Пресса

01.09.2010

Печальная история о великой любви

Полная версия (в журнале "Балет" опубликована сокращенная версия)

Бессмертный сюжет романа Дюма-сына «Дама с камелиями» вновь обрёл жизнь на театральной сцене. 18 июня на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля состоялась премьера балета «Дама с камелиями».

Скандальная и, одновременно, трогательная история любви известной в Париже куртизанки и сына популярного французского писателя рассказана свежо и талантливо. История знает массу примеров воплощения этого романтического сюжета, осуществленных на протяжении более полутора столетий в разных областях искусства: опере, балете, на драматической сцене и в кинематографе. Наиболее известные из них – американский фильм «Дама с камелиями» с киноактёрами Робертом Тейлором  и Гретой Гарбо (получившей за эту роль премию «Оскар»)  и самая репертуарная опера в мире – «Травиата», о которой  сам драматург говорил: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её». Верится, что со временем новый балет Татарского театра оперы и балета станет так же любим публикой, как и «Травиата» Верди.

А пока можно констатировать факт, что новый балет имел бешеный успех у публики на премьерных показах в июне 2010 года. Лучшие страницы гениальной музыки «Травиаты» украсили казанскую «Даму с камелиями». Балетную партитуру также обогатили яркие фрагменты из других вердиевских опер: «Бал – маскарад», «Луиза Миллер», «Макбет», «Сицилийская вечерня», «Атилла» и др. Благодаря точной профессиональной работе постановщиков: хореографа Александра Полубенцева, дирижёра Андрея Аниханова и музыкального консультанта, композитора Геннадия Банщикова (вся команда из Санкт-Петербурга), соединение разностильных отрывков получилось однородным и органичным.

Ведущий в этом тандеме – известный в мире хореограф Александр Полубенцев, поставивший шестнадцать балетов на музыку, в основном, современных композиторов, в России и за рубежом. Он – признанный мастер хореографической миниатюры, автор более шестидесяти хореографических номеров в операх, мюзиклах и опереттах. С 2006 года Полубенцев сотрудничает с Казанским хореографическим училищем: юношеская аудитория с восторгом принимает его волшебные балеты – сказки «Снежную королеву», «Морозко» и «Щелкунчик». А новые постановки  опер «Травиата» (2007) и «Риголетто» (2009)  в Казани стали  интереснее и привлекательнее, благодаря танцевальным номерам этого талантливого хореографа.

Достоинством «Дамы с камелиями» Полубенцева является полное слияние музыки с танцем. Авторский хореографический язык Полубенцева основан на классике с гибким «деликатным» использованием элементов современного танца. Такой синтез балетной классики и модерна придал особый шарм «Даме с камелиями», внеся современный колорит в прочтение давно знакомого сюжета.

Балет включает 3 действия и 10 картин. Основное развитие сюжета аналогично «Травиате». Постановщики использовали приём ретроспективы действия. Пролог начинается со сцены похорон куртизанки. Её возлюбленный Арман рыдает на могиле, его жизнь утратила всякий смысл. Молодой человек в воспоминаниях восстанавливает печальную историю своей любви… В балете введён новый персонаж нищенки, издали наблюдающей за перипетиями сюжета, сочувствующей и предсказывающей судьбу главных героев.

Новый балет поражает своей эстетикой: он удивительно красив и изыскан. Красота проявляется в выразительном языке танца, в хореографической пластике, жестах, в богатой палитре эмоциональных чувств. Сценическая красота гармонирует с эстетикой душевного мира Маргариты Готье и Армана Дюваля. Александр Полубенцев проявил недюжинную хореографическую фантазию, чтобы увлечь зрителя. Каждая из 10 картин: «Бал», «Улица», «Комната Маргариты», «В деревне», «Бордель», «Бал – маскарад» или сцена смерти Маргариты  - неповторима по танцевальному рисунку и  психологии взаимоотношений влюблённых с обществом «полусвета».

Трудно выделить по яркости какую-либо одну из картин - все они хороши. Лирические дуэтные сцены Маргариты и Армана решены хореографическим языком классики. Дуэт Армана с отцом являет пример оригинального динамичного современного танца. Массовые сцены (1-я картина завязки драмы, кульминационная 9-я картина «Бал – маскарад») поражают изобретательностью, потрясающей динамикой и совершенством балетного действия. В нём синтезированы всевозможные виды хореографической техники, включая элементы пантомимы, художественной гимнастики и спортивного танца с эффектными растяжками в танцах и феерическим шпагатом.

Музыкальный руководитель и дирижёр постановки – Андрей Аниханов усилил лирическую линию в балете через утончённую приглушённую звукопись в оркестре. Весьма одарённый музыкально, дирижёр продемонстрировал тончайший вкус в прочтении партитуры, не форсируя динамику оркестрового звучания даже в трагических моментах исповеди. Оркестр под управлением Андрея Аниханова отразил роскошь музыки Верди во всём блеске и очаровании.

Казанский оперный театр известен замечательной балетной труппой. Достойный состав солистов подобран в «Даме с камелиями». На партию Маргариты заявлены А. Суродеева, А. Елагина, Ю. Позднякова, Т.Голякова (Киев), на роль Армана – Н. Канетов, М. Тимаев, Р. Савденов. Автору этих строк удалось увидеть восхитительную пару: Александру Елагину и Нурлана Канетова. Эти артисты поразили глубоким вхождением в образ:  их танец был  истинным союзом двух любящих сердец. Исполнение данных солистов отличалось аристократичностью, подлинным вкусом и виртуозной танцевальной техникой.
В «Даме с камелиями» стёрлась грань между главными и второстепенными персонажами. Высокий уровень исполнительства присутствовал в партиях второго плана: Нищенки – Рузалии Фатхутдиновой, хозяйки борделя мадам Жорж – Станислава Сырадоева, Гастона – Антона Полодюка, лакеев – Н. Батуллина, Д. Прусакова, И. Троилова, А. Чернова. Светскость и лоск передала Алины Штейнберг в исполнении эффектной роли куртизанки Олимпии. На сцене ощущалось всеобщее упоение солистов и кордебалета восхитительной музыкой и хореографией нового балета.

Красоту и гармонию на сцене создали художник – постановщик – Владимир Самохин (Казань), художник по костюмам – Ирина Кустова (Санкт-Петербург) и художник по свету – Сергей Шевченко из Большого театра России (Москва). Выполненное с большим вкусом, лаконичное, изящное художественное оформление В. Самохина дополнялось ослепительным светом в сценах бала и мягкими приглушёнными тонами в драматических эпизодах балета. На высоком художественном и стилистическом уровне выполнены Ириной Кустовой блестящие костюмы героев, соответствующие духу аристократического французского общества XIX столетия.

Казанская «Дама с камелиями» оставила прекрасное впечатление. Думается, что новый спектакль Татарского театра оперы и балета составит в будущем конкуренцию классическим балетам Чайковского, Прокофьева, Адана и Минкуса.

Маргарита Файзулаева
Засл. деят. искусств России

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля