Пресса

23.09.2013

Ромео и Джульетта времен Золотой Орды

Автор: Любовь Агеева
СМИ: "Казанские истории"

Премьерой балета «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля откроет новый театральный сезон. Масштабная постановка будет представлена на сцене театра 22 и 23 сентября 2013 года.

В преддверии премьеры, в театре прошла пресс-конференция, в которой, кроме директора театра Рауфаля Мухаметзянова и художественного руководителя балета Владимира Яковлева, приняли участие создатели этого спектакля: Георгий Ковтун, режиссер-постановщик; Резеда Ахиярова, композитор, автор музыки к спектаклю «Золотая Орда», заслуженный деятель искусств РТ; Ренат Харис, автор либретто оперы «Золотая Орда», лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии РТ имени Г. Тукая.

Как сообщил директор театра, работа над премьерным спектаклем велась 3 года. Возник настоящий союз единомышленников, который удалось закрепить правовым образом, подписав договор и получив финансовую поддержку Президента РТ Рустама Минниханова.

Либретто написал Ренат Харис. У известного поэта уже есть опыт либреттиста. Балет «Сказание о Йусуфе», созданный им в содружестве с известным композитором Леонидом Любовским, получил Государственную премию России.

Либреттист и композитор работали над балетом «Золотая Орда» в тесном контакте. Как пошутила Резеда Ахиярова, последняя точка поставлена только вчера. За три года Ренат Харис подготовил несколько редакций либретто. Резеде Ахияровой пришлось, как она сказала, дневать и ночевать в театре. Во время работы над постановкой Георгия Ковтуна, режиссера из Санкт-Петербурга, не раз возникала необходимость что-то изменить в партитуре.

Интерес к премьере был огромный.
Композитор сообщила, что балет написан на современном музыкальном языке. В музыке есть национальные интонации, и грамотный слушатель обязательно их обнаружит, но она не прибегала к фольклорным мотивам. По ее мнению,  сугубо национальная музыка сегодня неактуальна. Тем более что каждый автор мечтает, чтобы его сочинение услышали не только на родине.

Это уже не первый опыт творческого сотрудничества Резеды Ахияровой и Рената Хариса. Но в таком жанре, как балет, они работали вместе впервые.

«Это не политический и не исторический спектакль. Это художественный взгляд на большую историю», – подчеркнули создатели спектакля. Тем не менее балетное повествование будет вполне соответствовать исторической правде. Главные действующие лица реальные фигуры – Токтамыш, Тимерлан, Идегей…

В новом балете отражены последние годы Золотой Орды, период ее распада. По мнению Рената Хариса, это самый драматический период этого мощного государства. Ему не пришлось изучать его историю специально. В подробностях он узнал ее еще во время работы над либретто балета «Сказание о Йусуфе», в основе которого история, рассказанная средневековым поэтом Кул Гали.

В центре повествования нового татарского балета история одной любви, которая напомнит зрителям сюжет о Ромео и Джульетте.

Впрочем, это не помешало автору либретто говорить со зрителями на более общую тему, можно сказать, философскую. Балет – о многомерности мира и необходимости сосуществования в нем, несмотря на национальные и конфессиональные различия, об актуальности идеи евразийства.

В Татарстане нет необходимости рассказывать о Золотой Орде. И никому не надо доказывать, что это не была страна варваров, как это показано в новом фильме «Орда».

Исторический урок, который автор либретто извлек из реального исторического конфликта, сегодня весьма актуален. Мурза (полководец) Идегей, служивший при дворе Токтамыша, одного из последних правителей Золотой Орды, желая свергнуть правящего хана, пригласил на помощь самаркандского эмира Тамерлана, и тот привел мощное государство к упадку.

Режиссером-постановщиком спектакля является заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана Георгий Ковтун (Санкт-Петербург). Казанский зритель знает его по таким постановкам, как балеты «Пер Гюнт», «Спартак», «Сказание о Йусуфе», опера «Кармен».

«Красота спасет мир – вот основная мысль в спектакле, а также призыв к людям беречь свою Родину, тот мир, который вам достался», – так кратко определил он идею новой постановки.

По его словам, он не хотел делать упор на аллюзиях относительно современной политической ситуации, поэтому прежде всего этот спектакль — о любви. «Что касается режиссерского решения, в балете переплетаются классицизм, с его чувством долга перед Родиной, и романтизм со своей эмоциональной составляющей», – добавил он.

Несмотря на то, что балет «Золотая Орда» в основном мужской (главная женская партия всего одна) и повествует о государстве воинов, сражений в новом спектакле будет куда меньше, чем в «Спартаке», но оружия будет больше. Как сказал Георгий Ковтун, это младший брат «Спартака». Батальные сцены несут в основном символическую нагрузку, но, как заверил режиссер, это будет «очень красиво и эффектно».

Режиссер отметил высокий профессионализм артистов балета театра имени Джалиля. «Мои спектакли всегда очень сложные чисто физически, – сказал он. И добавил: Надо сказать, составу солистов татарского театра, особенно мужской его части, может позавидовать практически любой театр».

В эпической постановке заняты балетная труппа театра, хор, артисты оркестра, а также два ученика Казанского хореографического училища. Всего в спектакле задействовано более 150 артистов.

Сценография и костюмы художников из Киева Андрея Злобина и Анны Ипатьевой. Как было отмечено во время пресс-конференции, публике будут представлены уникальные декорации и костюмы ручной работы. Будут использованы и мультимедиа, как в других спектаклях театра имени Джалиля, но только в случае необходимости.

Афиша премьерного спектакля сообщает, что музыкальный руководитель и дирижер постановки – Рустем Абязов, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, народный артист Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им.Г. Тукая.

В заключение своего выступления Георгий Ковтун отметил, что ставил спектакль «с любовью к татарскому народу, татарскому зрителю». Он отметил, что рад, что есть в России такой театр, такие артисты и такая команда, с которой он работал над балетом «Золотая Орда».

Редкий театр берётся за постановку с нуля, предпочитая проверенные временем либо классические произведения, которые будут точно интересны зрителям, дадут возможность показать их на зарубежных гастролях. И это большая проблема современного русского балета, подчеркнул Георгий Ковтун.

«С нуля всегда сложно работать. Это как ребенок, который только появляется на свет. Это всегда очень сложно. Но я очень рад, что после «Сказания о Йусуфе», который также ставился впервые, мы снова работаем над таким спектаклем», – подчеркнул он.

Владимир Яковлев, представляя новую постановку балетной труппы, сказал: «Надеюсь, «Золотая орда» станет эпохальным событием». Именно поэтому премьера в афише нового спектакля названа мировой.


Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля