Пресса

16.01.2014

Второе пришествие Золотой Орды

Автор: Людмила Лаврова
СМИ: газета "Новый Петербург"

В Татарском академическом государственном театре опера и балета (Казань) с невероятным успехом прошла премьера нового балета «Золотая Орда». Музыка – известного татарского композитора Резеды Ахияровой, либретто – народного поэта Татарстана Рената Хариса.

Автор хореографии и соавтор общей концепции балета – преподаватель Кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории, выдающийся балетмейстер-хореограф Георгий Ковтун. Ковтун уже известен и петербургской, и казанской публике как автор новой хореографии балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна, поставленного несколько лет назад в Михайловском театре, а чуть позже – в Татарском, но особенность «Золотой Орды» в том, что и музыка, и либретто к нему создавалась специально по заказу казанского театра. Так что это спектакль-новинка, сверкающий роскошью художественных фантазий его создателей, спектакль, ещё пребывающий в ауре вдохновенного сотворчества его авторов и исполнителей, но уже овеянный флёром зрительских восторгов и признания.

После эпохи Юрия Григоровича, создававшего балеты, многие из которых стали классикой жанра, появление большого, красивого, в классическом стиле полномасштабного балетного спектакля на весь вечер – событие чрезвычайно редкое не только в России, но и в мире, тем ценнее казанская постановка. И очень приятно, что Петербург, центр балетного искусства нашей страны, через Георгия Ковтуна оказался причастен к созданию «Золотой Орды», спектакля, который должен по праву занять своё место среди балетных шедевров мира.

Идея о создании этого балета возникла у Рената Хариса при встречах-беседах с директором Татарского оперного театра Рауфалем Мухаметзяновым, одним из самых талантливых, компетентных и прогрессивных театральных управляющих страны. «Золотая Орда» - не историческая хроника, а художественное произведение на тему одной из важных страниц истории – расцвета и падения великого государства Золотая Орда. В XIII-XIV веках Золотая Орда, раскинувшаяся на просторах Азии-Европы, была самым большим, хорошо организованным и самым развитым государством. На его территории имелось более ста пятидесяти городов, были широко развиты промышленность, сельское хозяйство, торговля, науки, процветали литература и искусство, чеканилась собственная монета. В главном городе Золотой Орды Сарае проживало около 100 тысяч человек, в то время как, скажем, в Риме – примерно 35 тысяч, в Париже – 58. Однако начавшиеся в середине XIV века внутренние раздоры, столкновения сильных личностей из-за корысти или амбиций, усиление борьбы за ханский престол привели великую страну к распаду.

В балете «Золотая Орда» несколько тем: историческая, философская, любовная, личностная и бытовая. Причем, в отличие от большинства знаменитых классических балетов, это «мужской» спектакль, в нём несколько главных партий и все, за исключением одной, мужские, много ансамблевых мужских танцев с большим количеством участников. Главная женская партия – одна (дочь хана Золотой Орды Токтамыша (Олег Рощупкин) Джанике), и исполняет её в первом составе – прима-балерина Татарского театра Кристина Андреева, во втором – ведущая солистка этой же труппы Юлия Позднякова. Партия большая, хореографически и психологически трудная, в частности, в ней есть очень сложная поддержка, которую редко кто из балерин способен исполнить: в адажио у фонтана Джанике делает несколько оборотов в воздухе и «приземляется» к спине своего партнера. Но, кроме чисто технических сложностей, требующих высшего балетного мастерства, роль дочери Токтамыша трудна психологически. Она любит своего ровесника, сына Мурзы Нурадина (Олег Ивенко), любовь эта взаимна, но на руку (без сердца) Джанике претендует Визирь, советник хана (Нурлан Канетов), который надеется, женившись на Джанике, ещё больше приблизиться к трону. Визирь неприятен Джанике, и она даже не допускает мысли о том, чтобы уступить его притязаниям. Умный и коварный Визирь плетёт интриги, в результате которых погибают Джанике и Нурадин, и приходит к развалу Золотая Орда. Правда, Мурзе (Максим Поцелуйко и Антон Полодюк) в финале удаётся убить Визиря, но даже ценой его смерти невозможно вернуть к жизни сына, почти-невестку и воскресить разорённую Родину.

Невесомая красавица Кристина Андреева, в свои 20 лет уже сложившаяся балерина, станцевавшая многие главные партии в самых известных балетах, как дома, так и за рубежом, восхитительно исполнила партию Джанике. В начале спектакля она – юный подросток, переживающий первое чувство влюбленности, и этим чувством наполнен её изящный танец – и сольные вариации, и дуэт с Нурадином, благо Олег Ивенко – отличный танцовщик и партнёр в спектакле. По ходу развития сюжета Джанике внутренне взрослеет и начинает понимать, что к чему – сцена её противоборства с Визирем в третьей картине разрывает душу драматизмом. У Юлии Поздняковой партия тоже выстрадана и исполнена с блеском, но её Джанике несколько менее распахнута миру в начале. Нурлан Канетов не только прекрасно станцевал своего Визиря, но и наполнил эту партию такими драматизмом и психологизмом, какие сейчас не часто встретишь и в драматическом театре. Как только Визирь появляется на сцене, сразу становится ясно, что он – мерзок и опасен. В создании такого сильного образа, конечно, играет роль хореография, пластика, и костюм (художник по костюмам – Анна Ипатьева), и грим (художник-гримёр – Сания Мавровская), но без актёрской индивидуальности Канетова все эти составляющие были бы мертвы, или, скажем мягче, индифферентны.

В спектакле много ярких, сложных и очень красивых групповых танцев: танец джигитов, татарский танец, лезгинка, танец павлинов, бой на саблях с настоящими искрами, танец евнухов с чудесным и комичным Главным евнухом, артистом хора Сергеем Хабаровым, танец леопардов, танец «Коран» - вы можете себе представить танец по главной книге мусульман или, например, по Библии? А для Георгия Ковтуна нет невозможного, для него хореография спектакля – картина, а артисты – краски. В итоге при непосредственном участии сценографа Андрея Злобина и уже упоминавшейся художника по костюмам Анны Ипатьевой получилось выдающееся художественное театрально-сценическое полотно, которое мастерски написано на музыку Резеды Ахияровой, или, точнее сказать, воткано в неё. А музыка – потрясающая: мелодичная, яркая, энергичная, многоплановая, наполненная бьющим через край пряным многоцветьем Востока. Главное – в ней чувствуется мощь и масштаб государства Золотая Орда, его многогранная суть. В музыке есть яростная энергетика битв и робкая нежность любви, бешеная скачка и напор конного войска, пышная развлекательность (например, Танец павлинов во дворце эмира Самарканда хана Тимура (Глеб Корабёв), драматические темы и трагедийность финальной части. И всё это вытекает одно из другого, вливается в третье, четвёртое, десятое и представляет собой цельное и прекрасное симфоническое произведение. Уже короткая увертюра, в которой слышится цокот копыт по степи, перезвон бубенцов погружает слушателей в мир Востока, можно закрыть глаза и почувствовать себя путником, перешагнувшим границы Улус Джучи (так на самом деле именовалась государство, которое русские летописцы назвали Золотой Ордой). Но в музыке есть ещё одна удивительная тема, красной, а, точнее, золотой нитью проходящая через весь спектакль – тема Духа хана Батыя (Михаил Тимаев и Давид Залеев, после премьеры перешедший в Мариинский театр), который тащит на себе Арбу судьбы могущественной и богатой Золотой Орды. Дух обеспокоен: сохранится ли его государство и кому достанется власть, символом которой является золотой шлем хана Батыя? Георгий Ковтун создал впечатляющую хореографию и пластический рисунок роли Духа, который видит происходящие события, переживает, но не может повлиять на них. Особенно проникновенно, просто мороз по коже, танцует Дух под скрипичное соло и струнный квартет (альт, виолончель и две скрипки).

Наконец, в партитуре балета имеется мощная хоровая партия, в которой участвует хор театра в полном составе (хормейстер – Нурия Джураева). Это могучая музыка, так же могуче исполненная, возвеличивающая государство Золотая Орда, поющая ему славу, но предостерегающая: «Если разум спит, миру смерть грозит», и сокрушающаяся: «Там, где пепел и тлен, не расти уж цветам…» (стихи Рената Хариса, перевод на русский язык Рамзии Такташ). Надо отдать должное композитору и хореографу: хоровая партия настолько органично вплетена в ткань спектакля, что кажется, что этот балет без неё невозможен.

В явленном миру балете «Золотая Орда» есть то равновесие хореографических элементов и драматургии, которые мы видим в старинных академических спектаклях. Это и классический танец, как база, и исторический танец, и все виды характерного танца, и пластическая пантомима. То есть, тот комплекс балетного спектакля, которым сегодняшние хореографы практически не владеют, другие хореографы, но не Ковтун. А ещё «Орда», превосходно исполненная солистами и кордебалетом Татарской труппы в роскошных декорациях и костюмах, ценна музыкой, которая, так же как и государство, о котором она повествует, – золотая.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля