют ничего общего с демонстрацией виртуозных номеров и отрывков из балетных хитов! В программы гала включаются хореографические шедевры, новинки авангардной лексики, драгоценные фрагменты старого, забытого. Украшают их и танцевальные посвящения юбилейным датам: Пушкин, Чайковский, Шостакович, 100-летие знаменитых «Русских сезонов» С.Дягилева, 65-летие Великой Победы… На протяжении двух-трех часов перед зрителем возникает широкая панорама того, чем живет сегодня классический балет мира, и за саму эту возможность зритель благодарит артистов горячо и эмоционально. Думаю, что в формировании ныне признанных брендов «Казанский балет» и «Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева» огромная заслуга принадлежит казанской публике, и искренне верю в то, что ее диалог с мастерами хореографического искусства всегда будет эмоционально насыщенным и творчески содержательным!

Рудольф Нуриев, совершивший некогда свой знаменитый «прыжок в свободу» и на долгие годы оставивший Россию, вернулся в 90-е годы прошлого века домой – в родные его сердцу Петербург и Казань, чтобы встретиться с публикой, которая ждала его долгие годы и не переставала им восхищаться. Он благословил Казанский фестиваль и подарил ему свое имя. Неслучайно и на сцене, и в зрительном зале на протяжении всех фестивальных дней ощущается незримое присутствие гения танца. Пусть так будет всегда! 

Сергей Коробков, профессор, кандидат искусствоведения (Москва)


Возврат к списку

Похожие новости

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля