Пресса

14.05.2010

Начали со "Спартака", впереди - парад мастерства

Сценической фантазией хореографа Георгия Ковтуна "Спартак" на музыку одноименного балета Арама Хачатуряна открылся в среду XXIII Нуриевский фестиваль. Самый многолюдный и зрелищный спектакль современной Казани публике показали солисты и артисты балета, хора, оркестр театра им. Мусы Джалиля. И приглашенная танцовщица - Елена Князькова (Москва), она исполнила партию Клавдии.

Зрители воспринимали ковтуновский "Спартак" с интересом, но, как мне показалось, без восторга. Несмотря на чуть ли не клиповую смену ярких эпизодов в балете и трюковую хореографию, на сцене разворачивались "картонные" страсти. Однако знаменитое "Не верю!" исчезало, когда на сцене появлялась Елена Щеглова - исполнительница партии второго плана - Матери-волчицы, вскормившей братьев Спартака и Красса. Казалось, что один лишь взмах руки этой удивительно пластичной и музыкальной балерины способен "рассказать" трагическую историю балета пронзительнее, чем сложные танцевальные узоры в исполнении всех других артистов.

По окончании спектакля было, по-моему, очевидно, что Елена Щеглова - по-прежнему лучшая сегодня балерина казанской труппы. Да, она уже провела прощальный бенефис, практически не выходит на сцену в главных партиях. Но остается непревзойденной... Кстати, спешу поделиться приятной новостью с поклонниками творчества Щегловой. Для гала-концертов Нуриевского фестиваля она репетирует сейчас два потрясающих номера из своего репертуара. Это невероятной красоты и изящества миниатюра Леонида Якобсона на музыку Моцарта "Полет Тальони" и доводящий публику до рыданий "Романс" в хореографии Дмитрия Брянцева на музыку Георгия Свиридова...

...Сегодня на фестивале - балет Чайковского "Спящая красавица". Можно сказать, что этот спектакль продолжит на XXIII Нуриевском парад мастерства танцовщиков лучшей балетной труппы страны - труппы Мариинского театра. Открыли его в четверг Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев (ведущие партии в "Лебедином озере"). А в "Спящей..." выступят Олеся Новикова (принцесса Аврора) и Леонид Сарафанов (принц Дезире). Их коллег - супругов Анастасию и Дениса Матвиенко - зрители увидят в субботу в главных партиях балета Минкуса "Дон Кихот". Ну а самый щедрый подарок от танцовщиков Мариинского театра казанцы получат в понедельник: Олеся Новикова, Леонид Сарафанов, Анастасия и Денис Матвиенко исполнят на фестивале мировую премьеру балета "Quatro" на музыку Милко Лазара, которую специально на них поставил хореограф Эдвард Клюг.

Основная идея этого балета - палитра взаимоотношений между эмоциональными людьми, желание показать мир человеческих связей посредством музыки и современной хореографии. Для Эдварда Клюга, работающего преимущественно с современными танцевальными труппами, возможность осуществить эту постановку с лучшими классическими танцовщиками Санкт-Петербурга стала, по его словам, "шансом и вызовом одновременно".

В том, что современный балет "Quatro" исполняют мастера классической хореографии, зрителям докажет своеобразная увертюра к этому спектаклю. Под увертюрой я имею в виду "Блестящий дивертисмент", который займет все первое отделение фестивального вечера в понедельник. Публика увидит па-де-де раба Али и Медоры из балета "Корсар" в исполнении супругов Матвиенко, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов станцуют "Классическое па-де-де" Джорджа Баланчина на музыку Чайковского. Кстати, в "Блестящем дивертисменте" примут участие не только солисты Мариинского балета. Еще - Наталия Мацак из Национальной оперы Украины, чешский танцовщик Ян Ваня, премьер Казанского балета Михаил Тимаев...

Во вторник на фестивале - "Сказание о Йусуфе" Леонида Любовского. В главной партии выступит Нурлан Канетов - танцовщик, на которого в 2001 году хореограф Георгий Ковтун и сочинял этот балет. И который в 2005 году был удостоен за эту роль Государственной премии России.

В принципе, история создания этого уникального спектакля (увидеть его можно только в Казани) отображена на выставке, посвященной Международному фестивалю классического балета имени Рудольфа Нуриева. Она экспонируется в зеркальном фойе театра. Там же перед началом и в антрактах фестивальных спектаклей играет для и по заказу публики струнный квартет Захара Штейнберга.

Автор: Айсылц Кадырова
Газета: "Вечерняя Казань" № 58-59 (4018-4019)

Источник: http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=section§ion_id=7&id=34693&artcount=4307&artoffset=40&limit=20

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля