Пресса

14.05.2010

Вначале были мифы

С бравурной мелодии из "Спящей красавицы", исполненной оркестром, на сцене Татарского государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля начался ХХIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

"Спартак" Хачатуряна - самый массовый и самый дорогой спектакль нашего оперного за последние годы, могло ли открытие балетного форума быть более внушительным? А до начала спектакля перед занавесом публику поприветствовали художественный руководитель балета казанского театра Владимир Яковлев и одна из организаторов фестиваля, режиссер гала-концерта Наталья Садовская. "За 22 прошедших года в фестивале приняла участие целая плеяда блестящих артистов из ведущих театров России и зарубежья. В этом году мы также пригласили замечательных танцоров. Я надеюсь, что фестиваль имени Рудольфа Нуриева будет соответствовать своему статусу, который он приобрел за эти годы", - сказал Владимир Яковлев.

"Нуриевский фестиваль - это исключительное событие, - такое мнение Наталии Садовской. - С каждым годом он становится все более популярным и любимым". Балетный критик напомнила, что в этом году гала-концерты будут нестандартными, на суд зрителям представят новые имена и номера, посвященные 65-летию Победы. Поднялся занавес, и мать-волчица, повернув голову, посмотрела пристальным взглядом в зал… "Спартак" начинается с этого впечатляющего спецэффекта. Хореограф спектакля Георгий Ковтун одновременно является и автором либретто. От привычной истории Спартака, Красса и Фригии он отказался. Слишком идеологизирована? Возможно. И хотя балетные критики улавливают у традиционного "Спартака", поставленного в свое время Юрием Григоровичем в Большом с Васильевым, Лиепой и Максимовой, отголоски "пражской весны" ("Спартак" Григоровича ставился в то время), это можно принять как версию, но не более. Ковтун пошел по иному пути, сочинив свою историю про двух братьев, выкормленных матерью-волчицей и ставших соперниками. Основой либретто Ковтуна стали античные мифы и хроники Древнего Рима, изученные Георгием Анатольевичем более чем тщательно. Получилась драматическая история, чем-то отдаленно напоминающая сюжет про Каина и Авеля. Только в истории наших Спартака (Михаил Тимаев) и Красса (Руслан Савденов) замешаны две женщины - Ливия (Александра Сурадеева) и Клавдия (Елена Князькова).

Масштабное полотно, поставленное Ковтуном, где, помимо солистов, задействовано большое количество артистов кордебалета, миманса, студентов хореографического училища, хор в полном составе, продумано до мелочей. Сложная, резкая хореография Ковтуна дает солистам возможность раскрыть характеры персонажей в полном объеме. Причем это происходит не только во время дуэтов, но и в массовых сценах - хореограф верно расставляет акценты. Казанский "Спартак" - это спектакль о вечных истинах, как это ни банально звучит, хотя уж в чем ином, но в банальности Георгия Ковтуна наверняка не могут упрекнуть даже его недоброжелатели. Но сколько бы ни существовало человечество, ему всегда будет интересно исследовать такие понятия, как верность и предательство, любовь, честь и достоинство. Что и происходит в казанском "Спартаке". Первый фестивальный спектакль прошел на подъеме, в чем "повинны" и исполнители главных партий, особенно Тимаев и Савденов, а также Елена Щеглова, исполнительница партии матери-волчицы. Выше похвал работал и оркестр, которым в этот вечер темпераментно дирижировал Карен Дургарян из армянского театра имени А.Спендиарова. Сегодня Нуриевский фестиваль словно возвращается в лоно классического балета - два вечера подряд мы будем наслаждаться русским балетов в его квинтэссенции, нас ждут "Лебединое озеро" и "Спящая красавица". Вечер субботы отдан "Дон Кихоту".

Автор: Татьяна МАМАЕВА
Газета: "Время и деньги", от 14.05.10

Источник: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-32864.htm

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля