Пресса

30.10.2013

Танцующая Орда

Автор: Екатерина Беляева
СМИ: "Музыкальная жизнь" №10, 2013

В Казани состоялась мировая премьера национального исторического балета

Эпитет «мировая» здесь очень уместен, потому что «Золотая Орда» - это настоящее Gesamtkunstwerk - оригинальное произведение,
созданное композитором, либреттистом, художниками, балетмейстером, танцовщиками и хористами. Масштабный проект, на реализацию которого понадобилось не менее трех лет интенсивной работы и 10 миллионов рублей. Деньги «ушли» в основном на художественное оформление спектакля - для «Орды» пошили 800 костюмов из натуральных тканей.
С музыкой сначала не везло. Театр оперы и балета заказал Рашиту Губайдуллину оперу на либретто Рената Хариса «Идегей» (имя скандально известного полководца Золотой Орды). Однако композитор умер, не закончив сочинения. Тогда либретто Хариса передали Резеде Ахияровой, чья опера «Любовь поэта» о судьбе поэта-народника Габдуллы Тукая украшает репертуар театра с 2006 года. Когда партитура была написана, встал вопрос о постановщике. Нужен был человек с эпическим мышлением, который смог бы ярко и мощно рассказать - с минимумом пантомимы и максимумом танцев - драматичнейший эпизод из истории Улус Джучи - Золотой Орды. Реализовать циклопическую задачу взялся Георгий Ковтун - хореограф уходящего уже в небытие большого стиля советского балета, мастер батальных сцен, экзотических танцев и экспрес-сивных любовных дуэтов. До этого он ставил здесь балеты «Сказание о Йусуфе» Л. Любовского и «Спартак» А. Хачатуряна. Все его спектакли оформляли художники из Киева - Андрей Злобин и Анна Ипатьева, которые за последние несколько лет сроднились с театром. Ковтун по большей части лукавил, когда говорил, что «Золотая Орда» - это «Ромео и Джульетта» на татарском историческом фоне. Любовная тема занимает в новом балете ровно столько места, сколько нужно, чтобы сострадательный зритель, увлеченный мелодраматичным сюжетом, обращал меньше внимания на некоторые исторические несоответствия. Хотя сама идея провести параллели между враждующими кланами ренессансной Италии и феодальными разборками в Татарстане XV века через историю любви двух подростков вполне балетная. Ковтуну было важнее придать истории эпический размах - чтобы Золотая Орда грянула на сцену во всем своем легендарном величии и древнем своеобразии. Он вводит в спектакль мистические интерлюдии, главным героем которых становится Дух хана Батыя - основателя Золотой Орды и внука Чингисхана. Хореограф недвусмысленно дает понять, что Дух Батыя - его любимая креатура в балете. (Саналогичным тщанием Джон Ноймайер рисует волшебника Мерлина в балете «Сказание о короле Артуре», предъявив его в первой сцене в виде кумлающего шамана.) Дьявольски привлекательный молодой человек, весь в татуировках, просматривающихся сквозь прозрачные трико, вокруг него нимбом клубится таинственная дымка, а танец напоминает какое-то сложное заклинание. Дух Батыя пребывает в крайней печали - он предвидит крах своей некогда могущественной империи. Батыя по очереди танцевали звезды труппы Михаил Тимаев и Давид Залеев, победитель последнего Международного конкурса артистов балета в Москве. Оба по-своему прекрасны.
Батый появляется уже в прологе. Он впадает в транс и общается с каким-то домусульманским божеством, пытаясь через обряд заговорить беду, наивно соединяя руки детей двух влиятельных людей Орды - дочери хана Токтамыша Джанике и сына полководца Мурзы Нурадина. Ангелоподобные младенцы, держащиеся за руки, флэшбэками пройдут через весь спектакль. А начинается балет с того, что эти будущие Ромео и Джульетта, немного неравные по положению, достигли совершеннолетия, встретились и полюбили друг друга. Если оглядываться на историю, то события разворачиваются примерно в последнее десятилетие XIV века - начало упадка Золотой Орды. Хан Токтамыш (Олег Рощупкин), тот самый, что в 1382 году ходил походом на Москву, а также разграбил и сжег столичный город, правит пока еще крепким государством, опираясь на верное плечо полководца Мурзы и советы мудрого Визиря. Визирям, как известно, положено быть, во-первых, хитрыми стяжателями тайной власти над правителем, во-вторых, быть влюбленными в королеву. Но королевы и каких-либо еще царственных жен в этом мужественном балете нет, поэтому он влюбляется в Джанике и жаждет уничтожить Нурадина и его воинственного родителя, чтобы получить разом и власть, и красавицу. В расчете на талант исполнителя - техничного и очень фактурного Нурлана Канетова - Ковтун насыщает роль Визиря целой серией агрессивных прыжковых монологов, дуэтов и па де труа (если проводить параллели с «шекспировским» балетом, то - это Тибальд).
Весь первый акт посвящен выяснению личных отношений между персонажами. Джанике (Кристина Андреева) бегает на свидания с Нурадином (Олег Ивенко) - следует ряд адажио в духе тех, что мы знаем по многочисленным версиям балета о веронских любовниках. Мурза (Максим Поцелуйко) просит у хана руки его дочери для сына, и тот соглашается. Смятение вносит Визирь, обвиняющий Мурзу в притязаниях на ханский трон. Цари в таких ситуациях обычно верят доносчикам, и Токтамыш не исключение. Он приказывает схватить своего якобы мятежного полководца, завязывается драка, в результате которой Мурзе удается бежать, а Нурадина заточают в башню. Визирь преследует Джанике.
Во втором акте сюжет развивается со скоростью китайской церемонии - прежде чем узнаешь, что случится с героями дальше, тебя заколдуют-затанцуют всякими восточными па. Печального Токтамыша развлекают плясками его подданные. Веселятся-кувыркаются три смешных шута, вальяжно распускается черная орхидея - сложносочиненная композиция из сплетенных рук танцовщиц, зажигательно летят над сценой сухопарые джигиты, подпрыгивая на дереве сцены как на цирковом батуте. Потом танцуют замурованные в три слоя дорогой одежды обитательницы гарема. В этой сцене выделяется игровой Главный евнух в исполнении обаятельного артиста хора Сергея Хабарова. Дальше появляется Визирь. Он настраивает Нурадина против отца, заставив поверить в его измену (будто бы тот посягал на честь Джанике). Отчаявшиеся влюбленные легковерны. Нурадин срочно выезжает на поиски отца, затаившегося при дворе эмира Самарканда – Тимура. Роскошь дворца этого правителя пахнет декадентством. Подобно королю-солнцу Людовику XIV Тамерлан является первым танцором своего двора. Он солирует в горячей лезгинке, прыгая на полметра выше своих воинов, раскидывая ноги в шпагате, не забывая потом приземлиться на аккуратное круазе (отличная работа Глеба Кораблева). Изысканную французскую тему продолжают ручные Павлины, расхаживающие на шпильках и помахивающие переливающимися перьями. Уже ясно, что рафинированный красавчик-эмир не преминет воспользоваться раздором ордынских соседей и получит в итоге всю власть. Он мирит сына и отца, заставив последнего поклясться на Коране (священные письмена главной книги мусульман прихотливо танцуют вокруг Мурзы) в его невиновности, и предлагает свою помощь в борьбе с Токтамышем. Финал самый траурный, какой только может быть. Гибнут Джанике, которую в порыве бешенства убивает Визирь, Токтамыш и Нурадин. Мурза проклинает себя. Тимуру достается священный шлем ханов Золотой Орды. Дух Батыя удаляется, унося с собой Арбу судьбы.
Чувствуется, что Ковтун знает секреты казанской труппы и умеет показать ее сильные стороны. «Золотая Орда» призывает к ответственности танцовщиков-мужчин премьерского уровня, которых в этой компании обнаружилось куда больше, чем в других провинциальных труппах вместе взятых. Сразу стало понятно, почему казанский балет, ведомый Владимиром Яковлевым, не спешит на рядовые гастроли в обе столицы. Дело не в репертуаре – это лишь отговорка, что в Казани идут те же «Анюта», «Спящая красавица» и «Спартак», дело в мужчинах. Здесь их берегут для себя.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля