Пресса

15.06.2014

Эхо спектакля

Автор: Г.Неглебофф
СМИ: "Leitmotiv" №1 (011) '2014

20 марта 2014 года, в рамках празднования 140-летия Казанской оперы состоялась постановка балета Людвига Минкуса «Баядерка». (Балет в 3-х действиях, хореография Мариуса Петипа, либретто М.Летипа и С.Худякова. Художественный руководитель постановки Владимир Яковлев, сценография Анатолия Нежного и Анны Нежной (Москва), музыкальный руководитель и дирижёр Ренат Салаватов).
Написав около 20 балетов, а также множество пьес для скрипки и фортепиано, Алоизий Людвиг Минкус вошёл в историю мирового музыкального искусства в первую очередь как автор балетов «Дон Кихот» (1869) и «Баядерка» (1877), поставленных знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа.
По мнению балетного критика В.Гаевского «Баядерка» наряду с «Дон Кихотом» - «... лучшая из множества минкусовских партитур, наиболее мелодичная, наиболее танцевальная. Именно в «Баядерке» обнаружил себя лирический дар композитора, особенно в сцене «теней», где скрипка Минкуса не только вторит полузабытым интонациям 1830-1840-х годов, интонациям мировой скорби, но и предугадывает тот меланхолический напев, который полвека спустя завоюет мир под названием блюза...».
Романтическая мелодрама была исполнена на едином дыхании. В переполненном, наэлектризованном эмоциями зале, царило гармоничное сочетание музыки и танца. Три действия балета пролетели как одно мгновение, оставляя в душе слушателя память о прекрасном образе Никии и её несчастной судьбе. Впечатление, которое создавали музыка и сценическое действие балета было таково, что зал, казалось, замирал в безмолвии, которое было красноречивее бурных оваций...
Заняв, как обычно, место на третьем ярусе, где акустика зала отчётливо доносила для слушателей нежнейшие звуки деревянных духовых, мягкое звучание струнной группы, бережные педальные фоновые аккорды валторн, тональное звучание литавр - я был изумлён подобным отношением музыкантов оркестра к исполняемой музыке и естественно, не имея ещё на руках буклета спектакля, заглянул через барьер яруса в оркестровую яму, чтобы посмотреть на главного «виновника», побудившего оркестр к такому звучанию - дирижёра. То, что я увидел, стало настоящим открытием: чёткий лаконичный жест человека за пультом, без каких-либо кривляний, подпрыгиваний, подтанцовывания, рисовки - словом, без демонстрации всего наносного, что характерно в последние годы для некоторых других симфонических коллективов города с их самодеятельными дирижёрами (дирижёр-профессионал, как правило, всегда вооружён техникой, далёкой от проявления любого фиглярства, позёрства, вычурности - ибо Музыка, звучащая прежде всего в его душе - главный двигатель чувств и поступков: прежде всего он (дирижёр) «скромнейший и смиреннейший её служитель» Р.Штраус).
Подобной техникой у нас в советское время владел Евгений Мравинский: его точный, даже где-то жестковато-аскетичный жест, вызывал у музыкантов его оркестра такой эмоциональный подъём, что музыка под руками этого человека захватывала своим дыханием слушателя и не отпускала его до окончания произведения. Дирижёр спектакля, а это был Ренат Салаватов, контролировал сценическое действие, ставя акценты оркестра в ансамбле с танцовщиками там, где это было задумано автором и постановщиком балета. Выстроенная драматургия музыкального сопровождения свидетельствовала о выдающемся мастерстве дирижёра: под его руками музыка балета становилась тем, чем она и должна быть «... истинным, совместным переживанием...» (Фуртвенглер). Салаватов - ученик выдающихся преподавателей симфонического дирижирования - Симеонова, Мусина и Лео Гинзбурга, достойный продолжатель замечательных традиций советской школы дирижирования, и Татарстан может гордиться, что музыкальным руководителем ТАГТОиБ им. М.Джалиля и главным дирижёром является талантливый музыкант Ренат Салаватов.
Во втором действии балета в оркестре прозвучало развёрнутое соло виолончели, звук которой завораживал своим тембром и теплотой, характерной для человеческого голоса... Вспомнилась фраза-напутствие Ф.Шаляпина: «Петь надо так, как поёт виолончель». {Очевидно, во времена Шаляпина виолончельная школа была сильнее, чем в наше время, и в то время Шаляпин на полном основании считал виолончельный звук эталоном пения. Сейчас красота звучания, музыкальность вообще отодвинуты на второй план, и слушатель воспитывается в основном на технических достижениях — где скорость, сложность и напор в преодолении пассажей - словом, акробатизм - вызывает восторг определённой категории любителей музыки).
Прекрасное соло виолончели неожиданно завершилось банальным кадансом. Этот завершающий эпизод прозвучал так, как будто его сыграл другой виолончелист, причём из другого оркестра и с другим дирижёром. Очевидно, Марат Гильмутдинов (фамилию я узнал в антракте) в самом конце соло расслабился и подумал о чём-то другом... Но я преклоняюсь перед звучанием его виолончели и исполнением соло: на сегодня это один из лучших виолончелистов города Казани.
В третьем действии сложнейшее соло скрипки исполнила Алсу Абдуллина, концертмейстер оркестра. Нежнейший голос скрипки вписывался в сценографию балета, создавая таинственную атмосферу «царства теней». Лишь усталость солистки, игравшей без отдыха весь спектакль, помешала ей безукоризненно исполнить «интонационно-иезуитские» гаммообразные проходы в верхнем регистре сложнейшего соло. Жаль, что обстоятельства, связанные с гастролями театра и отсутствием, в связи с этим, значительной части оркестрантов, не позволили обеспечить отдых солистке перед исполнением этого сольного эпизода.

Бесспорно, на сегодняшний день оркестр ТАГТОиБ им. М.Джалиля, обладая дирижёром высочайшего класса, который сумел объединить вокруг себя наилучших музыкантов - является лидером оперно-симфонического искусства г.Казани.
Идея включения в репертуар ТАГТОиБ им. М.Джалиля променад-концертов оркестра экстра-класса с выдающимся дирижёром Ренатом Салаватовым давно витает среди многочисленных поклонников подлинного музыкального искусства, а также среди музыкантов-профессионалов города. У казанского слушателя появится возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры и национальной музыки на качественно новом уровне, который, к сожалению, утерян казанскими симфоническими коллективами после ухода гениального Натана Рахлина. Променад-концерты станут великолепной школой и для талантливых молодых исполнителей Татарстана - вокалистов и инструменталистов, которым не удаётся выступить, попробовать свои силы с симфоническим коллективом из-за сложности «вхождения» в когорту постоянно приглашаемых солистов определённого круга, лично знакомых дирижёрам.
Променад-концерты оперного симфонического оркестра могли бы стать и площадкой для исполнения сочинений молодых композиторов Татарстана (которые не могут выложить определённую сумму за исполнение своего сочинения хозяевам симфонического оркестра Татарстана). Такое содружество несомненно создаст условия и будет способствовать действительному развитию национальной композиторской школы, обогатит музыкальную культуру Татарстана новыми произведениями.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля