Пресса

17.02.2015

Десант афроамериканцев и лучший Онегин Европы

Автор: Анна Наумова
СМИ: «Вечерняя Казань»
Источник: http://www.evening-kazan.ru/articles/desant-afroamerikancev-i-luchshiy-onegin-evropy.html  

Сегодня в Казани завершается ХХХIII Международный фестиваль оперного искусства им. Шаляпина, который традиционно каждый вечер собирал аншлаги. Как это удается казанской опере, отметившей свое 140-летие? Почему для солистов так престижно выступать на Шаляпинском, а дирижеры и режиссеры стоят в очереди, грезя о постановках в театре им. Джалиля? Вопросов много, но ответы на них можно дать исчерпывающие.

Толпа жаждущих попасть в театр и спрашивающих лишние билетики, праздничная толчея в гардеробе, нарядная фланирующая публика в верхнем фойе, обширная выставка из истории Казанской оперы и пронзительная скрипка Захара Штейнберга - эти непременные атрибуты праздника оперы присутствовали и в этом году. Но сам-то год, точнее сезон, был особенный. Казанская опера отмечала свое 140-летие.
А посему в вечер открытия фестиваля 1 февраля в театре появился президент РТ Рустам Минниханов. И вообще спектаклю предшествовала весьма насыщенная и удивительно нескучная торжественная часть. После третьего звонка раздались фанфары, занавес медленно раздвинулся, и публика увидела спроецированную огромную афишу - «Жизнь за царя», этой оперой Михаила Глинки открывались регулярные оперные постановки в Казани. Затем публике представили фильм, в котором были обозначены и история театра, и хроника успехов прославленного коллектива.
Приятным сюрпризом стали ведущие торжественной части - как выразился в фильме директор театра Рауфаль Мухаметзянов, «наши маяки» - Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков. Замечательные певцы, солисты театра им. М. Джалиля, поющие на лучших сценах мира. А президент Татарстана Рустам Минниханов пришел в театр с приятной миссией. Глава республики, традиционно поддерживающий оперу, вручил награды большой группе сотрудников театра.
Особо трогательным был момент, когда на сцену поднялся 90-летний скрипач, многие годы прослуживший в оркестре театра…
Нынешний фестиваль можно назвать бенефисом двух режиссеров - Михаила Панджавидзе и Юрия Александрова. Творчество первого было представлено на афише пятью спектаклями, второго - тремя. Плюс публике показали «Кармен» Георгия Ковтуна, «Травиату» Жаннет Астор и концертное исполнение «Порги и Бесс». И, как всегда, венчают фестиваль два гала-концерта, где одновременно можно услышать несколько десятков оперных звезд.
«Турандот» Панджавидзе, где блистали Оксана Крамарева, Ахмет Агади и Жанат Бактай, сразу же поставила высокую планку. Исполняемая в день открытия феста «Турандот» традиционно была безупречным спектаклем и в музыкальном, и в актерском плане. Львиная доля успеха принадлежала не только исполнителям главных партий, но и оркестру, который вел уверенной рукой главный дирижер театра Ренат Салаватов.
«Аида» Юрия Александрова напомнила о добром и хорошем реализме на сцене, который затем был оттенен режиссерскими изысками в «Севильском цирюльнике» и особенно - в «Любовном напитке». Комическая опера Доницетти, где количество гэгов (комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. - «ВК»), кажется, зашкаливает, тем не менее имеет глубокий подтекст.
Перенеся персонажей из идеального мира в мир вполне реальный, населенный чуть ли не маргинальными персонажами, режиссер хочет напомнить публике простую мысль, которую, увы, часто забывают, - любовь, если это действительно любовь, а не мимолетное увлечение, может жить везде. И через асфальт пробиваются подснежники.
Чарующая музыка Доницетти, состав вокалистов, которому позавидовали бы лучшие театры мира, а в этот фестивальный вечер пели Евгения Афанасьева, Алексей Татаринцев, Юрий Ившин, Олег Диденко, Венера Протасова, сделали спектакль легким, летящим, каким-то звонким. Таким же получился и «Севильский цирюльник» с Владимиром Морозом, Викторией Яровой и Алексеем Татаринцевым.
Блок спектаклей Михаила Панджавидзе продолжил «Евгений Онегин», ставший одним из самых сильных потрясений фестиваля. Казанцы в первый раз услышали одного из лучших исполнителей партии Онегина Василия Ладюка, обладателя мягкого и одновременно какого-то густого баритона, темпераментного и брутального.
Ладюк харизматичен, когда он на сцене, от него невозможно оторвать глаз. Его Онегин страстен, парадоксален. Нежная Татьяна (Екатерина Гончарова), Сергей Семишкур (Ленский) и традиционно неотразимый Михаил Казаков (Гремин) плюс Ренат Салаватов за дирижерским пультом, тонко и точно чувствующий малейшие нюансы музыки Чайковского, - вот причины успеха этого фестивального спектакля.
«Мадам Баттерфляй» не стала неожиданностью, здесь все можно было спрогнозировать - казанцы уже слышали в этой партии Сишенг И, трепетную, страстную. Георгий Ониани (Пинкертон) в очередной раз покорял зал своим тенором, лаконичен был Андрей Григорьев (Шарплес). Трогательная история про «девушку из Нагасаки» получилась.
«Бориса Годунова», а это перенос из Большого театра спектакля Леонида Баратова, сделанный Михаилом Панджавидзе, по сути, в его собственной режиссерской редакции традиционно дают 13 февраля - в день рождения Федора Шаляпина. Парад басов в память о великом земляке казанцев получился отменный: Михаил Казаков (Борис), Алексей Тихомиров (Пимен) и Михаил Светлов-Крутиков (Варлаам). Очаровательная Агунда Кулаева (Марина Мнишек), она была на фестивале впервые, - состав, в общем-то, с отсылом к Метрополитен-опера.
Потрясением на этот раз стал «Риголетто». Кажется, ничто не предвещало сюрпризов - исполнитель главной партии Борис Стаценко часто поет на Шаляпинском фестивале. Он безудержно страстен, он работает на разрыв аорты.
На этот раз его партнершей стала молодая солистка казанской оперы Венера Протасова, и зал уже в их первом дуэте понял, что присутствует при рождении новой звезды. Обладательница сильного голоса с ярко окрашенным тембром, с великолепной сценической внешностью и темпераментом, Протасова-Джильда стала одной из самых запоминающихся участниц фестиваля.
«Порги и Бесс» в Казани дают в концертном исполнении в третий раз. Премьера прошла в дни Универсиады, второй показ состоялся в прошлом году на Шаляпинском, и вот - третье представление. Ажиотаж огромный, лишние билеты рвут из рук. Суета вокруг спектакля закономерна и оправданна: афроамериканские певцы, которые, кажется, шестым чувством ощущают, как надо петь Гершвина, стоят дорогого. Концертное исполнение (за дирижерским пультом музыкальный руководитель постановки Марко Боэми) то и дело прерывается аплодисментами. Деррик Лоуренс, Мириам Кларк, Лестер Линч, Рональд Самм - они великолепны!
«Кармен» в постановке Георгия Ковтуна нельзя назвать безупречным спектаклем, но есть в ней своеобразный шарм, есть история, которую рассказывают нам композитор, режиссер и исполнители. На этот раз Карменсита была блистательной - в этой партии казанцы услышали солистку Венской государственной оперы Елену Максимову. Что до Хозе, то это одна из лучших партий Ахмета Агади.
Ровно и на хорошем уровне прошла «Травиата» с очаровательной Оксаной Шиловой и несколько неожиданным Альфредом - Сергеем Семишкуром. Его Альфред - это отнюдь не рефлексирующий юноша, как нам иногда предлагают в опере, он страстен, решителен и, конечно, безумно влюблен. Что касается Жермона-старшего, то Борис Стаценко, как всегда, очаровывал зал своим бархатным баритоном.
Фестиваль завершился, оставив послевкусие, как от бокала хорошего вина. Шаляпинский ныне - это константа хорошего вкуса, стабильности и поиск новых форм, которые ни в коей мере не посягают на первенство композитора и его замысел. Спектакли казанской оперы - это всегда доминанта Музыки, она первична. Что до технической стороны, то команда, делающая фестивали, во главе с его основателем - директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, работает безупречно. Отсюда и аншлаги, и авторитет в музыкальном мире, и желание певцов непременно побывать в Казани, став участником этого важного события в музыкальной жизни Европы.


Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля