Пресса

01.03.2015

Программа о Шаляпинском фестивале на радио "Орфей"

Автор: Николай Рыбинский
СМИ: Радио "Орфей"


(приглашение  артистов  на  сцену  пом. режиссёра  к  началу  спектакля)
Вот так,  каждый  вечер, в  течении  более  двух  февральских  недель,  помощник  режиссёра, в  нашем случае, это  Вадим  Гаврилов,  приглашал  на  сцену артистов-участников  спектаклей  33-го Международного  оперного  фестиваля  имени  Шаляпина. Мне,  Николаю  Рыбинскому,  удалось побывать  на  этом  фестивале  в  Казани, на  родине  великого  русского  певца.

Здравствуйте! Должен сказать,  что  на  этот  раз я  приехал в  столицу  Татарстана, к  сожалению,    не  к началу  фестиваля,  но  скажу,  что  он  1  февраля  открывался  оперой  Пуччини  «Турандот»  в постановке Михаила  Панджавидзе. А  сам  фестиваль  был  посвящён 140-летию  оперы  в  Казани  и подробнее об этом позже. Было  на  этот  раз представлено 11  опер  русской  и  западно-европейской  классики,  в числе  которых,  премьера  оперы  Доницетти  «Любовный  напиток».  Особняком  стояла  концертная  версия оперы  Гершвина  «Порги  и  Бесс»  с  участием  в  главных  партиях  чернокожих  певцов  и, как  обычно, в  финале  фестиваля  - 2  гала-концерта. В этом  году  на  Шаляпинском выступили почти 50 гастролёров из разных  театров и  стран - от  нью-йоркского  «Метрополитен»,  Большого  и  Мариинского  театров  до самого  молодого  оперного  театра  нашей  страны - Владивостока. На  первом  фестивальном  спектакле «Турандот» присутствовал  Президент  Татарстана  Рустам  Минниханов. Но  подробнее об  этом – в конце  программы.  Мой  рассказ  о  Шаляпинском  фестивале  этого  года  будет  в  хронологическом  порядке. А ещё,  мы  с  вами  послушаем, по  возможности,  несколько  фрагментов  фестивальных  спектаклей. Без таких  иллюстраций, записанных  со  сцены  театра  во  время  спектаклей (я  в этом    убеждён)  не мыслима   ни  одна  радиопрограмма  и такие записи дополнят,  подтвердят  или  опровергнут  мои краткие  комментарии. О  чём-то  я  уже  рассказывал  во  время  информационных  включений в  дни фестиваля  и не  буду  повторяться. 

Приехал же я в Казань только 6 февраля и для меня первым фестивальным спектаклем оказалась опера Верди «Аида» в постановке 2013-го  года. Постановщики спектакля - режиссёр Юрий Александров, художник Виктор Герасименко и дирижёр Марко Боэми. Однако для казанских театралов, как показывает мой опыт, важнее  всё-таки  название опер  и  кто  будет  петь  в  том  или  ином  спектакле. «Аида» - это  вполне  добротный,  красивый  и  аутентичный спектакль. Такие  постановки  составляют  основу репертуара    театра на  родине  Шаляпина,  их, что  говорить,  любят   всюду. На  этот  раз в  «Аиде»  доминировали  итальянцы. В  заглавной  партии -  Сусанна  Бранкини,  Амнерис-  Аннунциата  Вестри, Радамеса  пел  Дарио  ди  Виетри. Этот  тенор,  красив  и  голосом  и собой,  фактурен, под  два  метра  ростом,  но  совсем  не  актёр (а  вспомните,  много  ли  среди,  даже  выдающихся  итальянских  певцов,  – актёров?  -  единицы). Тем  не  менее  у  меня    тенор  Дарио  ди  Виетри  оставил  приятное  впечатление,  да  и  две  итальянские  барышни  были  хорошего  уровня  певицы.
Но  лучшим  среди  них, с  моей  точки  зрения,  по  нескольким  компонентам  в  том  спектакле оказался баритон  афро-американского  происхождения  Лестер  Линч  в  партии  Амонасро. Да  и  в  целом  «Аида» по  исполнительскому  уровню  вполне  соответствовала  высоким  традициям   Шаляпинских фестивалей. Впрочем,  давайте  послушаем  одну  из  сцен  этой  оперы. (Сцена  у  Нила)

В  финале  сцены  у  Нила  из  оперы  Верди  «Аида»  вы  услышали   в  заглавной  партии  Сусанну Бранкини, Аннунциату  Вестри - Амнерис,  Дарио  ди  Виетри  - Радамес,  Лестер  Линч - Амонасро. Оркестр  п\у  итальянского  дирижёра  Марко  Боэми. Запись  со  сцены  театра  6  февраля 2015  года.

Сохраняя  хронологию,  следующим  фестивальным  спектаклем  была  опера  Бизе  «Кармен», о  котором мне  вспоминать меньше  всего  хочется. Дело в  том,  что в  качестве  режиссёра-постановщика    этого спектакля  выступил  балетмейстер  -  невероятно  талантливый, с  большой  фантазией  Георгий  Ковтун. Но в  «Кармен»  он со своей  фантазией, как  мне  кажется,  явно  переборщил. Что-то  местами переставил, сделал  купюры,  что-то  изъял...  Певцы,  от  первых  солистов  до  хора,  больше думали, как  мне показалось,  о  том,  какие  им  делать  движения, а  не  о  пении. А  сам  спектакль в  такой  версии рассчитан  на  тех  людей,  которые  плохо  знают  2-ю  редакцию этой  оперы. Хотя  спектакль  получился ярким,  сочным  (художник  Анатолий  Нежный)  и  он  нравится  публике,  даже  при  том,  что  в нынешнем  спектакле  заглавную  партию  пела  не  очень  уж  подходящая   по  масштабу  голоса  и личности солистка  Венской  оперы Елена  Максимова. Однако по  этому  поводу  были  и  другие  мнения. А  вот  кого бы  я  отметил  в  фестивальном спектакле  «Кармен», то это  не  солистов, а  скажу  так, постоянно  танцующий  по  воле  режиссёра хор, а  вот  как  он  пел -  услышите  сами.  ( Сцена  из  «Кармен»)
В  этой  сцене  вы  услышали  хор  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета (хормейстер  -Любовь  Дразнина) и  оркестр  п\у  Аллы  Москаленко  (Национальная  опера  Украины). Запись  со  сцены  театр 7  февраля 2015  года.

«Севильский  цирюльник»  Россини  - одна  из  любимейших  опер  меломанов  всего  мира, да  и Шаляпин, в  своё  время,  много  пел   партию  Дона  Базилио в  разных  театрах и  странах.   Эта  опера  (с  некоторым  перерывом) не  сходила  с  афиш   Татарского  академического  театра  оперы  и  балета. И  вот  новая  версия  2014  года. Режиссёр-постановщик  Юрий  Александров  на  этот  раз  решил,  видимо,    рассмешить  публику  гораздо больше,  чем   это  сделали Бомарше  и  Россини. Не  случилось! Граф    Альмавива (по   воле  режиссёра  и  художницы  по  костюмам  Ирины  Бочковой ) в  этом  спектакле  почему-то  превращён  из  графа в  ковбоя. А  как  выглядит  сцена? На  ней  некая единожды поставленная большая во  всю  высоту сцены трёхэтажная коробка  красно-белого  цвета,  а  реквизит -  белый. Смотрится  красиво. Художник-постановщик – Виктор  Герасименко.
И  как  объяснял  режиссёр Юрий  Александров,  что  такая  конструкция - это  ящик  Пандоры, в  котором есть  весь  реквизит  для  спектакля.  Не  плохая  идея.
Но  я  не  уверен,  что  все  в  зале  помнят,  что  такое  ящик  Пандоры  и,  вообще,  кто  такая  Пандора. И каждому  ведь  не  расскажешь… Казалось  бы, в  спектакле   участвовали  певцы  высокого  уровня  - Виктория  Яровая, Алексей  Татаринцев, Владимир  Мороз,  Михаил  Светлов-Крутиков.  Вот  уж  им-то  не  нужны  всякого  рода  «подпорки» в  виде  подтанцовок,  сопровождающие  все  арии, ансамбли  и  каватины. А  уж  сколько  раз и  во  что  и  зачем  переодевалась  Розина  -  сосчитать  невозможно. Фигаро  свою  каватину  начал  петь  почему-то  в  парике  жгучей  брюнетки  и  в  женском  халате, а  потом  начинаются  сплошные  переодевания,  то  он  нам  предстаёт  поваром, то  трубочистом,  то  почему-то  авиатором  начала  20-го  века. Словом,  вопросы  и  вопросы…   Да,  «Севильский  цирюльник»  -  комедия  с  переодеваниями,  но  не  до  такой  же  степени. Но  всё-таки  спектакль  оказался  ярким и,  ещё  важнее,  музыкально  точным, а  сами   артисты своим  пением  явно  победили  режиссёра-постановщика.  И мы  послушаем  финал  вечнозелёной   оперы  Россини «Севильский  цирюльник»,  представленной   в  дни  шаляпинского  фестиваля. (Финал  оперы)
В  финале  оперы  Россини  «Севильский  цирюльник»  вы  услышали  всех,  ранее  названных  солистов, а  так  же  хор  и  оркестр  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  п\у  итальянского  дирижёра  Марко  Боэми. Запись  со  сцены  театра 8 февраля 2015  года.

 В  след  за  «Севильским  цирюльником»  на  фестивале  -  опера  Верди «Травиата».  Спектакль  лет  8  назад  вместе  с  художником  Игорем  Гриневичем поставила  режиссёр  из  Канады  Жаннет  Астер.  По  большому  счёту  эта  постановка, я  бы  сказал,  создана  по  мотивам  прежнего  спектакля  режиссёра  Алексея  Степанюка,  но  менее  эффектно. Тем  не  менее  спектакль  решён в  традициях  этой  оперы и в  таком  случае всё  зависит   только   от  того, кто  поёт,  какого  класса  артисты и  кто  дирижирует  этим  спектаклем. Уже  несколькими  спектаклями  на  Шаляпинских фестивалях  разных  лет  дирижирует  Алла  Москаленко  из  Национальной  оперы  Украины. Сложилось  такое  мнение,  что  у  дирижёрской  профессии  не  женское  лицо, а  вот  Алла  Москаленко  это  опровергает. Но вот,  казалось  бы,  тот  же спектакль  «Травиата»,  что  и  на  прошлых  фестивалях,  а  произошло  чудо. И  всё  потому,  что пели  другие, выше  классом  артисты. Очень  подходящая  по  голосу и  по  образу  в  партии  Виолетты  оказалась  Оксана  Шилова  из  Маринки,  у  неё cопрано  liriko spinto,  а  не  колоратура,  что  чаще и  неудачно  практикуется в   некоторых театрах.  Хорош  был    коллега  Оксаны  Шиловой по Мариинскому театру  Сергей  Семишкур  в  партии  Альфреда. Но  выше  всех  похвал,  что  и  было  ожидаемо,  оказался  желанный  гость  шаляпинских  фестивалей, выступающий  уже  давно  на  зарубежных  сценах  Борис  Стаценко в  партии  Жермона.Вот  он  был, как  говориться,  «сам  себе  режиссёр»,причем,  хорошим.    Давайте  послушаем  финал 1-й  картины  3-го  действия  этой оперы. (финал 1-й картины 3 д.)
 В  финале  1-й  картины  3 –го  действия вы  услышали в  партии  Виолетты – Оксану  Шилову,  Альфреда – Сергея  Семишкура. Жорж  Жермон -  Борис  Стаценко.
Солисты, хор  и  оркестр  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета п\у  Аллы  Москаленко (Национальная  оперы  Украины).Запись  со  спектакля  33-го  Шаляпинского  фестиваля  9  февраля 2015  года.

Я уже  сказал,  что  нынешний 33-й  Шаляпинский  фестиваль  был  посвящён 140-летию  опере  в  Казани. В  этом  удивительном  городе и  месте на  пересечении  Востока  и  Запада  общедоступные, в  том  числе,  и  какие-то  оперы,  начали  представлять  ещё  начиная  с 1791  года  в  маленьком  гимназическом  театре  на  400  мест, а  уже в 1803-м  возвели  деревянный  общегородской,  причём,  на  том  месте,  где  сейчас  красуется здание  Татарского  академического театра  оперы  и  балета им.Джалиля, так  что  это  место, как  говориться,  намолено. Во  второй  половине  19-го  века в  России, с  отменой  крепостного  права, а  стало  быть,  и  с  умиранием  крепостных  театров, стали  возникать    театральные  антрепризы, в  том  числе  и  оперные.    Выдающимся  антрепренёром  своего  времени,  работавшего  в  Поволжье,  был  Пётр  Михайлович  Медведев. Его,  так  сказать,    основной  базой  были  два    города    Саратов  и  Казань . И  вот летом,  140  лет  назад  оперой  Глинки  «Жизнь  за  царя»  открылся  первый  сезон оперной  антрепризы  Медведева  в  Казани..  После  этой  оперы  казанцы  услышали «Русалку»,  Рогнеду», «Руслан и  Людмилу»,  «Аскольдову  могилу», а  из  западно-европейского  репертуара  «Трубадур»,  «Травиату»,  «Фауста».  В  Казани, в  своём  родном  городе,  благодаря  антрепризе  Медведева,    маленький  Федя  Шаляпин  впервые  услышал  оперу и  был «околдован»  этим  искусством. Уже  в  зрелые  годы,  когда  Шаляпин  стал  уже тем  кем  он  стал,  вспоминал те  медведевские  антрепризные  спектакли: «И  вот  я  на  галёрке…Мне  пришлось  стоять  придерживаясь  руками  за  потолок¸ я  смотрел с  изумлением в  огромный  колодезь,  окружённый  по  стенам  полукруглыми  местами с  рядами  стульев, среди  которых  растекались  люди. Заиграл  оркестр. Вдруг  занавес  дрогнул, поднялся и  я  сразу  же  обомлел» - так  вспоминал  Шаляпин спектакли  труппы  Медведева  в  Казани.  В  этом  городе, благодаря  антрепризным  труппам из  поколения в  поколения  передавалась  любовь  к  опере,  музыке . Зачастую публика на  спектакли  ходила  семьями. Так  рождалась  традиция  и  преемственность  поколений.  С 1939  года  в  Казани - Государственный  оперный  театр.  Но  надо  сказать,  что  он  переживал  и  не  самые  благостные  времена. Публика в  этот  театр в  какой-то  момент  перестала  ходить. Не  потому  что  разлюбила  оперу  или  балет. Меломанов  не  устраивало  качество   артистов  и  спектаклей. Что  было,  то  было…Но  вот  уже  почти 30  лет в  этот  театр, если  заранее,  месяца  за  два  не  побеспокоится,  вы   билет не  купите,  не  говоря  уже  о    фестивалях. На  сегодняшний  день Татарский  академический  театр  оперы  и  балета  на  стационаре  даёт,  примерно,    120  спектаклей  в  сезон  и  столько  же на  протяжении 20  лет на  ежегодных зарубежных  гастролях в  Западной  Европе.
 Для  гастролей 100-120  спектаклей - это  большая  цифра, а  для  стационара,  на  первый  взгляд,  маловато.  Но  статистика  говорит  о  том,  что  такого  числа вполне  достаточно для  Казани и  это  даёт  возможность  много  репетировать,  добиваясь  качества. К  нему  приучили  и  публику. 
Поэтому подавляющее  большинство  спектаклей  на  стационаре  проходят при  аншлагах. А побывать  хотя  бы  на  одном  спектакле  Шаляпинского  фестиваля  стало  ещё  и  престижно. Какие   же  такие метаморфозы  произошли  в  казанском  оперном  театре,  что  так    изменили  отношение  к  нему  публики? Всё   или  почти  всё,  можно  сказать, «перевернул»  Шаляпинский  фестиваль. Поначалу он  был   только  региональным,  но    публика,  хотя  и  с  некоторой  настороженностью,  всё  таки вернулась  в  театр. Это  была  главная  задача  нового  его  директора  и,  слава  Богу,  ныне  занимающего  эту  должность  Р.С. Мухаметзянова. Безусловно,  другого  имени,  как  имя  великого  Шаляпина,  уроженца  Казани,  фестиваль  не  мог  носить. Первые  Шаляпинские  фестивали  изменили  внутри  самого  театра  всё  -  от  штатного  расписания  до  качества  самих  спектаклей. И это, замечу,  как  и  сейчас, при  весьма  скромном  бюджете. И всё  потому,  что модель  управления  для  регионального  театра,  на  мой  взгляд,  идеальная и  она  до  сих  пор единственная  в  России. Хотя так  устроены  большинство  зарубежных  театров. Во  главе  -  директор,  он  целиком  и  полностью  доверяет  руководителям  базовых  коллективов -  оркестра,  хора,  балета (теперь  они в  театре  высокого  класса). После  всех  реформ  оставили  компактную    оперную  труппу, в  составе  которой  два-три артиста  топ-уровня, остальные  - исполнители    вторых  и  третьих  партий, а  на  первые  -  все  приглашённые, как  и  постановщики  спектаклей.  Певцы-премьеры  по  контрактным обязательствам  приезжали и  приезжают  в  Казань из  разных  городов, а  теперь  и  стран,    петь  спектакли  текущего  репертуара и  на  гастролях, а  уж  когда  проводятся  Шаляпинские  фестивали,  то  для   звёздных артистов  стало  престижно  принять  в  нём  участие. Надо  сказать,  что  тогда,  более  30-ти  лет  назад, в  то  идеологически  сложное  время,  организаторы    фестиваля  имени  Шаляпина  сильно  рисковали,  брали  на  себя  большую  ответственность. И    не  известно,  чем  бы  для  них  всё  это  закончилось. Ведь  Шаляпин  для  наших    партийных  властей,  идеологов    тогда  всё  ещё  оставался эмигрантом. Такова  история,  но время  рассудило  всех.

 А  мы  возвращаемся  к  обозрению  по  спектаклям  33-го  Международного  оперного  фестиваля  имени  Шаляпина,  что  недавно  прошёл в  Казани  на  родине  великого  певца. С  вами  Николай  Рыбинский!  11  февраля  была  представлена  опера  Чайковского  «Евгений  Онегин». Это  постановка  2012  года,  её  тогда  осуществляли  музыкальный  руководитель  и  дирижёр,  заметьте,  Михаил  Плетнёв, режиссёр  Михаил  Панджавидзе и  художник  Игорь  Гриневич.  Вот  прошло  сыгранное  оркестром вступление  и  открылся  занавес… Перед  нашим  взором  - типичная усадьба  провинциальных  дворян среднего  достатка,  декорации с  доминантой  белого  цвета. Яркие  театральные  костюмы  дополняют  цветовую  гамму, при  этом  вся  сцена  при  помощи  компьютерной  графики  -  в  рукописных строчках  Пушкина  из  его  бессметного романа в  стихах.  Выше  перечисленное  для  публики  явилось  хорошей заявкой  на  то,  что    всё  и  далее  будет по  первоисточнику и  согласно  партитуре  Петра Ильича. Так  и  получилось.
Спектакль  режиссёра  Панджавидзе оказался  совсем  не  банальным, с  использованием  современных  театральных  технологий,  что  только  помогало  восприятию  музыки. В  этом  спектакле  была  заложена  ещё  одна  фестивальная  интрига. В  заглавной  партии - молодой  баритон,  но  уже  поющий  на  сценах  самых  знаменитых  оперных  театров  мира  Василий  Ладюк. Тем  не  менее  он  нашёл возможность  впервые  приехать  на  Шаляпинский  фестиваль. Это  тоже  говорит  о  его  престижности. Ладюк  не обманул  наших  ожиданий. Да  и  весь  состав    исполнителей  первых  партий  был  на  редкость  удачным – Сергей  Семишкур,  Екатерина  Сергеева,  Михаил  Казаков. Приятным  сюрпризом  для  меня  оказалась  солистка  Мариинского  театра,  дебютантка  фестиваля  Екатерина  Гончарова. Её  лирическое,  ровное  на  всех  регистрах,  тёплого  тембра  сопрано  заставляло,  я  думаю,   многих  в  зале сопереживать   и  следить  за  судьбой Татьяны  Лариной. И в  подтверждении  моих  слов    послушаем  финал  оперы «Евгений  Онегин».  (Евгений  Онегин)
В  финале  оперы  Чайковского  «Евгений  Онегин»  вы  услышали в  титульной  партии  Василия  Ладюка,  Татьяна -  Екатерина  Гончарова. Оркестр  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  п\у  Рената  Салаватова- главного  дирижёра  театра и  этим  многое,  что  сказано. Запись с  фестивального  спектакля 11  февраля 2015  года. 

Когда-то  композитор  Джакомо  Пуччини    произнёс, теперь  известную  многим,  очень  важную  фразу:  «Публику в  начале  нужно  заинтересовать ,  потом -  заинтриговать, а  в  финале  -  растрогать». И  вот  тот  случай,  когда  это  произошло на  Шаляпинском  фестивале  в  спектакле  «Мадам  Батерфляй».  Во  многом  это  случилось благодаря  исполнительницы  титульной  партии,  китаянке  Сишенг  И,  выступающей  на  оперных  сценах  Германии. Да, голос  этой  певицы, конечно,  далеко  не  высшей  пробы,  но  её  средства  выразительности  -  музыкальность, внешность, фактура, и  даже умение  носить  кимоно  заставляют публику сопереживать  ей  и  думать,  что  это  она  и  есть  та  самая  юная  гейша  Чио-сан,  которую  вместе  с  домом  купил  американский  морской  офицер    Пинкертон.
Этот  спектакль  режиссёром  Михаилом  Панджавидзе,  художником  Игорем  Гриневичем решен, я  бы  сказал,  в  стиле  «хай-тек», с  колоритными  костюмами  художницы  Ольги  Резниченко.  Постановщики  интересно  представили  нам  историю,  обманутой  японской  девушки    в  роли  которой,  повторюсь,  выступила китайская  певица  Сишенг  И. Пинкертона    пел  солист  оперного  театра  немецкого  города  Бонна  Георгий  Ониани.  Сейчас  вы  их  услышите     в  дуэте  из  1 действия.  (Дуэт 1-го  действия) Это  был  дуэт  Чио-сан и  Пинкертона. Соответсвенно  Сишенг И,  Георгий  Ониани.
Оркестром  Татарского  театра  оперы  и  балета  дирижировал  Винсент  де  Корт  (Нидерланды), утончённо  проведший  весь спектакль. Запись  со  сцены  театра 12  февраля 2015  года.

По  сложившейся  традиции в  день  рождения  Ф.И.  Шаляпина, т.е. 13  февраля  в  афише  -  народная  музыкальная  драма  М.П. Мусоргского  «Борис  Годунов».  Федор Иванович  возродил её  к  сценической  жизни в  театре  Мамонтова  и  эта  опера  считается  самой  «шаляпинский».
А спектакль в  Казани, создан  по  эскизам  великого  театрального  художника  Фёдора  Фёдоровича Федоровского, т.е.  для  постановки  в  Большом  театре  1948  года. «Борис  Годунов»    для  казанского  театра  - это    спектакль-музей и  хорошо,  что  на  родине Шаляпина,   оберегают  этот  шедевр  времён  торжества  гранд- стиля  русской  оперы. Федор  Иванович    в  разных  спектаклях  пел  три  ведущие  партии    этой  оперы – Пимена, Варлаама и,  конечно, более  всего царя  Бориса.  Артистов  в  этой  роли  публика  шаляпинских  фестивалей  за  столько  лет  слышала  и  видела  целую  галерею  знаменитых  басов  и  не  только  из  России.  Пели  все  лучшие.  Не  приезжал в  Казань   по  разным  причинам только  лишь  Е.Е.Нестеренко,  о  чем  он  сейчас, как  он   сам мне  говорил, очень сожалеет. В  этом  году в  трёх  шаляпинских  партиях  выступили  три  замечательных  баса, к  тому  же   незаурядных  актёров. В  роли Пимена -  уроженец  Казани,  окончивший  казанскую  консерваторию,  солист  московского  театра  «Геликон-опера»  Алексей  Тихомиров,  Варлаама  пел  Михаил  Светлов-Крутиков  из нью-йоркского театра  «Метрополитен», а в  заглавной  партии,  тоже  выпускник  казанской  консерватории,  солист  Большого  театра и  казанской  оперы  Михаил  Казаков. Вот    мы,  соответственно,  послушаем  их,  хотя  бы  фрагментарно.  (Пимен) Таков  был  Алексей  Тихомиров  в  партии  летописца  Пимена, а  это  уже    другой  персонаж  из  той  же  оперы,  беглый  монах  Варлаам.  (Варлаам) Михаил  Светлов-Крутиков,  он  же  Варлаам. И,  наконец,  Михаил  Казаков в  роли  преступного  царя  Бориса. (Монолог  Бориса) Вот  мы  с  вами  послушали  некий  парад  басов в  самой  шаляпинской  опере  «Борис  Годунов»,  соответственно, Алексея  Тихомирова, Михаила  Светлова-Крутикова и  Михаила  Казакова  в  роли  царя  Бориса, а  его  антиподом в  том  спектакле    в  партии  Самозванца  был  солист   самого  молодого  оперного  театра  России  во  Владивостоке, дебютант  фестиваля  Артём  Голубев и  тоже дебютантка,  солистка  Большого  театра  Агунда  Кулаева  -  Марина  Мнешек. Они,  конечно, очень  волновались,  но  достойно  провели  спектакль.  На  должной  высоте  в  том  спектакле был   хор  театра (хормейстр  Любовь  Дразнина) оркестром  в  тот  вечер  дирижировал  Василий  Валитов  из  московского  театра  «Новая  опера».   

Самым  исполняемым  композитором  на  этом Шаляпинском  фестивале и  на  этот  раз  оказался  Джузеппе  Верди. На  очереди - его «Риголетто». И если  посмотреть  списочный  состав  артистов,  заявленный  на  этот  спектакль,  то  он ,  пожалуй, более  всего  привлекал  тем,  что  в  партии  Риголетто - замечательный баритон-актёр, участник  многих  Шаляпинских  фестивалей  Борис  Стаценко.  А   вот  Джильда - дебютантака  фестиваля,  юная  солистка  Татарского  театра  оперы  и  балета  Венера  Протасова, Герцог -  молодой солист  Мариинского  театра  Сергей  Скороходов.
«Риголетто»  -  спектакль 2009  года  в  постановке  режиссёра  Михаила  Панджавидзе,  художников  Андрея  Злобина  и Анны  Ипатьевой.  Музыкальный  руководитель  Марко  Боэми. Это  очень  красивый,  костюмный  спектакль, хотя  явно  решённый  под  впечатлениями    известного  фильма-оперы  режиссёра Жан-Пьера Поннеля.
Конечно, мы  все  подвержены  влияниям, но  спектакль на  казанской  сцене  от  этого    только  выиграл.  Режиссёром  Панджавидзе перед  артистами  были поставлены  определённые  задачи  и   своими  спектаклями   этот  постановщик  показывает,  как  же  можно  очень  смело  и , вместе  с  тем,    совсем  не  банально  поставить   оперный  спектакль,  оставаясь  в  рамках    традиций. А  далее  мой  рассказ  дополнит  музыка. (Дуэт  Джильды  и  Риголетто)  Дуэт  Джидьды  и  Риголетто  вы  услышали  в  исполнении  солистки  казанской  оперы  Венеры  Протасовой, как  мне  позже  сказали,  это  её  дебют  в  спектакле,  а  молодую  певицу можно  назвать открытием  Шаляпинского  фестиваля,  партию Риголетто  пел  Борис  Стаценко. Запись  с  фестивального  спектакля 14  февраля 2015  года. 

Мы  ещё  вернёмся  к  этому  спектаклю, а  пока  вот  о  чём. Периодически приезжая  в  Казань, мне  доводиться  иногда  слышать,  как  кое-кому в  этом  городе  их  оперный  театр,  буквально,  поперёк  горла. Зависть  что  ли  гложет  или   обуревает  жажда  «порулить»  этим  ныне  успешным  театром? Но не  они,  эти  завистники,  воссоздавали  из  пепла  оперный  театр  в  Казани  и  не  им  судить  о  нём.  А  тех,  некоторых  казанских    злопыхателей  успокоил,    открывая    нынешний  Шаляпинский    фестиваль, Президент  Татарстана  Рустам  Минниханов и,  в  частности,  сказал: (Минниханов) Да,  Президент  Татарстана  Рустам  Минниханов  не    специалист  в  опере -  он  политик,  государственник  и  поэтому  более,  чем  кто-либо понимает,  какое огромное  значение  для  республики   имеет такой  театр,  как Татарский  академический театр  оперы  и  балета  им.Джалиля. Иными  словами, глава  Татарстана знает,  что  этот   театр  в  надёжных  руках! И  давайте  больше замечать  хорошее. В  свою  очередь  я  хочу  поблагодарить  дирекцию   театра  в  содействии  моей  командировки  в  Казань.  Завершим  мы  наше  обозрение  по  спектаклям 33-го  шаляпинского  фестиваля, конечно,  музыкой  из  оперы  «Риголетто». (Квартет)

 Это  был  знаменитый  квартет  из  оперы  Верди  «Риголетто». Герцог – тенор  Мариинского  театра  Сергей  Скороходов, Маддалена - солистка  казанской  оперы  Зоя  Церелина,  в  партиях  Джильды и  Риголетто, уже  знакомые  вам,  Венера  Протасова  и  Борис  Стаценко. Оркестр  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  п\у  итальянского  маэстро  Стефано  Романи. Запись  со  сцены  театра  в  дни 33-го  Шаляпинского  фестиваля.  И  он  уже  стал  историей. До  новых  встреч  на  премьерах,  фестивалях и  конкурсах! Ваш  Николай  Рыбинский

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля