Пресса

30.05.2014

В духе Нуриева

Автор: Людмила Лаврова
СМИ: Ati-Times

В столице Татарстана завершился ХХVII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Как всегда, местом его проведения стал Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, по инициативе директора которого, Рауфаля Мухаметзянова, в 1987 году и был организован первый в России балетный форум. Через несколько лет фестиваль вырос, окреп и стал международным. В 1992 году Рауфаль Мухаметзянов пригласил Рудольфа Нуриева в Казань, где тот продирижировал балетом «Щелкунчик» и согласился дать балетному фестивалю свое имя.

С каждым годом фестиваль классического балета стал набирать и набирать обороты. Очевидно, знаменитая фраза Нуриева о том, что «в каждом, кто будет выходить на сцену после меня, будет жить частичка меня», неизменно срабатывает в Театре имени Джалиля, осененном пребыванием в нем великого танцовщика, и дает заряд творчества и вдохновения как высокопрофессиональной казанской труппе, так и приезжающим на фестиваль солистам, среди которых завидное количество первых балерин и балетных танцовщиков мира. Фестивальную сцену Татарского театра оперы и балета озаряли своим искусством Ирек Мухамедов, Владимир Васильев, Надежда Павлова, Фарух Рузиматов, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Денис Матвиенко, Юргита Дронина, Матиас Эйманн, Мэтью Голдинг и многие другие артисты, бывшие или являющиеся в наши дни самыми яркими звездами в балетных созвездиях своего времени.

Программа фестиваля 2014 года по замыслу и традиции включала в себя классические балеты, в которых блистал Нуриев, составляющие алмазный фонд мирового балетного искусства, в их числе «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л.Минкуса. В афишу вошли также «Спартак» А.Хачатуряна в хореографии Георгия Ковтуна и две премьерные постановки: это «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» на музыку кантаты Карла Орфа и «Золотая Орда» татарского композитора Резеды Ахияровой, самая значимая российская балетная премьера последних лет, открывавшая в Казани сезон 2013-2014. Новинкой фестиваля стало приглашение Дортмундского балета (Германия), представившего просвещенным казанским зрителям две своих постановки – «Сказки Венского леса» и «Триптих». Всего программа фестиваля состояла из десяти спектаклей и двух гала-концертов, а участвовавшие в нем солисты представляли Кубу, США, Германию, Японию, Великобританию, Францию и, конечно, ведущие театры Москвы, Петербурга и Перми.

Классические балеты расцветили светом своего уникального таланта выдающиеся танцовщики: одна из лучших балерин современности Светлана Захарова и великолепный и титулованный Сергей Полунин (Жизель и Альберт в «Жизели»); фантастически техничная и артистичная кубинка Адиарис Алмейда, единственная из известных мне балерин способная делать тройное фуэте, и американец Джозеф Гатти, составившие упоительный дуэт Китри и Базиля в «Дон Кихоте»; солист Мариинского театра, летающий кореец Кимин Ким (Солор в «Баядерке»), потрясший совершенством линий, сложнейшей техникой и высотой прыжков и способный в прыжке зависать в воздухе, как аэростат; поразительно элегантная Ольга Сизых из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, станцевавшая незабываемую в своей потусторонней волшебности Мирту в «Жизели», а также блистательные солисты Татарского театра и его прима-балерина Кристина Андреева, способная украсить самую великую сцену.

Полное название произведения «Carmina Burana», написанного Орфом в 1935-1937 годах, – «Песни Бойерна: мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями». Литературную основу кантаты составили 24 стихотворения из сборника средневековой поэзии «Carmina Burana» (Бойерн (лат. Buranum) – бенедиктинский монастырь в предгорьях Баварских Альп, где в 1803 году был найден крупнейший сборник поэзии вагантов – странствующих поэтов IX – XIV веков). Автор идеи новой постановки казанского театра и ее хореографии Александр Полубенцев определил жанр своего детища не как балет в привычном понимании, а как «театральное действо, сочетающее музыку, слово, вокал, танец, визуальный ряд». Быстротечность человеческой жизни, непостоянство удачи и богатства, радость встречи весны и нечаянно нагрянувшая любовь, тайна рождения и смерти, а главное, всевластие судьбы – неполный перечень тем, заложенных в кантате Орфа, которые постановщик в сотрудничестве со сценографом Марией Смирновой-Несвицкой (Санкт-Петербург) стремились воплотить в спектакле «Carmina Burana, или Колесо Фортуны».

Сквозную роль Фортуны в постановке исполнила Алина Штейнберг. Надо отдать должное балерине, обладающей большой сценической представительностью: она ни на минуту не теряла стержень исполняемой роли, и ее точные, строгие и выверенные движения, наполненные внутренней значимостью, изображали то перст судьбы, то неумолимо отсчитывающие время стрелки часов жизни.


Солисты-вокалисты тоже значительно украсили действо. Сопрано Наталья Краевски была изысканна в роли богини цветов Флоры, а баритон Юрий Ившин сумел удачно перевоплотиться целых четыре раза: он был и Искусителем, и Проповедником, и Священником и богом Изобилия. Это непростая задача, но певец находил интересные краски и интонации для каждого образа.

Хор, без которого «Кармина Бурана» невозможна и для которого, собственно, она и написана, играет у Полубенцева роль живых декораций, отодвинутых в глубину сцены. Разделение на два фланга создает дополнительные трудности хористам, и только их высочайшее мастерство, отшлифованное под руководством главного хормейстера Татарского оперного театра Любови Дразниной, позволило им блистательно исполнить кантату в условиях, предложенных постановщиком. И вообще, хором Театра имени Джалиля могли бы по праву гордиться самые знаменитые оперные театры и концертные сцены мира – для этого коллектива не существует исполнительских преград...

«Золотая Орда», с момента премьеры показанная всего в четвертый раз, не случайно вызвала огромный интерес зрителей. Пышный двухактный балет, для которого, как в старые, добрые времена, специально писались музыка и либретто (автор либретто – народный поэт Татарстана, лауреат многих литературных премий Ренат Харис) и создавались хореография (Георгий Ковтун), декорации и костюмы (Андрей Злобин и Анна Ипатьева), - большая удача Татарского театра оперы и балета.

Творческая мысль Георгия Ковтуна не знает границ: здесь и мощный групповой мужской танец, например, нашествие войска Мурзы, исполняемый в быстром темпе в черно-красных костюмах с кроваво-красной подсветкой, а по контрасту с ним – нежный танец Джанике (Кристина Андреева) и подружек; зловещая хореография и пронзающая драматизмом пантомима Визиря (Нурлан Канетов), рассчитанная на выдающегося солиста роль Духа хана Батыя, выше всяких похвал исполненная другим премьером труппы - Михаилом Тимаевым, отличающимся еще и скульптурной красотой тела, танец «Коран», движения которого напоминают кружево арабской вязи, и многие другие. «Золотая Орда» прекрасна гармоничным сочетанием всех составляющих большого балетного спектакля: музыкой, литературным содержанием, хореографией, сценографией, выдающимся исполнением, но отличается еще тем, что в ней участвует хор, органично вписанный как в партитуру балета, так и в сценическое действие, и придающий дополнительную мощь художественной характеристике постановки.

Контрастом с классическими и неоклассическими постановками Татарского театра «прозвучали» два представления Дортмундского балета. Дортмундцы привезли творения известных западных хореографов – Уильяма Форсайта («Головокружительное упоение точностью»), Дугласа Ли («Фортепианные пьесы»), Александра Экмана («Кактусы») и Син Пэн Ванга («Сказки Венского леса»). Перечисленные спектакли представляли собой не классический балет, а современную хореографию, которая имеет большое распространение в европейских театрах, и дали возможность казанской публике познакомиться с новыми направлениями в балетном искусстве.

Оба гала-концерта состояли из классических и современных номеров, исполненных известными в мире танцовщиками и лучшими артистами казанской труппы, многие из которых уже имели «старых» и обрели новых поклонников. Так, овации и крики восторга обрушились на солиста Берлинского государственного балета Дину Тамазлакару, демонстрировавшего танцевальные чудеса в концертном номере «Гопак» на музыку Соловьева-Седова. Очень понравилась публике японская пара Мидори Терада и Коя Окава – недавнее счастливое «приобретение» Татарского театра, исполнившая «Арлекина и Коломбину» на музыку Дриго. Эти концерты завершили Нуриевский фестиваль, знаменем и сутью которого является триумф высокого искусства классического балета.



Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля