Пресса

20.02.2014

Сто сорок лет любви

Автор: Нора Потапова
СМИ: "Вечерняя Казань"

Гуляя вечером по красивым, спокойным и  не слишком многолюдным казанским улицам, трудно представить, что где-то совсем не далеко "театр уж полон, ложи блещут", на сцене и в оркестре кипят вердиевские страсти, а меломаны за два месяца до объявленных спектаклей   скрещивают пики эмоций у касс театра. Между тем  Казань ходит в оперу уже почти полтора века.  Сначала в антрепризу, потом  на представления  постоянной труппы, которая  образовалась в 1874 году стараниями "собирателя русской сцены" Петра Медведева. И дальше дело пошло так ладно, что по оперативности постановок вновь созданных оперных произведений, а часто и по качеству спектаклей  Казань смогла конкурировать с русскими столицами. Оперный театр стал органичной частью культуры Казани, более того, национальной ценностью.

Судьбе было угодно дать Казани еще один знак свыше: именно здесь, на берегах Волги, родился самый великий русский певец-актер Федор Шаляпин. Знак был воспринят - в недрах  оперного  театра 32 года назад созрела благая идея создания оперного фестиваля. Конечно же, Шаляпинского. Директор театра Рауфаль Мухаметзянов дал старт начинанию, ценность которого трудно переоценить. Это был первый в России оперный фестиваль, известный ныне далеко за пределами отечества.
 
Традиция собирания в спектакли лучших певцов со всего мира в Казани привилась очень успешно. И традиция эта работает не только на фестивале. Театр им. Мусы Джалиля стал первым и пока единственным в России, который готовит премьеры, набирая  составы исполнителей, что называется,  со всех концов земли. А затем постоянно приглашает уже подготовленных артистов на каждый спектакль. Эффект налицо: кровь спектакля часто обновляется, на сцене всегда качественные солисты, ну а  публика постоянно заинтригована.

Открывался ХХХII фестиваль премьерой "Севильского цирюльника" Россини в постановке питерского режиссера Юрия Александрова. Изобретательно придуманный, красиво декорированный сценографом Виктором Герасименко и художником по костюмам Еленой Бочковой, спектакль вобрал в себя эстетику самых разных стилей. Главные персонажи являются  каждый раз в новом обличье: очаровательное сопрано из Петербурга Ольга Пудова - то элегантная амазонка с хлыстом, укротительница домочадцев виллы Бартоло, то изящная китаяночка, то темпераментная испанка. Ее воздыхатель Альмавива - москвич Алексей Татаринцев - из знойного ковбоя-мачо превращается в средневекового  рыцаря на потешной тряпичной кобыле...  Опекун Розины (Олег Диденко из "Новой оперы")  в начале спектакля - щеголь 30-х годов ХХ столетия, во второй части представления разыгрывает на фортепиано ноктюрн в розовом  кафтане галантного века, белых чулочках и розовых усах. Стройный гибкий Фигаро питерского Владимира Мороза предстает то обаятельно-циничным  сводником, то поваром, то трубочистом -  сценическая  метафора текста знаменитой арии "Фигаро здесь, Фигаро там". А еще у главного героя целая свита его клонов - артистов хора, которые перевоплощаются  в слуг просцениума или в доблестных мушкетеров, сражающихся на шпагах то на одной, то на другой  из конфликтующих сторон. Совершенно нетривиально  режиссер представил ворчливую домоправительницу Берту (Зоя Церерина) и бессловесного слугу Амброджио: эта пара симпатичных клоунов, словно позаимствованная у Полунина, явно ведет свою  родословную  от итальянской commedia dell’arte. В общем, получилась яркая, полная сюрпризов театральная вакханалия, в художественно очерченных рамках которой вокалисты демонстрируют свежие голоса и  отличную вокальную технику.

 Ярким событием стало концертное исполнение оперы "Порги и Бесс" Гершвина. Абсолютное большинство главных солистов - носители афро-американской  культуры, музыканты, для которых джазово-блюзовый стиль - родная стихия. Эта мощная стихия в тот вечер абсолютно захватила  зрительный зал и  сцену. Гершвин, неподражаемо симфонизировавший джаз и блюз, звучал в исполнении оркестра театра под руководством итальянца Марко Боэми  стильно, свободно,  захватывающе темпераментно. А  какие голоса! Мягкие, сочные, полные африканского зноя и одновременно замечательно обработанные. Терри Кук - Порги (Германия), Лакита Митчелл - Бесс (США), Рональд Самм - Спортинг Лайф (Великобритания) и еще  целая россыпь великолепных певцов покорили публику. А первоклассный хор  театра им. Джалиля под руководством Любови Дразниной  создал концерту-спектаклю колоритный музыкально-эмоциональный каркас.

В остальной программе нынешний фестиваль придерживался своих прежних принципов: показать публике сегодняшнюю творческую форму в лучшем виде и по возможности разнообразно. От классического стиля  оперных постановок здесь не отказываются: "Борис Годунов" в режиссерской интерпретации Леонида Баратова (редакция Михаила Панджавидзе) с участием великолепного московского баса Владимира Маторина в главной партии и под управлением главного дирижера театра Рената Салаватова исполнен в лучших традициях музыкальной психологической драмы. Подчеркнуто театрален, но  при этом достаточно классичен спектакль "Риголетто",   который в этом году был украшен роскошным исполнительским дуэтом Бориса Стаценко (Германия) и Альбины Шагимуратовой. То, что  ставшая постоянной гостьей лучших оперных домов мира Шагимуратова  нашла возможность между шестью спектаклями "Лючии ди Ламмермур" в Ла Скала прилететь на фестиваль и спеть Джильду, говорит о настоящей взаимной любви и  уважении  певицы и казанской публики. Выдающаяся сопрано  вознаградила своих зрителей-слушателей мощным зарядом светлых эмоций, в очередной раз покорив теплотой и чистотой тембра, абсолютным техническим совершенством и чудесной артистической искренностью.

В афише представлены и спектакли свободного, авторского направления. "Кармен", предложенная три года назад балетмейстером и режиссером  Георгием Ковтуном в режиме  изрядно вольных взаимоотношений с партитурой, тем не менее в целом убеждает, особенно когда на сцене такие отличные певцы-артисты, как москвичка Елена Максимова  и "родной" Ахмед Агади.

Два гала-концерта завершили фестиваль, на десерт подарив публике встречу с еще одной восходящей отечественной звездой - сопрано Вероникой Джиоевой.

Посещая театр им. Мусы Джалиля довольно часто, прислушиваясь к дыханию его зрительного зала, осмелюсь утверждать, что опера в Казани - явление социально значимое. И не потому, что в этом городе  процент населения, посещающего театры, больше, чем в других городах России. Наверное, все те же не более чем 10%. Но казанская публика  идет в оперу не только "себя показать и на других посмотреть", хотя и это театру никак не противопоказано.  Она идет в свою оперу по любви. По потребности в высокой классической культуре. В поиске витамина прекрасного. Отвечать ее  запросам, ее любви -  дело трудное, ответственное  и в высшей степени гуманное.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля