Пресса

20.05.2010

Притча нашего века

Балет "Сказание о Йусуфе" Леонида Любовского в хореографии Георгия Ковтуна, который сразу же после премьеры окрестили "маленькой эстетической революцией" в казанском театре, продолжил программу международного фестиваля классического искусства имени Рудольфа Нуриева.

Когда ждали премьеру, опасались, что получится набившая оскомину "заказуха". Опасения оказались напрасными - композитор Леонид Любовский, либреттист Ренат Харис и балетмейстер Георгий Ковтун придумали спектакль, который эстетикой соответствует новому веку. И идет на сцене казанского театра уже десять лет, собирая аншлаги, не стал исключением и фестивальный вечер.

- Идея постановки принадлежит балетмейстеру из Санкт-Петербурга Николаю Боярчикову. Я предложил ему другой свой балет, но Николай Николаевич сказал, что ему интересен сюжет легенды об Иосифе Прекрасном. Ему был любопытен Томас Манн, его философия, он даже приготовил либретто для Шнитке и предложил ему написать музыку. Я прочитал это либретто, но во мне ничего не шелохнулось. Вскоре - так получилось - я прочитал поэму Кул Гали и увидел все в другом свете. Все ожило, все представилось мне как в традиционном балете. Это было как в балетах Чайковского, когда возникает драма. Тогда я обратился к Ренату Харису - он как поэт все очень тонко чувствует. Когда Харис включился в работу, дело сразу пошло, тем более что у него была своя поэма на эту тему - "Зулейха". Получилось то, что я хотел, - большой философский балет, ведь речь идет о сюжетах из Библии, из Корана, - рассказывает Леонид Любовский.

Когда исполнитель главной партии Нурлан Канетов репетировал Йусуфа, балетмейстер советовал ему читать Библию…

Канетов с его огромными, в половину лица, миндалевидными глазами словно создан для партии Йусуфа, лучшего исполнителя найти было бы трудно. Его монологи целомудренны и нежны. Главная черта этого героя - всепрощение. Он уходит к звездам, уходит в вечность, его страдания закончились, боль Йусуфа отныне останется на земле. Трагедия Йусуфа даже не в том, что его все время предают - он чист и совершенен, таким праведникам не место на грешной земле.

Зулейха - солистка Национальной оперы Украины Татьяна Голякова, которая, кстати, специально выучила эту партию, чтобы танцевать в казанском спектакле, - страстна и отважна. Безответная любовь затуманивает ей рассудок, рушатся все нравственные преграды. Страсть, которой не нашлось выхода, превращается в ненависть. Танец Голяковой фатально трагичен.

"Сказание о Йусуфе" - один из самых интересных экспериментов Георгия Ковтуна, без которого, возможно, не было бы его "Спартака", удостоился Государственной премии РФ. Ее получили композитор, либреттист и исполнитель партии Йусуфа. Гражданин Украины Ковтун премию не получил… История, интригу в которой движет элементарная зависть, как это было с Йусуфом, актуальна и в нашем веке?

Автор: Татьяна Мамаева
Газета: "Время и деньги" № 89(3283) от 20 мая 2010 года

Источник: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-32925.htm

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля