Реквием

Реквием


Missa de Requiem
для оркестра, хора и 4 солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас)  


История создания

13 ноября 1868 года умер Россини. «Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, — писал Верди. — В мире угасло великое имя! Это имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая, — и это была слава Италии!» Не прошло и четырех дней, как Верди представил тщательно разработанный проект увековечения его памяти: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам... объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини... Этот реквием нужно было бы исполнить в церкви Сан Петронио в городе Болонья, подлинной музыкальной родине Россини. Этот реквием не должен был бы стать предметом любопытства или спекуляции: тотчас по исполнении на него были бы наложены печати, и он был бы сдан в архив Болонского музыкального лицея с тем, чтобы никто и никогда не мог получить его оттуда...» 12 частей были распределены по жребию между 12 композиторами (увы, ни одно из имен не пережило своего времени). Верди досталась последняя, Libera me, которая кладется на музыку лишь в особо торжественных случаях (обычно реквиемы завершаются частью Agnus Dei). Верди настаивал на особой торжественности премьеры: исполнение должно состояться в Болонье именно в первую годовщину смерти Россини. Однако этого не произошло по вине дирижера, и композитор порвал с ним дружеские отношения, длившиеся 20 лет. Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь реквием, причем к тому времени им уже были созданы 2 первые части.

В 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, современником — писателем Алессандро Мандзони, роман которого «Обрученные» он прочел еще 16-летним юношей. Композитор боготворил Мандзони, называл Великим поэтом, Великим гражданином, Святым человеком, славой Италии, а посланный ему портрет Мандзони с собственноручной надписью считал самой драгоценной реликвией. «... В присутствии Мандзони я чувствую себя до того маленьким (а ведь вообще я горд как Люцифер), — писал Верди, — что я никогда или почти никогда не могу сказать ни слова». Узнав о его смерти 22 мая 1873 года, Верди не поехал в Милан («у меня не хватит мужества присутствовать на его похоронах»), но уже на следующий день принял решение создать грандиозный памятник «нашему Святому» — им будет реквием, который лучшие певцы исполнят в Милане в годовщину смерти Мандзони.

Отказавшись от первоначально задуманных традиционных 12 частей , Верди разделил текст католической заупокойной мессы на 7 частей, из которых самая грандиозная, 2-я, в свою очередь распадается на 9 эпизодов. Работа шла быстро, в августе Верди уже послал приглашение певице для участия в премьере. Она состоялась в первую годовщину смерти Мандзони, 22 мая 1874 года в Милане, в соборе Сан Марко под управлением Верди, а 3 дня спустя — в театре Ла Скала и прошла с огромным успехом.


Назад в раздел


Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля