Новости

Михаил Плетнев: «Я ничего в деньгах не понимаю, Бог с ними» 29.01.2012

Михаил Плетнев: «Я ничего в деньгах не понимаю, Бог с ними»

В Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля проходят репетиции оперы Чайковского «Евгений Онегин». Музыкальный руководитель постановки –известный пианист, основатель и дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на репетиции маэстро и взял у него эксклюзивное интервью.

 ПЛЮШЕВЫЙ ОРКЕСТР

Рассказывают, что в детстве, когда Мише Плетневу было три года, он рассаживал рядком любимых плюшевых зверушек, давал им в руки, вырезанные из бумаги «инструменты» и дирижировал этим плюшевым «оркестром». Карьера дирижера уже тогда его привлекала.

Можно сказать, что его взлет начался уже в тринадцатилетнем возрасте, когда необыкновенно одаренного подростка, учившегося в средней специальной школе при Казанской государственной консерватории, перевели за успехи на учебу в ЦМШ при консерватории московской. В Казани осталась его любимый педагог Кира Шашкина, которую Плетнев, став известным музыкантом, перевез в Москву. Он умеет помнить добро.

В Москве успехи продолжились – победа на двух престижных конкурсах, «золото» на конкурсе Чайковского, слава и популярность. Плетнев считался и считается до сих пор одним из самых тонких интерпретаторов музыки Чайковского. Прибавим к этому и виртуозное исполнение Шопена. В его активе «Грэмми» за исполнительское искусство. В самый расцвет концертной деятельности он круто меняет судьбу – создает в Москве Российский национальный оркестр. На дворе 1990 год – страна разваливается. А Плетнев создает новый коллектив, рискует и выигрывает. РНО сейчас – один из лучших оркестров мира.

 «ВЫ ЖЕ ЧАЙКОВСКОГО НЕ ИСПОРТИЛИ»

- Михаил Васильевич, у вас уже был один опыт музыкального руководства оперным спектаклем – «Пиковая дама» Чайковского в Большом театре, которую вы ставили вместе с известным драматическим режиссером Валерием Фокиным. Почему вы согласились приехать в Казань на постановку «Евгения Онегина»?

- Я не сразу согласился.

- Вы долго думали?

- Думал. И согласился. Во-первых, я эту оперу очень люблю. Во-вторых, меня устроила концепция, которую предложил режиссер Михаил Панджавидзе. Если бы эту оперу хотели испоганить, как делают в других театрах некоторые режиссеры, претендующие на оригинальность, я бы никогда не приехал. Но Михаил Панджавидзе обещал мне, что все  будет по Чайковскому, по партитуре, по Пушкину. Обещание он держит. И потом – в Казань ведь пригласили.

- Немного ностальгируете по казанскому детству?

- Ностальгирую… Куда денешься?

«В ФИНАНСОВОЙ СТОРОНЕ НЕ РАЗБИРАЮСЬ»

 - Вы работаете в РНО – одном из лучших оркестров мира. Тем не менее, зная  положение в классическом искусстве, думаю, вашему коллективу не просто живется. Как сейчас выживают оркестры в столице?

-  Об этом вам лучше спросить моего директора. Он знает всю финансовую сторону нашего коллектива. Я ничего в деньгах не понимаю, Бог с ними.

- В Татарстане президент республики дал нашему симфоническому оркестру грант в 120 миллионов на развитие. Как вы полагаете, реально в провинции сделать коллектив мирового уровня?

- Сто двадцать миллионов – это большие деньги. Если их употребить правильно. Если в вашем оркестре сделают конкурс, пригласят людей из Германии, Франции. Японии, Америки… Как делают спортивные команды? Они набирают игроков. Ну и «тренера», конечно, надо хорошего.

 «ПРОХОРОВ НАС ПОДДЕРЖИВАЕТ, А МЫ - ЕГО»

- Один из спонсоров вашего коллектива Михаил Прохоров. Вы будете поддерживать его на выборах?

- Будем во всех отношениях поддерживать. Он нас поддерживает, а мы - его.

- В одном из ваших интервью вы сказали: «мы с Путиным идем одним путем». Ваше отношение к Владимиру Владимировичу сохранилось?

- Я этого не читал. И не говорил. Пишут всякую ахинею. Мне кажется, что в прессе правды процентов на три-четыре, остальное – вымысел. В этом я убедился. Я сейчас не читаю ни газеты, ни журналы.

 ДИРИЖЕР - ЭКСТРИМАЛ

- Но журналисты пишут о вас много интересного. Например, что вы и самолет водите, и дайвингом занимаетесь. В это трудно поверить, вы производите впечатление человека очень спокойного и уравновешенного. Почему вдруг такой экстрим?

- Неспокойному человеку ни за штурвалом самолета, ни под водой делать нечего. Инструктор по дайвингу вас обязательно проверит. На определенной глубине он тихонечко перекроет баллончик. Человек в этой ситуации рванет наверх и, скорее всего, помрет. Конечно, инструктор вам этого сделать не даст, но посмотрит, как вы себя будете вести.

- Как это бывает?

 - Плывешь иногда на глубине и вдруг – дышать нечем. А глубина метров двадцать. Сейчас дышать нечем, а дальше-то что делать? Вот неспокойный человек, скорее всего, погибнет.

- А вы как себя в этой ситуации ведете?

- Оглядываюсь, регулятор тихонечко покручу и медленно начинаю всплывать.

- А как на самолете летаете?

- Да, есть у меня небольшой самолет. Открытый такой. Когда его ведешь, тоже спокойствие требуется. И умение быстро соображать тоже нужно.

- Вы вообще склонны к риску?

- Не знаю, наверное. Кому суждено быть повешенным, не утонет. Рисковал же, когда создавал оркестр.

 «ДОСТОЕВСКОГО НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ»

  - Когда вы дирижируете, кажется, что музыка выворачивает душу. Словно читаешь Достоевского. Кстати, вы его любите?

 - Любить Достоевского очень трудно. Любить можно что-то полегче. Он так вытягивает душу, заставляет переживать. А переживаний и так хватает.

 - Вы сейчас редко выступаете как концертирующий пианист?

 - Я уже пять лет не концертирую.

 Увы, на этом интервью закончилось. Потому что по трансляции объявили окончание перерыва и маэстро пригласили на сцену. Там его ждали солисты и хор, готовые перевоплотиться в пушкинских персонажей.

Татьяна Мамаева

Возврат к списку

Похожие новости

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля