Пресса

28.10.2010

Отзывы участников Дискуссионного клуба КМК и КГК о балете "Дама с камелиями"

Александра Нагорнова

Дама с камелиями или кавалер в «адидасе»

Наблюдать за процессом балетных репетиций – всегда интересно, тем более когда не знаешь, как это будет выглядеть на премьере. А генеральные репетиции и вовсе захватывают дух, ведь чаще всего последние поправки вносятся постановщиками именно во время прогонов.
Особенно любопытной оказалась постановка оригинального балета по мотивам опер Джузеппе Верди – «Дама с камелиями» в авторской хореографии А.Полубенцева.
В балете использован музыкальный материал самых разных опер итальянского классика – это и «Сила судьбы», «Разбойники», «Отелло», и, конечно, ни с чем не сравнимая «Травиата». Последняя стала главной музыкальной составляющей всего балета, что неудивительно, ведь источник сюжета у оперы, и у этого балета один – роман А.Дюма-сына «Дама с камелиями».

«Дама с камелиями» (фр. La Dame aux Camélias) — известный роман писателя Александра Дюма (сына), лёгший в основу оперы «Травиата». Он повествует о любви парижской куртизанки к молодому и романтичному Арману Дювалю. Её прототипом являлась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в двадцать три года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для нее непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут.

При просмотре балета абсолютно не возникает слушательского дискомфорта, ощущения «притянутой» музыки. Более того, складывается впечатление, что великий мастер bel canto всю жизнь писал балетную музыку.
Эпизоды разных опер предельно органично переходят один в другой, скрадывая границы, и составляют одно гармоничное целое, вероятно, очень удобное для хореографической постановки.

Нам удалось посетить генеральный прогон «Дамы с камелиями» перед отъездом труппы театра на гастроли в Европу. К сожалению, не было возможности увидеть роскошества всех костюмов, которые явно предполагались режиссерами, однако это даже придало свой шарм исполнению.

Например, сцена в борделе выглядела довольно забавно – на девушках были разноцветные платья, а их партнеры танцевали в майках и спортивных штанах и даже комбинезонах, больше напоминая персонажа всем нам знакомых приставочных игр – Марио. Другое дело, что каски с фонарем все-таки не было. Однако, если серьезно, масштабная, красочная, блестящая сцена в борделе стала настоящей жемчужиной постановки.

По ходу прогона спектакля выясняли, где и какое кресло лучше поставить, куда сидящим девушкам лучше складывать руки, чтобы они красиво смотрелись, и уточняли темпы исполнения вариаций. Благо, исполняется этот балет под фонограмму, и, при наличии нужной техники, ускорить темп гораздо проще, чем с оркестром.

Исполнители главных ролей (Маргарита – Анна Кудинова и Арман - Михаил Тимаев) проявили мастерство танца и актерского искусства на высшем уровне. Правда, не совсем привыкнув к расположению декораций на сцене, Маргарита была вынуждена искусно лавировать между предметами, что тоже довольно оживило действие.

А вот находящуюся в зале мужскую часть населения более всего заинтриговала сцена в комнате Виолетты.. простите – Маргариты, происходящая за прозрачным занавесом. Также очень эмоционально был поставлен дуэт Армана с отцом (Денис Исаев)
Украшением спектакля стали лакеи, то разъезжающие по сцене на ботинках с роликами, то танцующие забавные танцы с подносами и салфетками. И, конечно, выполняющие великолепную стойку на голове.

Но... по силе экстремального воздействия на нервную систему Мадам Жорж все-таки никто не переплюнул! Эта знойная «женщина» в разноцветных полосатых чулках наверняка сорвет все овации на европейских гастролях.
Соединив классическую хореографию с элементами современного балета, г-н Полубенцев, что называется, попал в десятку. Выигрышным оказалось и звучание Верди в оркестровом варианте, который был очень качественно записан оркестром оперного театра.

Желаем труппе удачных гастролей, не менее желаем их триумфального возвращения. Мягкой посадки в самолет, господа!


Екатерина Моргунова
Питерская   новелла  «Дама  с  камелиями»…    

«Дорогая   Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно.   Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний». Этим письмом закончился  длившийся  чуть меньше  года  роман  драматурга   Александра  Дюма-сына  и  куртизанки  Мари  Дюплесси.  Через  три  года  после  разрыва  Мари  скончалась,  а  Александр  Дюма  написал  свой  знаменитый  роман  «Дама  с  камелиями»,  где  Дюплесси  выведена  под  именем  Маргариты  Готье.  Любовь,  расставание,  деньги,  общественные  предрассудки, -  вот  действующие  «лица»  романа,  которые  помогли  перейти  этому  сюжету  в  категорию  Вечных. 

История  о  «непорочной  девушке,  которую  ничтожный  случай  сделал  куртизанкой,  и  он  же  смог  превратить  ее  в  самую  любящую,  самую  чистую  женщину»   получила  новое  претворение  на  сцене  ТАГТОиБ им.М.Джалиля.  Постановщик – петербургский  балетмейстер  Александр  Полубенцев.  Балет  получился  по  внутреннему  состоянию  очень  тонким,  чувственным,  нежным;  по  оформлению -  ярким,  красочным,  эффектным, сделанным  с  особым  «питерским»  вкусом  и  изяществом  (костюмы – Ирина Кустова);   хореография – органичный  сплав  классики  и  модерна,  очень  красивые  поддержки,  массовые  сцены.  Но…   невозможно  избавиться  от  ощущения,  что  чего-то  не  хватает.    После  просмотра  остается  своеобразный  флер,  в  котором  смешиваются   восхищение  красотой  постановки,  и  какое-то  «убаюкивающее»   сочувствие  судьбе  главной  героини,  но  не  более  того.   Постановка  не  пробуждает  никаких  сильных  чувств,  истинных  эмоций,  что  называется  «больших  страстей».  Конечно,  это  можно списать  условности  самого  жанра  балета.   Однако,  это  было  бы  слишком  просто. 

Как  говорится,  обратимся  к  истории.  На  сцене  нашего  же  театра  одно  время  шел  совершенно  потрясающий  балет – «Анюта»  Гаврилина.   Сюжет  «Анюты»  имеет  некоторые  переклички  с  сюжетом  «Дамы  с  камелиями».  Но  впечатление  от  спектакля  совсем  другое.  «Анюта»   - пронзительный,  необыкновенно  искренний  балет,  перед  нами  разворачивается   настоящая  драма.  Почему  же  такое  разное  впечатление?   В  «Даме  с  камелиями»  действительно  мастерски  использованы  многие  средства  (оформление,  хореография),  за  исключением  одного – музыки.  В  балете  используется  не  оригинальная  музыка,  а  комбинация  из  различных  сочинений  великого  итальянского  композитора  Джузеппе Верди.  В  основном  используется  музыка  его  оперы  «Травиата»,  написанной  на  тот  же  сюжет,  но  также  мы  слышим  музыку  других  его  произведений.  Таким  образом,  перед  нами  не  цельное  музыкальное  сочинение,  а  набор  разный  произведений  одного  автора.   Поэтому  теряется  внутренняя  динамика  музыки,  ее,  если  можно  так  сказать,  направленность ,  целеустремленность,  содержательность.   Получается,  что  музыка  выступает  не  как  значимое  средство  выразительности,  а  только  лишь  как  оформление.   Но  всегда  ли  музыка  несет  такие  потери  при  адаптации  к  другому  жанру?  

И  снова  немного  истории.  Гениальный  балет  «Кармен-сюита»  также  идет  на  сцене  ТАГТОиБ.  Там  тоже  используется  не  оригинальная  музыка.  Как  известно, Родион  Щедрин  переработал  для  этого  балета  музыку  оперы   Бизе  «Кармен».  Но  кроме  музыки  из  этой  оперы  композитором  больше  ничего  не  используется.  И  этим  сохраняется  цельность   спектакля.  К  тому  же  при  отсутствии  слов,  которые были  в  опере,  в  балете   с  особой  тщательностью  использована  оркестровка.  Весь балет  «Кармен-сюита»  отличает  особое  чувство  стиля.  И  этот  стиль  во  всем,  а  главное,  что  он  для  всех  элементов  балета  один:  сконцентрированная  сюжетная  линия,  которую  блестяще  раскрывает  хореография,  дополняется  оформлением  и  венчается  мастерски  переработанной   музыкой.   А  эклектичность  музыки  «Дамы  с  камелиями»  несколько  «разваливает»  балет,  делает  его   по  восприятию  рыхлым  и  вялым.  Этот  балет  можно  было  бы  назвать  рассказом  или  даже  новеллой,  но  не  драмой,  так  как  не  хватает  общей  напряженности,   цельности,  которая  во  многом достигается  именно  музыкальными  средствами.   Конечно,  такое  тоже  возможно.  Никто  не  обязывает  постановщика  разворачивать  перед  нами  трагедию.  Но  бесспорно  одно:  сценическое  действо  должно  быть  всегда  органичным. Эта  органичность  будет  достигнута  тогда,  когда  все  компоненты  спектакля,  это:  хореография,  оформление  и  музыка - будут  взаимодействовать.  Именно     этого    в  данной  постановке,  несмотря  на  все  ее  достоинства,  не  хватило.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля