Новости

Рустам Минниханов не пожалел на оперу 124 000 000 рублей 29.01.2012

Рустам Минниханов не пожалел на оперу 124 000 000 рублей

Как стало известно "БИЗНЕС Online", Татарский государственный театр оперы и балета им. Джалиля получил от президента РТ беспрецедентный грант в размере 124 млн. рублей. Это больше, чем в прошлом году было выделено (тоже в виде гранта) Государственному симфоническому оркестру РТ (на 4 млн. рублей)… Как рассказал вчера в ходе интернет-конференции с читателями нашей газеты бессменный директор театра Рауфаль Мухаметзянов, эти вливания будут направлены не только на новые постановки, увеличение оплаты сотрудникам и т.д. В Казань едут: Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Рене Папе и даже -  Лондонский симфонический оркестр!

ДОРОГОЙ И УБЫТОЧНЫЙ»

 По словам Рауфаля Мухаметзянова, грант, составляющий приблизительно треть годового бюджета театра, пойдет на постановочную деятельность. То есть театр будет выпускать больше спектаклей и возрастут зарплаты сотрудников. Например, артист кордебалета будет получать 25 тысяч, оркестранты – до 40 тысяч рублей.

Татарский оперный театр в течение сезона работает практически при стопроцентной заполняемости зала, что для российских театров является скорее исключением из правил. На продаже билетов он зарабатывает около двадцати процентов от общей суммы своего годового бюджета. Но при этом Мухаметзянов рассказал, что опера и балет – самые дорогие и убыточные жанры. Даже если делать билеты на спектакли дороже, а сейчас попасть на спектакль можно и за 400 рублей, постановки все равно не окупятся. Оперный театр – не коммерческая организация, она в большой мере должна дотироваться государством. Оно должно давать деньги на постановки, зарплату сотрудникам, содержание здания.

Например, в казанском  театре штат - 700 человек. Половина из них – творческий состав. В цену новой постановки закладываются стоимость декораций и костюмов, гонорары артистов, а в опере это не только солисты, но и хор, и миманс. Плюс – зарплата оркестра и гонорар постановочной группы. «Театр – это завод по производству спектаклей», - так образно выразилсяМухаметзянов.  

 «РЫНОК ВСЕ ОБЪЯСНИЛ»

Часть вопросов читателей касалась гастрольной деятельности театра. Вот уже на протяжении почти двадцати лет театр выезжает на гастроли в Западную Европу. В первый год казанцы сыграли в Голландии восемь спектаклей, на следующий сезон уже в десять раз больше. За все время гастролей нашими артистами не было сорвано ни одного представления.

«Были времена, когда на гастроли заграницу ездили лишь «избранные», но пришло время рынка. Рынок позволил узнать, что мы собой представляем», - рассказал  Мухаметзянов.

Кстати, благодаря европейским гастролям, появились и новые проекты, и копродукция, музыканты стали лучше разбираться в стилях. А голландская авиакомпания KLM, летающая по всему миру, бесплатно рекламирует гастроли казанской оперы в Нидерландах.

Сейчас театр работает в Европе с тремя прокатными фирмами, но не спешит ездить по России. Почему? Об этом тоже спрашивали читатели «БИЗНЕС Online». По словам директора, гастроли по стране – коммерчески невыгодны. Если они будут проводиться, министерство культуры РФ должно выделять на них целевые дотации. Или регионы, если они хотят видеть у себя тот или иной театр, должны брать расходы на себя. Тратят же они деньги на приезды поп-звезд. Недавно в Йошкар-Олу и в Чебоксары на фестивали пригласили балет «Шурале» - главы этих регионов оплачивают поездки наших артистов.

 «НАМ НАДО БЫЛО ПРИВЛЕЧЬ ЗРИТЕЛЯ»

Группа вопросов в преддверии юбилейного Шаляпинского фестиваля касалась истории создания этого форума. По словам  Мухаметзянова, придя в 1981 году, он застал практически пустой зал. Через год в театре была аккумулирована идея оперного фестиваля. В это время никто и не думал, что Шаляпинский будет развиваться и жить так долго. «Нам надо было привлечь в зал зрителей, а им были нужны новые исполнители», - поясняет  Мухаметзянов.

Именно Шаляпинский стал родоначальником фестивального движения в России, но другие фестивали уже давно сошли с «беговой дорожки». Фестиваль этого года – необычный. На него впервые приезжает целый спектакль – это постановка Мариинского театра «Очарованный странник». Дирижировать будет сам Валерий Гергиев. Любопытно и то, что публике представят музыку ХХ века, а не привычную на фестивале классику.

Приезд Мариинского театра – начало сотрудничества между ним и казанской оперой. В будущем  Гергиев обещает привезти в Казань Лондонский симфонический оркестр. Кроме этого, возможна совместная постановка мюзикла Лоу «Моя прекрасная леди».

Из других фишек Шаляпинского этого года  Мухаметзянов назвал сотрудничество с Михаилом Плетневым и Рене Папе – лучшим исполнителем партии Бориса Годунова в мире.

Татьяна Мамаева

Возврат к списку

Похожие новости

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля