Новости

06.09.2011

ИА "Татар-информ": «Шаляпинский и Нуриевский фестивали требуют колоссальной организации»

В агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию нового 73-го сезона Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

На вопросы журналистов ответили заместитель директора ТАГТОиБ им.М.Джалиля Юрий Ларионов, художественный руководитель балета Владимир Яковлев, режиссер-постановщик оперной труппы Эдуард Трескин.

Новый театральный сезон театр открывает 19 сентября премьерой оперы Назиба Жиганова «Джалиль». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?  Учитывая, что постановщик спектакля - Михаил Панджавидзе, наверно, зрителей ждут какие-то сюрпризы?

Э.Т.: Сюрпризы будут. Это оригинальная постановочная редакция в опере, которая будет идти на пяти языках. Причем, это совершенно органично, я видел репетиции оперы. Она будет идти на татарском, русском,  казахском, немецком и французском языках. Эта постановка будет оригинальна еще и тем, что будет изменен стандартный порядок картин оперы, будут использованы все богатейшие технические возможности театра. Важную роль будет играть освещение. Это будет очень оригинальный, современный спектакль.

На премьере оперы «Джалиль» будет присутствовать дочь поэта Чулпан Залилова. Я с ней разговаривал летом, она очень заинтересована в том, чтобы опера прошла с успехом, ведь она посвящена ее отцу. В спектакле будут заняты артисты разных театров, традиционно мы приглашаем талантливых артистов, многие из которых уже выучили свою партию на татарском языке и поют ее почти без акцента. Например, Евгений Уланов, который будет петь, в том числе и на татарском языке. Партию Джалиля в спектакле исполнит Ахмед Агади. Дирижер-постановщиком будет главный дирижер нашего театра Ренат Салаватов.

Также предстоят гастроли оперной труппы по Европе. В начале октября выезжает спектакль «Аида», а потом «Волшебная флейта». Гастроли пройдут в Голландии. В этом году будет поездка в Москву в ноябре с участием театра, посвященные Дням республики. Перед Новым годом пройдут традиционные балы в опере, радостные, праздничные, с привлечением звезд и привлечением разных жанров. Мы постараемся сделать это весело, увлекательно для наших зрителей. В следующем году состоится премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин».  

Ю.Л.: Я бы хотел добавить несколько слов об опере «Джалиль». Назиб Жиганов - это масштабная фигура и, естественно, мы не могли не откликнуться на это событие в жизни Татарстана и России. В театре подошли к этой дате серьезно и ответственно, Жиганов - это мастер своего дела, который занимает значимое место в музыкальной жизни страны.

Известно, что театр посвятит два своих спектакля 70-летию поэта Рената Хариса.

В.Я.: Мы открываем балетный сезон 24 сентября спектаклем «Сказание о Йусуфе», который посвящается 70-летию Рената Хариса. Постановочная группа данного спектакля была удостоена высшей награды - Госпремии России. Спектакль идет уже много лет и всегда с большим успехом. Главную партию исполняет Нурлан Канетов. Когда только зарождалась идея этого спектакля, я говорил, что у меня есть танцовщик, который вылитый Йусуф. Действительно, это одна из лучших работ Нурлана Канетова. Этим спектаклем мы чествуем Рената Хариса.

Ю.Л.: Стоит отметить, что мы также посвящаем Ренату Харису наш популярный спектакль «Любовь поэта».

О гастролях оперной труппы мы уже говорили, какие планы у балетной труппы театра?

В.Я.: У нас осенне-зимние гастроли традиционные. Очень обширные. Мы начинаем свои гастроли в Норвегии, затем переезжаем во Францию, Германию, Австрию, Швейцарию, Данию. Завершаем гастроли в Голландии. География выступлений широкая. Везем классические спектакли: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пер Гюнт», «Тщетная предосторожность». Пять названий мы покажем на европейских сценах. Это будет порядка 70 спектаклей.

Э.Т.: Гастроли - это напряженная работа, но она нам необходима. В Голландии нас ждут, у нас есть постоянные зрители, которые ждут наших гастролей.  

Ю.Л.: С началом зарубежных гастролей, как только мы стали ездить в начале 90-х годов, театр стал расти в профессиональном отношении. Многие солисты, которые с нами выступали, отмечали высочайший профессионализм нашего коллектива.

В.Я.: Сейчас много за границу выезжает коллективов, которые ездят в одном автобусе, куда помещаются и декорации, и фонограмма, и балетная труппа. Обилие таких коллективов негативно отражается на имидже русского балета. В этом смысле наш театр, который приезжает с полноценным оркестром, кордебалетом, замечательными солистами, декорациями, костюмами, ценят. Мы никогда не доводим спектакли до такого уровня, что на них страшно смотреть. На западе нас ценят именно за тот высокий уровень спектаклей, которые мы привозим на гастроли.

Часто бывает, что заканчиваются гастроли, а импресарио уже заказывает балет, который у нас еще даже не прошел. То есть, у них не вызывает сомнений то, что мы привезем качественное произведение. Уровень наших солистов очень высокий. Это актеры, которые без труда могут работать не только в столичных театрах России, но и в любом европейском театре. Хочется также отметить, что в этом году балет пополнился молодыми талантливыми артистами. Искусство балета – это искусство молодых. Очень важно, чтобы постоянно был приток молодых сил. Из Казанского хореографического училища мы взяли 5 лучших учеников, одну балерину из Москвы. Шесть новых артистов приняты в нашу труппу. Ребята очень талантливые, мы даже сразу берем их на предстоящие гастроли.

Э.Т.: В Европе существует много трупп, которые ездят с гастролями, но большинство из них выступают либо под уменьшенный состав оркестра или под рояль, это такой адаптированный вид искусства, это не то, что можно показать на стационаре. У нас не так, у нас выезжает оркестр, у нас полноценные декорации, то есть, работает сложнейший механизм. В прошлом году на гастролях я был восхищен тем, насколько четко работает эта машина, хотя это требует огромных усилий.  

Впереди два больших юбилея, это 30-й Шаляпинский и 25-й Нуриевский фестивали. Давайте начнем с рассказа с Шаляпинского, что интересного ждет публику в новом сезоне?  В частности, как идет подготовка к премьере оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», музыкальным руководителем которой станет Михаил Плетнев?

Ю.Л.: Это будет мой 28-й по счету Шаляпинский фестиваль. Вообще, конечно, фестивальное движение, которое началось в России после возникновения нашего фестиваля – это явление. Фестиваль требует колоссальной организации. И не только во время проведения, ведь это итог всей нашей организаторской работы.

Э.Т.: Искусство должно быть праздником. Шаляпинский фестиваль – это всегда праздник, это настоящее искусство. В этом году фестиваль начнется с премьеры оперы Чайковского «Евгений Онегин». Музыкальным руководителем спектакля будет выдающийся дирижер Михаил Плетнев. Он связан с Казанью, здесь он учился в музыкальной школе, а мама работала у нас в оперном классе концертмейстером. Мы привлечем самых лучших исполнителей для главных ролей. Кстати, это не просто, здесь все должно быть прекрасно, и должны быть молодые исполнители. Будут звезды на фестивале, пока еще рано называть конкретные имена. Кроме классических опер мы предполагаем, что будет опера, которую написал выдающийся композитор современности Родион Щедрин «Очарованный странник», под управлением Гергиева. Это будет масштаб другой, приедет целый спектакль со своим оркестром. Это приблизит наш фестиваль к европейскому уровню.     

Ю.Л.: Да, хватило бы средств.

Э.Т.: Да, средства нам нужны. Ну, что сказать. Люди, у которых есть деньги, ну дайте средства, вложите в искусство, вы же вложите в самих себя, в своих детей! Я не говорю о Правительстве, я обращаюсь к тем богатым людям, которые не знают, куда вкладывать деньги - вложите в наш оперный театр.

Чем нас порадует Нуриевский фестиваль?

В.Я.: В России сейчас проводится очень много разных фестивалей. Наш театр был одним из первых, кто начал очень серьезно заниматься оперным и балетным фестивалями. 30 лет, 25 лет – это даты. Проводится в других театрах фестивали раз в два года. Некоторые приглашают пару солистов из других театров и говорят, что это международный фестиваль.

Наш балетный фестиваль – это минимум от 30 до 50 солистов, это блистательные актеры, которые приезжают как из России, так и из-за рубежа. Мы приглашаем солистов очень высокого ранга, тех, у которых расписаны выступления за 2-3 года вперед. Когда мы звоним коллегам, то уже не надо никому объяснять, что такое наши фестивали, так как его знают как в нашей стране, так и за рубежом. Билеты раскупаются очень быстро, так как мы действительно серьезно проводим наши фестивали, аналогов в России я не знаю. Наш фестиваль – это бренд нашей республики. Казань стала одним из центров оперного и балетного искусства. Не обращать на это внимания нельзя. Мы не можем платить артистам столько, сколько платят за рубежом, но для многих честь – выступить на нашем фестивале.

Конечно, наш театр надо поддержать, он сейчас на вершине, он один из лучших в России, он этого заслуживает. Тех денег, которые нам выделяют – это безумно мало. Вся балетная труппа нашей республики поместится в один автобус. Если учесть, что артист балета начинает учиться с ранних лет, а в 38 лет он выбывает из профессии, не имея в кармане ничего, так как за эти годы ничего не смог накопить. А балет – это искусство штучное. Увлечение спортом – это хорошо, но надо понимать, что наш театр, это настоящий культурный центр, где мы показываем высокое искусство, показываем спектакли высочайшего уровня. Театр создается очень долго, камешек за камешком, а развалить его можно очень быстро.

Какая средняя зарплата у артистов Татарского театра оперы и балета?

В.Я.: Если взять оклад артиста, то получается 4,5 тысячи рублей. Конечно, вместе с надбавками, грантами с сентября они будут получать около 20 тысяч рублей, но это штучное производство, это особая категория людей. В Екатеринбурге зарплата артистов 40-50 тысяч. В Перми меньше 50 тысяч не платят. Единственное, чем мы можем привлекать людей, это высокий уровень нашего театра, но они со временем обзаводятся семьями и уходят, а уходят в лучшие театры России, уезжают за рубеж. А созревают как мастера они у нас. Так и говорят, что рады работать в Казани, но надо же на что-то жить. А есть артисты, которые вообще уходят в строители.  

Планируются ли балетные премьеры? В частности, на предстоящей пресс-конференции вы говорили об обновлении балета «Лебединое озеро»?

В.Я.: Да,  у нас есть прекрасные декорации, костюмы к спектаклю «Лебединое озеро», но время идет, нужно что-то новоео. Поэтому мы уже изготовили часть новых декораций и костюмов к «Лебединому озеру», если осенью мы примем их полностью, то состоится премьера обновленного спектакля. А так как у нас богатейший репертуар балетный, у нас 18 названий спектаклей, это очень много, то новых названий мы пока не планируем, но зато у нас есть грандиозная задумка, которая будет реализована к Универсиаде 2013 года. Условное название спектакля «Золотая орда», где балетмейстером выступит Георгий Ковтун, а это человек с фантастическими замыслами. Это должно быть что-то невероятное. Либреттист - Ренат Харис. Это большая работа, к которой мы постепенно приступаем.    

Вела беседу Люция КАМАЛОВА.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля