Пресса

25.05.2010

Быть женщиной - великий шаг

Программа Нуриевского фестиваля в минувшую субботу подошла к концу. Организаторы балетного форума представили на суд зрителей три красивейших балета, где доминируют женские партии, - это "Коппелия" Делиба, "Баядерка" Минкуса и "Жизель" Адана.

"Коппелия" - легкая, веселая, мажорная, она немного отличается от "сумрачного романтизма" Гофмана, чье произведение лежит отчасти в основе либретто. "Коппелия" французского композитора Делиба, который написал музыку с венгерскими интонациями на немецкую историю, и в ней "сходятся" традиции французской, итальянской и русской хореографии, непременно участвует в Нуриевских фестивалях. Жизнь людей и автомата-робота, их взаимоотношения - пусть даже в романтически-опоэтизированном повествовании жанра балета, впервые поставленного 25 мая в 1870 году в Париже, по-прежнему находится на гребне волны зрительского интереса.

 Исполнительница главной партии в фестивальном спектакле Екатерина Бортякова, солистка московского ансамбля "Корона русского балета", - дочь некогда популярных казанских танцовщиков Ирины Хакимовой и Виталия Бортякова, получившая имя в честь великой Екатерины Максимовой, молода, задорна обладает неплохой техникой. Высокий прыжок можно отнести к достоинствам балерины. К недостаткам - отсутствие теплоты и женского обаяния и некоторую "кукольность". Но, возможно, все это проистекает и от неопытности балерины. "Баядерка" - всегда ожидаемый спектакль на фестивале, и в этом году он не разочаровал публику.

Ожидаемый он еще и потому, что этот красивейший балет был последним в творческой жизни Рудольфа Нуриева. В день его премьеры в начале октября 1992 года Нуриев в последний раз в жизни был в зале Гранд Опера. Он, многажды выходивший на самые престижные сцены мира в партии Солора, на этот раз выступал как балетмейстер. Любопытно, что на Западе "Баядерка" традиционно шла в двух актах - третий акт, так называемый "акт теней", из-за сложности хореографии не ставился. Ущерба сюжету это не наносило - по сути, сюжетная линия оканчивается вторым актом, сценой смерти Никии, ужаленной змеей. Третий же акт - всего лишь видения Солора.

Нуриев же в свое время настоял на том, чтобы балет шел в трех актах, и, разыскав партитуру, поставил "акт теней" для своей бессменной партнерши Марго Фонтейн. В фестивальном спектакле исполнительница партии Никии Виктория Терешкина из Мариинского театра поразила публику какой-то нотой пронзительной жертвенности. Она принимала букет после танца, а с ним вместе и гибель от затаившейся в нем змеи, как благо. Никия не хотела мешать Солору.

Такой же женственной и всепрощающей получилась Жизель в одноименном балете Адана у солистки Мариинского театра Евгении Образцовой, которая с блеском исполнила эту сложнейшую в мировой хореографии партию. Вчера и сегодня на Нуриевском настало время светских событий - гала-концертов, о чем мы расскажем в следующем выпуске фестивального дневника.

Автор: Татьяна Мамаева
Газета: "Время и деньги" № 92(3286) от 25 мая 2010 года

Источник: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-32963.htm

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля