Пресса

12.05.2010

В Казани ее танец видели пока только избранные

Сегодня в театре им. Мусы Джалиля откроется XXIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Завтра в его программе - "Лебединое озеро" Чайковского, главный русский спектакль балетных сцен всего мира. Впервые в Казани партии королевы лебедей Одетты и дочери злого волшебника Ротбардта Одиллии исполнит Екатерина Кондаурова. Эту танцовщицу из Мариинского театра критики называют роскошной, интеллектуальной и сногсшибательно красивой.

В нашем городе Катя уже танцевала: в 2005 году солировала в авангардном балете живого классика Уильяма Форсайта "Там, где висят золотые вишни" на музыку Тома Виллемса. Но видели это потрясающее зрелище только избранные владельцы именных приглашений, так как выступление артистов Мариинки организовывала крупная инвестиционная компания по случаю открытия в Казани своего офиса.

Тогда талантливая Кондаурова занимала в труппе своего театра положение всего лишь корифейки (первая ступень после кордебалета), сегодня она - первая танцовщица. Выше первых танцовщиков в балетных труппах России только балерины и премьеры. Несмотря на то, что официального титула балерины у Кондауровой еще нет, у нее уже наработан такой разнообразный репертуар, что позавидует звезда мирового уровня.

Только за последние два месяца Катя станцевала Кармен в "Кармен-сюите" Альберто Алонсо, Анну Каренину в одноименном балете Алексея Ратманского, Жанну д`Арк в постановке Эмиля Фаски "Simple things", храмовую танцовщицу Никию в классической "Баядерке"...

- Среди ваших ролей, кроме Жанны д`Арк, Кармен и Анны Карениной, есть роль еще одной выдающейся женщины - Альмы в современном балете "Стеклянное сердце"...

- Да. В основе этого спектакля - реальная история непростых взаимоотношений композитора Александра Цемлинского, на музыку которого поставил балет Кирилл Симонов, и супружеской четы - композитора Густава Малера и Альмы Шиндлер. Роковая соблазнительница Альма - одна из любимейших моих ролей. Два года назад я получила за нее высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит".

- Имея такой творческий багаж, танцевать Одетту и Одиллию в "Лебедином...", наверное, сущий пустяк?

- Это не так. "Лебединое озеро" - главный русский балет, трактовка и исполнение партий Одетты и Одиллии - тест на мастерство и визитная карточка любой классической танцовщицы. По крайней мере, у нас в Санкт-Петербурге считается так: нет в твоем репертуаре Одетты с Одиллией - карьера не удалась. Эти партии - вершины классики. Сложные как по технике, так и по актерской наполненности. Имея опыт таких ролей, как Кармен, Анна Каренина, Альма, мне психологически не легче - интереснее играть нежную Одетту и коварную Одиллию.

- Один из технически сложнейших эпизодов в партии Одетты - диагональ стремительных вращений в вариации второго, "белого" акта. Не у всех получается закончить ее в позе арабеска: можно по инерции "улететь" в кулису или, того хуже, врезаться в строгую линию девушек-лебедей. Балерина Большого театра Светлана Захарова, например, даже специально придумала свой финал этой диагонали - она заканчивает ее в положении сидя.

- Я заканчиваю эту диагональ, как положено - в позе арабеска. Упрощать вариацию - не в моих правилах. Если только приходится танцевать на очень маленькой сцене. В этом случае я могу принять другую лебединую позу, но садиться в финале считаю для себя стилистически неверным.

- Катя, о чем еще может мечтать классическая танцовщица, уже пополнившая свой репертуар "Лебединым..."?

- Вы знаете, а я не мечтала никогда о "Лебедином озере". Сколько себя помню, всегда хотела станцевать Никию в "Баядерке". Психологически она глубже и интереснее Одетты с Одиллией, на мой взгляд. Так получилось, что Никию мне доверили буквально на днях. Конечно же, я очень рада. О чем теперь мечтаю? Раймонду я бы станцевать хотела. Жизель... С радостью узнала, что буду готовить Эгину - у нас в театре возобновляют балет Леонида Якобсона "Спартак". Да я любой работе радуюсь всегда. Чем больше танцую, тем лучше себя ощущаю.

- А где и как восстанавливаетесь? Есть у вас "место силы"?

- "Место силы" для меня - это мой родной дом.

- Вы родились и до учебы в Вагановской академии жили в Москве. Имеете в виду московскую квартиру?

- Нет-нет, что вы. Я имею в виду квартиру в Санкт-Петербурге. Москву я уже давно не воспринимаю родным городом, приезжаю туда только на гастроли. Чаще в Петербург приезжает моя мама, которая до сих пор живет в столице.

- В балетном Санкт-Петербурге свысока относятся к москвичам. Вы успели это почувствовать?

- В Вагановскую академию я приехала поступать и поступила сразу, потому что меня не приняли в московскую. И поначалу я действительно чувствовала особенное к себе отношение, про меня говорили с легким недоверием: "Эта девочка из Москвы"... А потом это исчезло. Я стала своей, но не своей в доску.

- Судя по отзывам в Интернете, сегодня у вас больше поклонников в Москве, чем в Санкт-Петербурге.

- Я не доверяю отзывам в Интернете... В Москве меня узнали после того, как в 2006 году я стала лауреатом приза "Benois de la Danse" Международного союза деятелей хореографии... Поклонники действительно есть у меня не только в Санкт-Петербурге. Самые восторженные - в США.

- Катя, а что, кроме балета, вам интересно?

- Меня увлекает дизайн. Любой. Лет шесть назад у меня была травма ноги, я долго не танцевала и неожиданно для себя самой начала рисовать... Мы с мужем, он тоже танцовщик Мариинского балета, планируем сейчас ремонт в квартире. Так что очень скоро реализуем с ним свои дизайнерские идеи...

Автор: Айсылу Кадырова
Газета: "Вечерняя Казань" № 57 (4017)

Источник: http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=section&section_id=7&id=34670&artcount=4307&artoffset=40&limit=20


Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля