Новости
15.02.2012
Нынешний фест, в программу которого вошли 10 оперных названий и в рамках которого выступили более 60 приглашенных певцов и дирижеров, стал своего рода «кардиограммой» музыкально-театральной жизни страны.
К примеру, только четыре последних спектакля XXX Шаляпинского фестиваля составили оригинальнейшую «картину дня» современного оперного театра, дав понятие о разнообразии сегодняшних подходов к жанру. В афише соседствовали монументальная «Аида», поставленная в эстетике «большой оперы», и танцевальная «Кармен», сделанная в духе оперы-кино; грандиозный «Борис Годунов», уносящий нас в эпоху смутного времени со всеми его историческими атрибутами, и символичный «Очарованный странник», пространство которого иллюзорно, а время растягивается и сжимается по взмаху дирижерской палочки…
Возможность решить, что ближе и «родней», была оставлена на откуп зрителю…
«Аида» и «Кармен»: условность в квадрате
11 февраля в рамках Шаляпинского фестиваля зрителям Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля был представлен спектакль «Аида» - драма Дж.Верди о любви и ревности. Оперные фараоны, цари и полководцы казались сошедшими с древнеегипетских фресок, и хоть казались иногда чрезмерно высокопарными (что поделаешь – в условиях эпической постановки некоторая пафосность неизбежна), покоряли живостью интонаций и блестящим вокальным мастерством. Аксиома, не требующая доказательств, вновь была подтверждена: главное в опере – музыка, и если она исполняется высокопрофессионально, все остальное отходит на второй план.
Ключевая фигура спектакля – величественная Амнерис в исполнении прекрасной солистки Мариинского театра Екатерины Семенчук. Гордая, властная, уверенная в себе, Амнерис-Семенчук держала внимание зрителя от начала до конца спектакля: ее героиня на сцене не играла, а жила - дышала, радовалась и страдала. В роли эфиопской принцессы Аиды была хороша обладательница большого оперного голоса Анна Маркарова, сентиментальным и чувственным Радамесом выступил Ахмед Агади, солист Мариинского театра, известный и любимый в Казани.
Программу фестиваля продолжила «Кармен» Ж.Бизе в постановке Г.Ковтуна. Яркий, красочный спектакль порадовал хорошими голосами (Екатерина Егорова, Ахмед Агади, Эдуард Цанга, Юлия Саврасова) и зрелищностью происходящего на сцене. И хотя незамысловатое кинематографическое обрамление постановки подчеркнуло условность оперных страстей и несколько снизило градус восприятия трагического сюжета, спектакль оставил ощущение качественной профессиональной работы: большая, «многонаселенная» опера была исполнена легко и слаженно.
«Борис Годунов»: Шаляпин нашего времени
Кульминацией юбилейного фестиваля стала опера «Борис Годунов», исполненная 13 февраля, в день рождения Федора Ивановича Шаляпина.
Спектакль, в основе которого лежат реальные факты истории государства Российского, вряд ли может быть убедительно воплощен вне времени и пространства. Казанский «Годунов» в постановке Михаила Панджавидзе - сама традиционность: золоченые купола Успенского собора Московского Кремля, темный двор Новодевичьего монастыря, тихая келья Чудовой обители, сводчатые потолки Грановитой палаты… Время течет здесь неспешно: бояре в тяжелых шубах ходят степенно, отшельник Пимен неторопливо скрипит пером, занося в свою летопись события далеких лет, царевна Ксения вышивает на пяльцах, стараясь заглушить тоску по рано умершему жениху… Общую несуетность нарушает своими песнями только беглый монах Варлаам - «сгусток энергии», вечный авантюрист, не способный к размеренной жизни.
Большой опере – большие голоса; без них постановка может превратиться в пыльную музейную экспозицию. В фестивальном «Годунове» голоса подобрались отличные: харизматичный Михаил Светлов-Крутиков (Варлаам), очаровательная Ирина Макарова (Марина Мнишек), звучный Дмитрий Кузьмин (Самозванец), яркая Ирина Гелахова (шинкарка), юная Венера Гимадиева (Ксения), одаренный Артем Крутько (Феодор). И все же центром притяжения стал исполнитель роли Бориса Годунова – один из лучших мировых интерпретаторов этой партии, немецкий бас Рене Папе.
Обладатель великолепного голоса потрясающей силы, ровного на протяжении всего диапазона, завораживающего своим приятным тембром, Рене Папе продемонстрировал удивительное мастерство и благородство звукоизвлечения. Его царь – скорее король: небольшая разница в значении этих слов в данном контексте, конечно, ощутима. Годунов Рене Папе, кажется, неспособен до смерти засечь неугодного вассала или поднять руку на младенца. Его царь – страдающий и благородный, рефлексирующий и чуть сдержанный; в нем чувствуется «порода» - когда в родословной семьи ни единого пятнышка, наоборот, фамилия славится великими делами на благо страны. Непередаваемое благородство, величавость, стать – таким запомнился Рене Папе казанскому зрителю. Четкий, осмысленный, ясно донесенный образ, достойный самого Шаляпина…
Очарование «Очарованного странника»
…В зале воцарилась тишина: за пультом – впервые в Татарском оперном театре – маэстро Валерий Гергиев, на сцене – огромный крестообразный помост и «стенка» высохшей соломы. Люди в белых одеяниях. Молчание.
«Немое» десятиминутное вступление, во время которого в полной тишине на сцене замедленно двигались люди, создало ощущение иного измерения, транса, гипноза, мистерии. Без-временья.
Наконец, из тишины родился первый звук. Оркестр, хор поначалу звучали приглушенно, издалека. Постепенно музыка «набирала силу». Экспрессивная, сложная для восприятия, партитура Р.Щедрина в исполнении Валерия Гергиева прозвучала на одном дыхании. Тяжелое, почти исступленное движение музыки завораживало. Впечатление усиливала отличная, мастерская работа режиссера-постановщика Алексея Степанюка. Расположение хора, каждое движение солистов, артистов балета, символические предметы сценографии - все это оказало сильнейшее воздействие на зрителя.
Конечно, с первого раза понять, «прочитать» эту оперу неподготовленному зрителю оказалось делом сложным, почти невозможным. А вот прочувствовать – да. Пробирало до дрожи в коленях, до мурашек по коже.
Спектакль-гость, впервые показанный в Казани, стал настоящим «взрывом» в культурной жизни третьей столицы. Возможно, обозначенный постановкой путь развития современного оперного театра в дальнейшем окажется тупиковым, но познакомиться с ним хоть издали – просто необходимо. Чтобы очароваться или разочароваться, восхититься или остаться в недоумении; чтобы взглянуть другими глазами на традиционность или переоценить то, к чему мы привыкли…
Дневник XXX Шаляпинского фестиваля: день четырнадцатый
Подходит к концу тридцатый Шаляпинский фестиваль, ставший самым продолжительным за всю историю его проведения. Два заключительных гала-концерта, которые состоятся 16 и 17 февраля, станут финальными аккордами или, используя музыковедческую терминологию, блестящей кодой юбилейного форума.Нынешний фест, в программу которого вошли 10 оперных названий и в рамках которого выступили более 60 приглашенных певцов и дирижеров, стал своего рода «кардиограммой» музыкально-театральной жизни страны.
К примеру, только четыре последних спектакля XXX Шаляпинского фестиваля составили оригинальнейшую «картину дня» современного оперного театра, дав понятие о разнообразии сегодняшних подходов к жанру. В афише соседствовали монументальная «Аида», поставленная в эстетике «большой оперы», и танцевальная «Кармен», сделанная в духе оперы-кино; грандиозный «Борис Годунов», уносящий нас в эпоху смутного времени со всеми его историческими атрибутами, и символичный «Очарованный странник», пространство которого иллюзорно, а время растягивается и сжимается по взмаху дирижерской палочки…
Возможность решить, что ближе и «родней», была оставлена на откуп зрителю…
«Аида» и «Кармен»: условность в квадрате
11 февраля в рамках Шаляпинского фестиваля зрителям Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля был представлен спектакль «Аида» - драма Дж.Верди о любви и ревности. Оперные фараоны, цари и полководцы казались сошедшими с древнеегипетских фресок, и хоть казались иногда чрезмерно высокопарными (что поделаешь – в условиях эпической постановки некоторая пафосность неизбежна), покоряли живостью интонаций и блестящим вокальным мастерством. Аксиома, не требующая доказательств, вновь была подтверждена: главное в опере – музыка, и если она исполняется высокопрофессионально, все остальное отходит на второй план.
Ключевая фигура спектакля – величественная Амнерис в исполнении прекрасной солистки Мариинского театра Екатерины Семенчук. Гордая, властная, уверенная в себе, Амнерис-Семенчук держала внимание зрителя от начала до конца спектакля: ее героиня на сцене не играла, а жила - дышала, радовалась и страдала. В роли эфиопской принцессы Аиды была хороша обладательница большого оперного голоса Анна Маркарова, сентиментальным и чувственным Радамесом выступил Ахмед Агади, солист Мариинского театра, известный и любимый в Казани.
Программу фестиваля продолжила «Кармен» Ж.Бизе в постановке Г.Ковтуна. Яркий, красочный спектакль порадовал хорошими голосами (Екатерина Егорова, Ахмед Агади, Эдуард Цанга, Юлия Саврасова) и зрелищностью происходящего на сцене. И хотя незамысловатое кинематографическое обрамление постановки подчеркнуло условность оперных страстей и несколько снизило градус восприятия трагического сюжета, спектакль оставил ощущение качественной профессиональной работы: большая, «многонаселенная» опера была исполнена легко и слаженно.
«Борис Годунов»: Шаляпин нашего времени
Кульминацией юбилейного фестиваля стала опера «Борис Годунов», исполненная 13 февраля, в день рождения Федора Ивановича Шаляпина.
Спектакль, в основе которого лежат реальные факты истории государства Российского, вряд ли может быть убедительно воплощен вне времени и пространства. Казанский «Годунов» в постановке Михаила Панджавидзе - сама традиционность: золоченые купола Успенского собора Московского Кремля, темный двор Новодевичьего монастыря, тихая келья Чудовой обители, сводчатые потолки Грановитой палаты… Время течет здесь неспешно: бояре в тяжелых шубах ходят степенно, отшельник Пимен неторопливо скрипит пером, занося в свою летопись события далеких лет, царевна Ксения вышивает на пяльцах, стараясь заглушить тоску по рано умершему жениху… Общую несуетность нарушает своими песнями только беглый монах Варлаам - «сгусток энергии», вечный авантюрист, не способный к размеренной жизни.
Большой опере – большие голоса; без них постановка может превратиться в пыльную музейную экспозицию. В фестивальном «Годунове» голоса подобрались отличные: харизматичный Михаил Светлов-Крутиков (Варлаам), очаровательная Ирина Макарова (Марина Мнишек), звучный Дмитрий Кузьмин (Самозванец), яркая Ирина Гелахова (шинкарка), юная Венера Гимадиева (Ксения), одаренный Артем Крутько (Феодор). И все же центром притяжения стал исполнитель роли Бориса Годунова – один из лучших мировых интерпретаторов этой партии, немецкий бас Рене Папе.
Обладатель великолепного голоса потрясающей силы, ровного на протяжении всего диапазона, завораживающего своим приятным тембром, Рене Папе продемонстрировал удивительное мастерство и благородство звукоизвлечения. Его царь – скорее король: небольшая разница в значении этих слов в данном контексте, конечно, ощутима. Годунов Рене Папе, кажется, неспособен до смерти засечь неугодного вассала или поднять руку на младенца. Его царь – страдающий и благородный, рефлексирующий и чуть сдержанный; в нем чувствуется «порода» - когда в родословной семьи ни единого пятнышка, наоборот, фамилия славится великими делами на благо страны. Непередаваемое благородство, величавость, стать – таким запомнился Рене Папе казанскому зрителю. Четкий, осмысленный, ясно донесенный образ, достойный самого Шаляпина…
Очарование «Очарованного странника»
…В зале воцарилась тишина: за пультом – впервые в Татарском оперном театре – маэстро Валерий Гергиев, на сцене – огромный крестообразный помост и «стенка» высохшей соломы. Люди в белых одеяниях. Молчание.
«Немое» десятиминутное вступление, во время которого в полной тишине на сцене замедленно двигались люди, создало ощущение иного измерения, транса, гипноза, мистерии. Без-временья.
Наконец, из тишины родился первый звук. Оркестр, хор поначалу звучали приглушенно, издалека. Постепенно музыка «набирала силу». Экспрессивная, сложная для восприятия, партитура Р.Щедрина в исполнении Валерия Гергиева прозвучала на одном дыхании. Тяжелое, почти исступленное движение музыки завораживало. Впечатление усиливала отличная, мастерская работа режиссера-постановщика Алексея Степанюка. Расположение хора, каждое движение солистов, артистов балета, символические предметы сценографии - все это оказало сильнейшее воздействие на зрителя.
Конечно, с первого раза понять, «прочитать» эту оперу неподготовленному зрителю оказалось делом сложным, почти невозможным. А вот прочувствовать – да. Пробирало до дрожи в коленях, до мурашек по коже.
Спектакль-гость, впервые показанный в Казани, стал настоящим «взрывом» в культурной жизни третьей столицы. Возможно, обозначенный постановкой путь развития современного оперного театра в дальнейшем окажется тупиковым, но познакомиться с ним хоть издали – просто необходимо. Чтобы очароваться или разочароваться, восхититься или остаться в недоумении; чтобы взглянуть другими глазами на традиционность или переоценить то, к чему мы привыкли…
Похожие новости
- Обновленная «Баядерка» откроет 31-й Нуриевский фестиваль в Казани
- Параллельные программы Нуриевского фестиваля: кино, лекции, выставки и творческие встречи
- Международный фестиваль "Шаляпин. Нуриев. Казань" пройдет в театре им.М.Джалиля этим летом
- 31 марта в продажу поступят билеты на спектакли XXXI Нуриевского фестиваля