Пресса

12.09.2013

140 лет казанской опере. Почему бы и нет?

Автор: Любовь Агеева
СМИ: "Казанские истории"

12 сентября 2013 года в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля прошла пресс-конференция, на которой журналисты узнали о планах театра на новый сезон.

В ней приняли участие директор театра Рауфаль Мухаметзянов, художественный руководитель балета Владимир Яковлев, а также создатели премьерного спектакля «Золотая Орда», которым 22 сентября сезон начнется: Георгий Ковтун, режиссер-постановщик, Резеда Ахиярова, композитор, и поэт Ренат Харис, автор либретто.

В предстоящем сезоне в программе театра две юбилейные программы.

Юбилейная программа ожидается в честь 100-летия со дня рождения известного певца и оперного режиссера Ниаза Даутова, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1954), народного артиста РСФСР (1957), лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1958). Он родился 23 сентября 1913 года. В ноябре его юбилей отметят исполнением «Реквиема» Джузеппе Верди.

Ниаз Курамшевич – один из ярких представителей талантливой плеяды деятелей татарского оперного искусства. В 1956-1960-е годы, когда он был приглашен на должность главного режиссера театра имени Джалиля, Ниаз Даутов много сделал для формирования национального репертуара. При его непосредственном участии родились и получили сценическое воплощение оперы «Самат», «Джигангир», «Кара за любовь». Трижды он ставил оперу «Алтынчеч» своего друга, композитора Назиба Жиганова.

Яркий след оставила работа Ниаза Даутова и на посту художественного руководителя театра в 1975-1986 годы. Многогранная творческая деятельность Нияза Даутова продолжилась в стенах Казанской консерватории. В 1975-1986 годы он заведовал кафедрой оперной подготовки, в 1982 году стал профессором.

В декабре мини-фестивалем театр отметит 200-летие со дня рождения композитора Джузеппе Верди. Судя по исследованию Георгия Кантора, этот композитор – один из самых почитаемых в Казани. В разные годы здесь ставились 12 его опер, «Аида», «Риголетто», «Травиата» идут постоянно.

Театр планирует показать оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» в постановке Юрия Александрова. Главную роль исполнит народная артистка РТ Альбина Шагимуратова. Как отметил директор театра, на сегодня это самая титулованная оперная певица в России.

До революции Доницетти был в Казани одним из самых востребованных композиторов-иностранцев. Здесь были поставлены его оперы «Дон Паскуале», «Дочь полка», «Линда ди Шамуни», «Лукреция Бурджиа», «Фаворитка». Опера «Лючия ди Ламермур» ставилась трижды – в 1851, 1904 годах и совсем недавно, в 2011 году.

Весной 2014 года в театре начнется работа над новой балетной постановкой «Carmina Burana. Колесо фортуны» на музыку немецкого композитора Карла Орфа. Сочинения этого композитора мало звучали в Казани. Георгий Кантор включил в сводный репертуар казанской оперы только оперный спектакль «Умница», премьера которого состоялась в 1966 году.

«Carmina Burana. Колесо фортуны» – это полноценный спектакль на два часа. Планируется, что балетная версия средневекового поэтического сборника откроет в мае XXVII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Руководителем постановки выступит петербургский балетмейстер Александр Полубенцев.

Премьерой откроется и XXXII Шаляпинский фестиваль. Создатели последней постановки «Аиды» Джузеппе Верди, показанной на открытии Шаляпинского фестиваля прошлого года, представят популярную оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Опера хорошо знакома казанским меломанам. Она идет в Казани с 1871 года. Последняя постановка была осуществлена в 1999 году.

Спектакль за эти годы «износился» так, что знаменитая опера на фестивале имени Шаляпина в 2012 году была представлена в концертном исполнении.

Постановщиком спектакля выступит народный артист России, художественный руководитель-директор Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ опера» Юрий Александров, художником – Виктор Герасименко (Москва), дирижер – Марко Боэми (Италия).

В течение сезона планируется обновление спектакля «Дон Кихот»: будут заменены костюмы и декорации.

По словам Р. Мухаметзянова, на оперном фестивале в феврале 2014 года планируется повторить оперу «Порги и Бесс» с американскими исполнителями. Ее концертное исполнение стало большим событием в Казани.

Как сообщил Р.Мухаметзянов, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра Валерий Гергиев дал согласие выступить дирижером спектакля «Турандот» на Шаляпинском фестивале.

Летом 2014 года балетная труппа начнет работу над постановкой народного артиста СССР, хореографа Владимира Васильева «Месса си минор» Иоганна Баха. Спектакль будет поставлен в честь юбилея знаменитого хореографа – в 2015 году Владимир Васильев отметит свое 75-летие. Тогда же и состоится премьера нового спектакля.

Как пояснил художественный руководитель балета театра В. Яковлев, это масштабное сценическое полотно, поэтому работа будет идти поэтапно, без спешки. Во время пресс-конференции Владимир Васильев находится в театре имени Джалиля и обсуждал с директором планы предстоящей работы.

Ранее знаменитый солист Большого театра неоднократно заявлял, что поставить «Мессу» – его давняя мечта, однако предполагалось, что мировая премьера пройдет в Большом театре. Нам опять повезло…

Было рассказано на пресс-конференции и о предстоящих гастролях театра за рубежом. Сначала в Европу отправится оперная труппа, которая покажет оперу «Тоска» и концертную программу с симфоническим оркестром. Потом в зарубежное турне поедут артисты балета, которые покажут спектакли в Австрии, Франции, Голландии, Швейцарии.

В феврале – снова гастроли оперной труппы. На этот раз она повезет в Данию, Голландию и Бельгию премьерный спектакль «Севильский цирюльник». Балетная труппа подготовит для второго показа за границей «Коппелию», «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро».

Журналисты поинтересовались, повезут ли за границу бал «Золотая орда», ведь история этого средневекового государства хорошо известна европейцам.

Создатели нового спектакля, конечно же, ЗА. Директор театра смотрит на это более реалистично. Европейский зритель предпочитает ходить на уже известные спектакли. Он может много раз смотреть балет «Щелкунчик», но вряд ли решится купить билет на неизвестное сочинение. А руководство театра, организуя гастроли, не может не думать о сумме кассового сбора.

В подтверждении этого – огромный успех нашего «Спартака» в постановке Г.Ковтуна в городах Голландии. Серия спектаклей была включена в официальную программу мероприятий в сфере культуры в рамках года России в Нидерландах и Нидерландов в России (3-21 апреля 2013 года). Представления проходили с огромным успехом. Европейская публика высоко оценила новаторскую работу, отличную от классических канонов. Местная пресса с восторгом отмечала профессионализм артистов балета, хора и оркестра, а зрители писали в отзывах о том, что «москвичи получают жесткую конкуренцию со стороны мега-балета Татарстана».

Посол России в Нидерландах Роман Колодкин, посетивший один из спектаклей, также отметил высокий уровень театра имени М.Джалиля и большой авторитет татарстанской труппы, хорошо знакомой европейскому зрителю. На официальном сайте Года российско-голландского сотрудничества казанский «Спартак» был назван «самой масштабной гастролирующей балетной постановкой в мире».

Напомним, в грандиозном спектакле задействованы свыше 180 человек: солисты и артисты балета, хора, мимического ансамбля, оркестра, технический персонал.

А если бы голландцам показали «Шурале»? А ведь этот спектакль заслуживает не меньших похвал. И он найдет своего зрителя, если на организацию гастролей будут выделены дополнительные средства – на случай, если спектакль себя не окупит.

Увы, такова проза капиталистического мира… Теперь мы ее знаем и по собственному опыту.

Кстати, в настоящее время в театре идет обсуждение идей новой постановки известного в России балета Фарида Яруллина. Рустем Абязов предложил театру новую музыкальную редакцию «Шурале». Если она будет принята, есть перспектива обновления спектакля, который впервые был показан на сцене театра оперы и балета в 1945 году, потом в 2000-м.

А пока спектакль обновлен внешне – декорации, костюмы. Зрители могли убедиться в этом на последнем Нуриевском фестивале.

В завершение пресс-конференции Р. Мухаметзянов сделал важное заявление. Он предложил считать началом татарского оперного театра не 1939 год, когда оперой Назиба Жиганова «Качкын» открылся советский театр, а 1874-й. Присутствующая на пресс-конференции заведующая театральным музеем Рамзия Такташ подтвердила, что первый оперный спектакль постоянной труппы в Казани состоялся 26 августа 1874 года, то есть 140 лет назад. Так что оперный театр вполне может праздновать юбилей.

Становление оперного дела в Казани имеет достаточно богатую историю. Опера долгое время сосуществовала с драмой и опереттой. В городе часто выступали приезжие оперные труппы, а постоянные оперные сезоны начались поставкой оперы «Жизнь за царя».

В 1934 году было принято официальное решение о создании Татарского государственного оперного театра, а через два года началось строительство отдельного здания для него. Оперные постановки показывали в Новом театре (сейчас здесь работает Татарский театр драмы и комедии имени К. Тинчурина).

Однако современное здание оперного театра было открыто уже после войны, в 1956 году. Архитекторы, работавшие над проектом, оформили фасады и внутренние интерьеры в неоклассическом стиле, сумев гармонично соединить классические формы с национальными элементами и мотивами.

В 2005 году здание театра было реконструировано и получило самое современное оснащение, позволяющее ставить спектакли со сложной сценографией.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля