Пресса

15.08.2013

Танец с вечностью

Автор: Людмила Лаврова
СМИ: "Музыкальный журнал" №8, 2013  

(печатается в авторской редакции)
Наступление мая для казанцев знаменуется большим и очень значительным культурным событием – Международным фестивалем классического балета имени Рудольфа Нуреева. Своё название – Нуреевский – фестиваль получил не случайно. Весной 1992 года по приглашению директора Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань и подписал с дирекцией театра соглашение о сотрудничестве с казанским балетным форумом. 21 мая 1992 года Нуреев единственный раз выступил на сцене Татарского оперного театра, продирижировав «Щелкунчиком». После спектакля Нуреев дал согласие на то, чтобы фестиваль классического балета в Казани носил его имя. За годы существования фестиваля в его спектаклях и концертах выступили многие звёзды российского и мирового балета: Ирек Мухамедов, Владимир Васильев, Надежда Павлова, Фарух Рузиматов, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Денис Матвиенко, Шоко Накамура, Матиас Эйманн, Мэтью Голдинг и другие, поддерживая и подтверждая его высокий статус. В этом году фестиваль прошёл уже в двадцать шестой раз и был посвящён 75-летию со дня рождения великого танцовщика, чье имя он с гордостью носит и оправдывает на сто процентов. Было показано 9 спектаклей и 3 концерта с участием солистов из разных стран.  

Открылся фестиваль балетом «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в хореографии Георгия Ковтуна по его же либретто. Эта современная, но выдержанная в классическом стиле постановка, - масштабный и невероятно красивый, очень театральный спектакль с неисчислимым количеством действующих лиц. Восхитительные декорации Андрея Злобина и костюмы Анны Ипатьевой в совокупности со зрелищными сценами и затейливой хореографией в исполнении прекрасных солистов Казанского театра (Спартак – Михаил Тимаев, Красс – Нурлан Канетов, Ливия – Кристина Андреева, Клавдия – Александра Елагина, Мать-волчица – Алина Штейнберг) сделали спектакль одной из жемчужин фестиваля.

В «Жизели» главные партии исполняли солисты Большого театра Николай Цискаридзе (Альберт) и Анжелина Воронцова (Жизель), которых публика принимала на «ура!». Цискаридзе выступил также в качестве ведущего гала-концертов, и получилось это у него очень профессионально и обяательно. А Воронцова выступила в гала-концертах с сольным номером из «Эсмеральды».

В фестивальную программу, кроме «Спартака», были включены ещё три современные постановки, но опять же, созданные в стиле классической хореографии: «Анюта» на музыку Гаврилина, «Дама с камелиями» по произведениям Верди и «Шурале» композитора Яруллина. «Анюта» по рассказу Чехова «Анна на шее» - тонкий и щемящий спектакль, где юмор соседствует с драматизмом, нежность и лиризм – с горечью, а изысканная красота декораций (художник-постановщик – Белла Маневич) удивительным образом подчёркивает чеховский стиль хореографического повествования (хореограф-постановщик Владимир Васильев). В этом спектакле очень важно актёрское мастерство танцовщиков, и приятно отметить, что его продемонстрировали не только исполнители главных партий (Анюта – Евгения Образцова, Модест Алексеевич – Геннадий Янин, оба из Большого театра, Пётр Леонтьевич – Константин Кузнецов, Большой театр Республики Беларусь, Его Сиятельство – Артём Белов, Татарский театр оперы и балета), но и второстепенных ролей – Ольга Алексеева (Рыжая), Ильдар Газизов, Глеб Кораблёв, Дмитрий Крылов (Три щёголя) и остальные. В «Анюте» нет дивных кордебалетных сцен наподобие лебединых в «Лебедином озере» или Теней в «Баядерке», и главные партии не отличаются сверхсложностью, но этот балет любят и артисты, и публика, видимо, за красоту постановки, чеховский дух и поразительную музыку, тем более, что на фестивальном спектакле оркестр Татарского театра под управлением Рената Салаватова исполнял её с такой проникновенностью, словно свою собственную.

А вот «Даме с камелиями» с хореографией повезло намного меньше – банальная и малоинтересная, она не вырисовывает даже характеры главных героев (хореограф – Александр Полубенцев), но ведущая солистка казанской труппы Юлия Позднякова ценой своих  талантов - танцевального и драматического - создала запоминающийся образ Маргариты, и её исполнение было настолько выше уровня постановки, насколько уровень казанской балетной труппы выше уровня многих и многих трупп других театров России и мира. Отличным Арманом стал премьер Татарского оперного Нурлан Канетов, тоже щедро одаренный актёрски. К тому же, у Нурлана очень выразительная мимика и потрясающие, огромные глаза, выражение и свет которых достигают зрителей в любом месте зала, даже на последнем ярусе, заставляя проникнуться чувствами персонажа  – уникальное явление в балетном искусстве.
 «Шурале» - татарская сказка (хореография Леонида Якобсона в редакции Владимира Яковлева) в завораживающе красивой сценографии Андрея Кноблока. Тут и дремучий, непролазный лес – обиталище Шурале (Олег Ивенко) и его приближённых - шуралят, и деревня со стройной мечетью, и красочная свадьба в национальных традициях (одни только костюмы – глядеть не наглядеться!), и всё это наполнено органичным сочетанием классических балетных вариаций и татарских народных танцев. Девушка-птица Сююмбике (Елена Евсеева, Мариинский театр) тоскует о своих крыльях, украденных Шурале, без которых она не может летать, и о самом ощущении полета, что балерина очень точно передала в танце, воздушном и земном одновременно. Благородный красавец Былтыр (Михаил Тимаев), в сердце которого накрепко запала Сююмбике, танцует мощно, ярко и выразительно. Весь спектакль – то ли сказочная быль, то ли сказка наяву, наполнен художественными деталями, делающими его ещё более живым и живописным: например, телега, в которой сидят маленькие дети года по три-четыре в национальных костюмах и повторяют ручками танцевальные движения, исполняемые взрослыми артистами – жителями сценической деревни. И хорошо, что у «Шурале» – счастливый конец, иначе вся красота спектакля оказалась бы менее оправданной.

«Лебединое озеро» идёт в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова, и для зрителей это счастье великое, поскольку лучшей постановки с тех пор никто не создал. А, главное, казанская труппа настолько великолепна, что способна блистательно танцевать шедевр Чайковского-Петипа-Иванова. О, как кордебалет держит линию в лебединых сценах! Размеры казанской сцены не позволяют выпустить32 лебедя, но и 24, стоящих в изящных позах ровнёхонько, словно один лебедь, многократно «размноженный» в перспективе зеркал, неизменно вызывают восторг. Одетту-Одиллию исполняла прима-балерина Государственного балета Берлина Шоко Накамура, танцовщица с прекрасными пропорциями, с гибкими, выразительными руками, и это был поразительный контраст образов, темпераментов, пластики – от воздушной прелести Одетты до коварной зажигательности Одиллии. Фуэте Накамура исполнила, не сдвинувшись с одной точки, что далеко не все российские балерины в настоящее время способны сделать. В общем, японо-германский лебедь в любимейшем русском балете покорил сердца просвещённой казанской публики. Принца танцевал премьер этой же труппы Дмитрий Семионов, высокий и статный, с хорошей техникой, но образ получился у него невнятный. Заслуженными аплодисментами зрители наградили молодого солиста Татарского театра Олега Ивенко, чей Шут, прыгучий и полётный, как раскидай, завораживал красотой прыжков и трогал эмоциональностью исполнения.

Ещё одним выдающимся спектаклем стал «Корсар» Адольфа Адана в хореографии Мариуса Петипа и Константина Сергеева с дивными декорациями и костюмами (художник-постановщик – Ушанги Имерлишвили). Медору исполняла прима-балерина Национальной оперы Украины Наталья Мацак – огневая, с ярким темпераментом, феноменальной техникой, красивыми линиями, женственная, аристократичная и артистичная, она одна способна «держать» зал. А в «Корсаре» её партнерами стал целый сонм блистательных солистов: Сергей Сидорский (Конрад), коллега Мацак по труппе, Ольга Сизых (Гюльнара) из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, солисты Татарского театра Артём Белов (Бирбанто) и Олег Ивенко (Раб Али), каждый из которых был в ударе. И, конечно, высший пилотаж снова продемонстрировал кордебалет, превратив картину «Оживлённый сад» в сад райского наслаждения балетным искусством.

Новинкой фестиваля стало приглашение с концертом воспитанников Московской академии хореографии. Без пяти минут артисты балета, студенты показали отличную хореографическую и актёрскую подготовку в большой программе, включавшей в себя как классическую хореографию, так и современную, и были очень тепло встречены публикой.

Заместитель директора Татарского театра оперы и балета Юрий Ларионов в своём стихотворении, посвящённом Рудольфу Нурееву, писал:
«В каком безумье вдруг,
С какой беспечностью
Он прыгнул в этот круг
На танец с Вечностью…».

А названный в честь знаменитого танцовщика Международный Нуреевский фестиваль превратился в нерукотворный памятник Нурееву и великому искусству классического балета, которое, будем надеяться, никогда в вечность не канет.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля