Пресса

17.02.2015

Рауфаль Мухаметзянов: «Не думаю, что политические игры заставят иностранных артистов отказываться от гастролей в Казань»

Автор: Айя Султанова
СМИ: "Вечерняя Казань"
Источник: http://www.evening-kazan.ru/articles/raufal-muhametzyanov-ne-dumayu-chto-politicheskie-igry-zastavyat-inostrannyh-artistov-otkazyvatsya-ot-gastroley-v-kazan

Сегодня гала-концертом в театре им. Мусы Джалиля закроется XXXIII Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина. В этом году он длился 17 дней, его программу составили лучшие постановки театра последних лет.

О Шаляпинском фестивале и о последующих за ним проектах корреспонденту "Вечерней Казани" рассказал Рауфаль Мухаметзянов - директор ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

- Рауфаль Сабирович, чем фестивальные спектакли отличаются от нефестивальных?

- Прежде всего, атмосферой повышенного внимания к самим спектаклям. Это очень ответственно для актеров, и они это прекрасно понимают. Кроме того, на фестивале между самими актерами возникает естественное состояние художественного соперничества. Таким образом, все хотят максимально реализовать себя в период Шаляпинского. А приезжают к нам актеры высокого класса.

- С некоторых пор в театре нет художественного руководителя оперной труппы. Кто после ухода с этой должности Гюзель Хайбулиной занимается поиском солистов, дирижеров, постановочных групп, постановок?

- Мы сотрудничаем со всеми ведущими театрами России, Белоруссии, Казахстана, Украины, а также европейскими агентствами. Всю информацию собирает и обрабатывает специальный человек – менеджер по подбору творческого персонала. Решение по участию солистов-исполнителей принимают специалисты: главный дирижер, главный хормейстер, заведующий оперной труппой, руководители постановки. Но последнее слово остается за руководителем театра.


- Кто стал для вас открытием на Шаляпинском фестивале в этом году?

- Одно дело - блестяще показаться на фестивале. А дальше мы смотрим: как нам привлечь того или иного артиста к повседневной нашей работе, способен ли он будет самостоятельно и ответственно принимать решения участвовать в наших спектаклях... Мне интересно продолжить сотрудничество с итальянкой Сусанной Бранкини, которая пела на фестивале Аиду. Со всеми афроамериканцами, которые были заняты в «Порги и Бесс». С дирижерами Василием Валитовым и Стефано Романи. Безусловно, с такими солистами, как Василий Ладюк, Оксана Шилова, Екатерина Гончарова, Дениз Йетим, Агунда Кулаева и Венера Протасова.

- Я правильно понимаю: они уже получили приглашение участвовать в Шаляпинском фестивале 2016 года?

- Мы еще не приступили к формированию следующего фестиваля. Театр – это непрерывное творческое производство. Сразу после фестиваля у нас – «Месса» Баха: премьера постановки состоится 14 и 15 апреля в Казани, а 18 апреля мы покажем ее в Большом театре России на исторической сцене. Потом у нас по плану гастроли в Европе со спектаклем «Кармен», премьера постановки балета «Дон Кихот» на Нуриевском фестивале. А Шаляпинский... Если позволят финансовые средства, то мы выпустим к следующему фестивалю еще две премьеры: оперы «Трубадур» и «Пиковая дама».

- Кто будет ставить «Трубадура»?

- Режиссер Ефим Майзель из Нью-Йорка и уже знакомый казанской публике художник Виктор Герасименко из Москвы. Ефим Майзель - наш бывший соотечественник, жил и учился в Ленинграде, в девяностые годы прошлого века эмигрировал. Сейчас он сотрудничает с рядом театров США, в том числе с Metropolitan Opera. А «Пиковую даму» будут ставить петербуржцы - режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев.

- Снова Александров? Это будет уже четвертый его спектакль в театре имени Джалиля.

- Я вам больше скажу: наш следующий после «Пиковой дамы» оперный проект я тоже доверил Александрову. Это будет постановка татарской оперы «Сююмбике», которую сейчас пишут композитор Резеда Ахиярова и либреттист Ренат Харис. Президент Рустам Минниханов финансово поддержал создателей этой оперы... Я вам объясню, почему снова и снова выбираю режиссера Юрия Александрова. На мой взгляд, сегодня Александров – один из лучших оперных режиссеров в России, хотя это не гарантия стопроцентной удачи. У любой, даже выдающейся, личности бывают спектакли удачные и неудачные.

- Ближайшую балетную постановку вы доверили Владимиру Васильеву - великому танцовщику, но не балетмейстеру. Вы осознаете, что это риск?

- Балетмейстер ли Васильев? К счастью, это не зависит ни от вас, ни от меня. Во многих оперных спектаклях выдающегося режиссера Франко Дзеффирелли в качестве единственного советского хореографа выступил именно Владимир Васильев. А его балет «Анюта» и сегодня продолжает лучшие традиции русского балета. Мне хотелось, чтобы Васильев осуществил у нас постановку балета на музыку Петра Ильича Чайковского, но он предложил мне совершенно неожиданное - «Мессу» Баха. Это его давняя мечта - поставить «Мессу». Он хотел ее ставить в Риме, в Ватикане. Не получилось… Для нас же это очень интересно. Сложнейший музыкальный материал. Работают все: балет, хор, оркестр, солисты. А новое, необычное – всегда риск.

- Бюджет постановки Васильева можете назвать?

- Она будет стоить как постановка обычного нашего спектакля. Ничего сверхъестественного. Но спектакли у нас недешевые: 150 - 200 тысяч долларов, если по ноябрьскому курсу валют считать. Это только материальная часть спектакля столько стоит: костюмы, декорации, свет. Гонорары постановщикам и оплата артистического состава - это другая статья расходов.

- Колебания курсов валют уже заставляют театр экономить?

- Пока еще нет. Вокалисты и дирижеры из России, которые приезжали на Шаляпинский фестиваль, согласились получать гонорары по курсу евро, который был еще в ноябре, мы тогда только договаривались о сотрудничестве. А иностранные артисты с таким предложением не согласились. Конечно, если бы евро скакнул за восемьдесят рублей, было бы намного сложнее решать проблему с гонорарами... Не знаю, что ждет нас в будущем. Наша основная задача - сохранить базовые коллективы театра: оркестр, хор, кордебалет. Сохранить и не понизить высокий уровень этих коллективов.

- Сегодня в балетной труппе театра на постоянной основе официально работают иностранные солисты - подданные Японии, граждане Украины, Бразилии... Они дорого обходятся театру?

- «Дорого» или «недорого» - это для нас не главное. Главное - это класс солиста. Самый высокий класс сегодня в казанском балете - у россиянки Кристины Андреевой. Почему вы не спрашиваете, дорого ли нам обходится эта балерина?

- Давайте спрошу. Дорого она вам обходится?

- Сегодня мы можем себе позволить столько ей платить, чтобы ей было интересно у нас работать. И чтобы ее не смогли переманить столичные театры. К слову, о финансировании. Дотация Большого театра в десять раз больше нашего. Впереди по финансированию все оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Краснодара. Но наши преимущества в другом. У нас другой менталитет. Мы в отличие от них по-другому распоряжаемся деньгами. Прежде всего мы тратим средства на развитие базовых коллективов. Если представить эти коллективы в составе пирамиды, то можно сказать, что на вершине этой пирамиды – солисты, которые существуют в условиях художественной конкуренции. Что касается солистов оперы, то прослушивание различных певцов проходит в нашем театре постоянно.

- Многим отказываете?

- Если человек не соответствует классу нашего театра, то отказываем. Однажды на Шаляпинский фестиваль приехала солистка Мариинского театра, которую мы сами пригласили на «Травиату». После оркестровой репетиции стало понятно, что она нам не подходит. Ее художественный уровень не соответствовал нашим требованиям. Мы заплатили ей гонорар, поблагодарили и распрощались: спектакль пела другая певица.

- А бывали случаи, что отказывали в сотрудничестве вам? Артисты Национальной оперы Украины, например, из-за позиции России в украинском конфликте не изменили к вам своего отношения?

- Нет. У меня ощущение, что нашими приглашениями дорожат - артисты Национальной оперы Украины в том числе. Они заинтересованы сотрудничать с нами. Как и мы - с ними. Класс солистов в Киеве всегда был очень высоким. Еще в советское время существовала постоянная конкуренция между Большим и Киевским театрами. Я не думаю, что политические игры заставят иностранных артистов отказываться от гастролей в Казань. Это в природе артистической профессии - не сидеть на одном месте. Ездить. Гастролировать.

- Регулярные гастроли театра имени Мусы Джалиля в Европе - это больше имиджевый или коммерческий проект?

- Я приведу цитату из поздравления театру к 140-летию Казанской оперы посла Российской Федерации в Королевстве Нидерландов Романа Колодкина: «Театр на протяжении вот уже более 20 лет выполняет важную культурно-дипломатическую миссию – из года в год знакомит жителей Нидерландов с лучшими классическими образцами культурного достояния нашей страны». Сейчас наш театр работает с тремя агентствами: голландским в Амстердаме (оно обслуживает Данию, Норвегию и страны Бенилюкс), австрийским в Зальцбурге (обслуживает Германию, Австрию, Швейцарию, Францию) и московским (обслуживает южные страны Европы, Португалию, Италию, Испанию).

Какая задача на гастролях главная? Чтобы тебя пригласили на следующие гастроли. Многие театры Российской Федерации попытались закрепиться на этом европейском рынке, но, увы, что-то у них не получилось.

- Сколько за границей стоят билеты на ваши спектакли?

- В Голландии - 40 евро, в Швейцарии, Дании и Норвегии цена за билет может доходить до 80 евро. Самая высокая цена была зафиксирована на площадке крупнейшего фестиваля в Брегенце (Австрия).

- Вы депутат Госсовета РТ. Вам это помогает в руководстве главным театром Татарстана?

- Мне кажется, каждый руководитель четко и ясно должен представлять политическую систему нашего государства. А если он еще и может влиять на эту систему через выборные органы, это, наверное, и есть те дивиденды, которые получает депутат от своей деятельности. Пойти в профессиональные политики у меня была возможность, когда я еще работал в горкоме комсомола. Но я сознательно выбрал сферу искусства.

- До конца года в Татарстане должны принять закон о театре. Вы участвуете в его разработке?

- В последнее время появляется ряд новых чиновников, которые реализуют себя в том, что пытаются создать такие условия, при которых может быть разрушено само существование театра. Они забывают, что театр – это некоммерческая организация. Как только музыкант берет в руки инструмент, а певец издает первый звук - все, с этого момента, можно сказать, мы получаем финансовый убыток. Средняя цена билета у нас в Казани - 700 - 800 рублей, это самый высокий в России показатель после Москвы и Питера. Для того чтобы покрыть убытки, средняя цена нашего билета должна быть 4 тысячи рублей... Я не понимаю в искусстве смысла оптимизации. Я убежден: без определенного уровня финансирования театр не может называться театром оперы и балета. Это только дискредитирует жанр. Поэтому закон о театре очень нужен, но о нем необходимо говорить в отдельном интервью.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля