Пресса

20.04.2015

Даруй нам мир!

Автор: Александр Матусевич
СМИ: Сайт радио «Орфей»
20.04.2015

На Исторической сцене Большого театра 18 апреля свое 75-летие отметил великий танцовщик Владимир Васильев.
Большие юбилеи великих артистов Большого театра принято отмечать на сцене прославленного русского оперного дома. Так бывает почти всегда: из недавних исключений из этого правила – два юбилея Галины Вишневской (в 2006 и 2011 годах), обидевшейся на родной театр за эпатажного черняковского «Евгения Онегина» и не пожелавшей делить с ним радость своего персонального праздника. Но и в тех случаях, когда юбилей все же отмечается «на законном месте», нередки ситуации, когда родной театр – всего лишь представительная площадка, в чей величественный интерьер торжество вписывается как нельзя лучше, а в творческом плане участие Большого в нем либо минимально, либо вообще сведено к нулю. Из самых грандиозных, участие в которых Большого было весьма дозированным, вспоминаются 80-летие Ирины Архиповой (2005) и недавнее 75-летие Елены Образцовой (2014) – отчего так «факультативна» роль театра в чествовании его самых именитых артистов, остается только догадываться.
Образец дистанцированности от людей, более других творивших славу Большого, театр в очередной раз продемонстрировал на днях: 18 апреля на его Исторической сцене свое 75-летие отметил великий танцовщикВладимир Васильев – личность многогранная, целая эпоха в русском балете, отечественном музыкальном театре. Юбиляр восседал в Царской ложе, выходил на сцену Большого, на которой в памятный вечер показывали его спектакль, щедро посвященный им родному театру, его артистам. Все, казалось бы, красиво – за исключением лишь того, что поставить спектакль, о котором Васильев мечтал всю жизнь, на родной сцене ему не довелось: хореографическая фантазия по Высокой мессе Иоганна Себастиана Баха «Даруй нам мир» («Dona nobis pacem») – это работа совсем другого театра, привезшего ее в Москву специально к юбилею.
Грандиозный замысел Васильева оказался «ко двору» и по силам Татарскому театру оперы и балета им. Мусы Джалиля, художественный уровень хора, оркестра и балетной труппы которого весьма высок, и чей директорРауфаль Мухаметзянов не побоялся жанровой синтетичности нового творения. В результате родился необычный симбиоз искусств, с триумфом представленный сначала в Казани, а теперь и на сцене Большого.

 отличие от «Кармины бураны» Карла Орфа или «Жанны д’Арк» Артюра Оннегера Высокая месса Баха писалась не для театра – она органична в строгом антураже концертного зала или храма. Роскошь зала Большого кажется для нее чрезмерной рамой, также как и действо на сцене, активно сопровождаемое видеографикой, здорово отвлекает от великой музыки, которая абсолютно самодостаточна, ибо являет собой целую вселенную смыслов и чувств. Такие мысли рождаются по открытии занавеса, но потом они отступают – сначала на второй план, а потом и вовсе растворяются и исчезают. Причина этого в том, что Владимиру Васильеву удалось трудное дело, почти невозможное – создать гармоничный спектакль на музыку, которая никакого сценического действия не предполагает, которая бежит внешних эффектов. Ему удалось соблюсти меру и вкус, удалось прирастить и углубить смыслы – и космогоническая видеографика Даниила Герасименко по рисункам Светланы Богатырь, и выразительный свет Айвара Салихова, и эстетичные костюмы и величественные, конструктивно сложные декорации Виктора Герасименко, и собственно хореография Васильева сливаются в увлекательный и очень искренний рассказ – о судьбе художника, о радостях и потерях, о смысле жизни и смысле творчества.

Философская притча, но рассказанная лирично, с романтической приподнятостью, по сути, автобиографична, что более чем уместно в день юбилея. Мы все понимаем, что мастер рассказывает о себе, но это не выглядит претензией, самолюбованием, потому что одновременно это и рассказ о человеке вообще, призыв к каждому – осознать свое предназначение на земле и спешить делать добро. Васильев очень чуток к музыке Баха – танец, придуманный им, абсолютно естественно вытекает из звучащего космоса немецкого гения – каждое движение, каждая линия, каждая сцена. Поэтому не возникает ощущение нарочитой иллюстративности, нет примитивного стремления визуализировать музыку, искусственно дополнить звук картинкой и действием. И в этом, конечно, тоже сила спектакля, легко преодолевающего скепсис как меломанов-пуристов, так и балетоманов.
Трио балетных пар в исполнении интернационального состава солистов (Аманда Гомес и Михаил Тимаев, Кристина Андреева и Антон Полодюк, Мидори Тэрада и Коя Акава) символизируют разные вехи пути мастера, разные его психологические состояния и пережитые коллизии. Высокий класс исполнения, демонстрируемый солистами-звездами, поддержан и кордебалетом – движения выразительны, отточены, эстетичны. Огромное впечатление оставляет и чисто музыкальная часть спектакля: величественное и проникновенное пение хора (хормейстер Любовь Дразнина) и филигранная, стилистически достоверная игра оркестра, в котором даже духовые соло сделаны на отлично, дают почувствовать красоту бессмертного баховского творения с особой силой и испытать настоящий восторг. Великолепен квартет солистов-вокалистов: трепетная болгарка Эмилия Иванова с ясным и звонким сопрано, сочное и безупречное в своей ровности меццо Агунда Кулаева, звенящий колокольцевыми переливами тенор Алексей Татаринцев и необыкновенной тембральной роскоши насыщенный бас Максим Кузьмин-Караваев, изрядно владеющий колоратурой (что для низкого голоса – большая редкость), подают свои партии с впечатляющим блеском. Над всем царит голландец Винсент де Корт: многоопытному маэстро, давно сотрудничающему с Казанью, удалось спаять воедино все компоненты сложносочиненного опуса, сотворив звучащее столь же гармоничным, как и сам спектакль знаменитого юбиляра.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля