Пресса

01.10.2013

Мировой премьерой балета «Золотая орда» открылся сезон в Казани

Автор: Екатерина Беляева
СМИ: Belcanto.ru

Казанская театральная жизнь течет по особому руслу. Здесь два драматических театра — русский и татарский, два театра юного зрителя, также разделенных языком, репертуаром и аудиторией. А оперный и балетный театр — один, он же — главная и официальная сцена столицы Татарстана. Сюда привезут правительственную делегацию и дадут финальный гала-концерт Универсиады.

Поэтому театру, кроме традиционной оперной и балетной классики, вроде обязательных столичных названий «Турандот», «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»,как воздух нужны колоритные постановки с национальным оттенком, которые станут его визитной карточкой,если и не за рубежом, то внутри страны. Брать чисто русские исторические сюжеты вроде бы не логично — это могут сделать и театры в других городах, более интригующе — оживлять общеазиатские легенды и локальные истории.

В 2000 году в Казань был перенесен знаменитый балет Леонида Якобсона «Шурале» на музыку Фарида Яруллина (главная героиня этого балета носит имя Сюимбике, восходящее к названию красивейшей достопримечательности Казанского кремля — местной падающей башни «Сююмбике»). В 2001 году был поставлен балет на музыку Леонида Любовского «Сказание о Йусуфе», создатели которого удостоились государственной премии. В 2006 — опера-байопик «Любовь поэта» Резеды Ахияровой о жизни и творчестве одного из создателей татарского языка, поэта-народника Габдуллы Тукая. В 2011 Михаил Панджавидзе поставил оперу-поэму Назиба Жиганова «Джалиль».

Но все прошлые проекты меркнут перед идеей создания грандиозного музыкального спектакля на тему Золотой Орды — древнего государства (XIII-XV вв.), в составе которого когда-то находились и предки современных татар — булгары.

Театр заказал Рашиту Губайдуллину написать оперу на либретто Рената Хариса «Идегей» (родовое имя полулегендарного полководца Золотой Орды, который встал во главе неприятельского войска и вторгся в пределы родной страны, положив начало падению этой могущественной державы), но композитор умер, не закончив сочинения. Однако директор театра Рауфаль Мухаметзянов не отступил от идеи поставить спектакль о Золотой Орде. В итоге,Резеде Ахияровой была заказана партитура нового балета на сюжет, сочиненный Харисом для оперы.
Постановщиком спектакля стал Георгий Ковтун, чьи балеты «Сказание о Йусуфе» и «Спартак» украшают афишу казанского театра.
Ковтун — продолжатель традиций советских балетмейстеров большого стиля: Юрия Григоровича, Николая Боярчикова, Валентина Елизарьева. Он умеет управлять массами артистов на сцене, сочинять динамичные композиции, обходиться минимумом пантомимы, рассказывать запутанный сюжет при помощи изящного танца-фрески с тремя десятками танцовщиков и через полные экспрессии дуэты и трио.

Все эти качества пригодились при создании «Золотой Орды», в которой приняла участие не только полностью балетная труппа, но и хор театра.

Спектакль сделан по всем правилам балетного эпоса — с прологом, эпилогом, сквозными мотивами и легендарными персонажами.

Здесь это Дух хана Батыя — внука Чингисхана и знаменитого правителя Золотой Орды. В роли Духа выходят лучшие люди труппы — замечательный премьер Михаил Тимаев и первый танцовщик Давид Залеев, победитель последнего Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проходил этим летом в Москве.

История начинается с картин успешного правления хана Токтамыша (Олег Рощупкин), который одерживает блистательные победы вместе с верным полководцем Мурзой (Максим Поцелуйко) и проводит толковую внутреннюю политику, опираясь на советы мудрого Визиря. Но Дух Батыя, кочующий по необъятным просторам ордынской земли, обеспокоен и взволнован. Он предчувствует, что союз детей — дочери Токтамыша Джанике и сына Мурзы Нурадина, — желанный для укрепления и процветания созданной им империи, будет разрушен, а за ним придет в упадок и государство Золотая Орда.

В сцене медитации Духа с золотым шлемом есть любопытная деталь, проливающая свет на момент смены религиозной парадигмы у народов, населяющих Орду — от эзотерического тенгрианства древних тюрок с его духами предков до классического ислама.
Основатель Орды Батый предстает демоном, который может перемещаться в пространстве и времени,а его потомки уже законопослушно клянутся на Коране (такая сцена будет во втором акте). Ртутная пластика Духа — авторская, настроенная хореографом на индивидуальность исполнителей. И костюм у него «духовный» — прозрачный, через который видны роскошные татуировки.

Сюжет стремительно разворачивается, когда выясняется, что в Джанике влюблены двое мужчин — Визирь и Нурадин. Причем последний настроен романтически, как Ромео, и девушка отвечает ему взаимностью, а Визирь, как и полагается такому персонажу, соединяет любовь с мечтой породниться с ханом и таким образом приблизиться к трону.
Весь первый акт посвящен выяснению личных отношений между персонажами и поэтому наполнен агрессивными соло (Визирь) трогательными дуэтами (Нурадин и Джанике), трио (Токтамыш, Визирь и Мурза) и па де катрами (отцы и дети). Победоносный военачальник просит у хана руки его дочери для сына, и тот соглашается. Родители, естественно, не подозревают, что их дети давно мечтают соединиться.

Но тут вмешивается Визирь, который обвиняет Мурзу в притязаниях на ханский трон. Токтамыш, уже больше домашний человек, обремененный придворной культурой, верит Визирю и приказывает схватить своего лучшего воина. Завязывается драка, в результате которой Мурзе удается бежать, а Нурадина заточают в башню.

Второй акт — дивертисментный.
Сначала Токтамыша, опечаленного изменой лучшего полководца, развлекают танцами его подданные. Пляшут три развеселых шута, складывающихся гусеницей ради улыбки своего сеньора. Их сменяют затянутые в черные трико грациозные сирены, сплетающие руки-листья в замысловатый ночной цветок (Восточный танец). Яркая «сердцевина цветка» — Айсылу Галиулина. Потом вылетают бравые джигиты, забывшие о гравитации и забрасывающие ноги в немыслимый аттитюд. Затем идет жизнеутверждающий татарский танец — партерный, парный, без полетов и рискованных трюков.

Упитанный и румяный, но неожиданным образом подвижный и игровой, Главный евнух (артист хора Сергей Хабаров) выводит на сцену хоровод веселых царских жен, и эта сцена немедленно становится топовой.

Визирь предлагает хану хитроумный план по уничтожению противника. Они обманом заставляют Нурадина поверить в измену его отца, якобы посягнувшего на честь Джанике. Если тот согласится убить Мурзу, хан отдаст ему в жены дочь. И Нурадин отправляется в Самарканд, где при дворе Тимура (Тамерлана) нашел убежище Мурза.

Самаркандский двор блещет роскошью.

Тимур выходит к зрителям, танцуя зажигательную лезгинку вместе со своими воинами. Чинно шествуют белоснежные павлины с осиными талиями, потрясающие перьями в лучших традициях Фридрихштадтпаласта. Но ажиотаж дворцового праздника утихает с приходом Нурадина. Конфликт между отцом и сыном быстро улаживается при помощи клятвы на коране.

Эту сцену Ковтуну также так и многие другие «разговорные» эпизоды удается решить чисто танцевальными методами. Коран изображают танцовщики, очень правдоподобно превращаясь в ожившую вязь священного текста.

Финал печальный.
Мурза становится во главе войска Тимура и идет войной на Токтамыша. Визирь, чья свадьба срывается из-за прихода «гостей», убивает Джанике. Гибнут Токтамыш, Нурадин и Визирь. Мурза горюет о содеянном. Тимур коронует себя священным шлемом ханов Золотой Орды. Дух Батыя удаляется восвояси, унося с собой Арбу судьбы (макет созданного им государства).

Оформляли балет киевляне Андрей Злобин и Анна Ипатьева,которые регулярно на протяжении нескольких лет сотрудничают с казанским театром. Москвичи помнят их работы по балетам Раду Поклитару «Палата №6» (премьера в Большом театре в 2004) и «Геревень», которого привозил в марте Пермский театр.

Обычно художники предлагают сугубо авторское оформление, но здесь речь шла o Gesamtkunstwerk. Композитор, либреттист, хореограф и художники вместе создавали «Золотую Орду». Так, по эскизам Анны Ипатьевой было изготовлено в общей сложности 800 костюмов. Идеи костюмов заимствовались из средневековых иллюминованных манускриптов. Декорации передавали пословичную азиатскую роскошь.

    Ковтун не скрывал, что балет «Золотая Орда» — брутальный по своему духу, требует больших «вложений» именно от мужской половины труппы.

Четыре большие танцевальные роли достались солистам-мужчинам, и только одна балерине — приме труппы Кристине Андреевой (первый день) и Юлии Поздняковой (второй). Отличные получились работы у Нурлана Канетова (Визирь), Олега Ивенко (Нурадин) и Глеба Кораблева (Тимур), не говоря уже о двух исполнителях Духа Батыя.

Не многие труппы сегодня могут похвастаться такой плеядой великолепных солистов.
Ближайшая балетная премьера театра — «Кармина Бурана» К. Орфа — состоится в рамках следующего Нуреевского фестиваля весной. А из планов на перспективу — «Месса си минор» И. С. Баха, которую поставит Владимир Васильев, а оформит Франко Дзеффирелли, если театру удастся с ним договориться.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля