Пресса

24.09.2013

Падение Золотой Орды разыграли по Шекспиру

Автор: Олег Кармунин
СМИ: «Известия»

В Казани поставили балет за 10 млн рублей.
Сегодня в региональных музыкальных театрах мало кто рискует создавать постановки с нуля. Упор на кассовость заставляет раз за разом реанимировать всем знакомую классику в современной режиссерской обработке. Татарский театр оперы и балета пошел другим путем, потратив на оригинальный балет «Золотая Орда» 10 млн рублей, щедро выделенных президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Это вроде бы совершенно новый спектакль, но по оформлению и подаче он традиционный и добротный, еще до первых отзывов претендующий на звание национального достояния.
Размах мероприятия поистине «золотоордынский» — в постановке задействована почти вся труппа театра, а эпоха хана Тохтамыша показана с любовью к деталям. Местами спектакль напоминает классические балеты императорских театров XIX века — вместо сложносочиненных декораций с колосников падают многочисленные расписные задники, на фоне которых разворачивается незамысловатый сюжет о любви и смерти.
Либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса повествует о падении великой евразийской империи. Местами фабула восходит к великой драматургии Шекспира — Золотая Орда здесь напоминает датское королевство на краю пропасти, главные герои похожи на Ромео и Джульетту, а коварный визирь хана ведется себя, словно Яго из «Отелло».
По сюжету грядущую свадьбу дочери хана Тохтамыша Джанике (Кристина Андреева) с сыном полководца Мурзы Нурадином (Олег Ивенко) расстраивает Визирь (Нурлан Канетов), который тайно влюблен в Джанике. Чтобы устранить соперника, он обвиняет Мурзу (Максим Поцелуйко) в том, что полководец вместе с сыном готовит военный переворот. Хан Золотой Орды (Олег Рощупкин) сажает Нурадина в темницу, а Мурза бежит к эмиру Самарканда Тимуру (Глеб Кораблев). Тимур, он же Тамерлан, соглашается помочь Мурзе завоевать родное государство.
Хореограф Георгий Ковтун не стал насыщать спектакль батальными сценами, поставив во главу угла человеческую трагедию. Впрочем, во время исполнения дуэтов между влюбленными чувствовалось напряжение, которое можно объяснить премьерным волнением. Не всегда идеальные поддержки Олега Ивенко с лихвой компенсировали его головокружительные прыжки. Его герой — сын полководца, кровь с молоком, уверенно продемонстрировал свою могучую харизму. Актерскими талантами блеснули Нурлан Канетов, исполняющий эдакого извилистого наглеца с подлой ухмылкой, и угнетаемая им татарская Джульетта Кристина Андреева, лицо которой не покидало выражение вселенской скорби.

Но главным героем стал дух хана Батыя в исполнении Михаила Тимаева, который, словно тень отца Гамлета, бродил среди бывших подданных и страдал из-за гибели созданного им царства. Ему же отведены интермедии, разрезающие бархатную ткань спектакля. Словно ожившая статуя, разрисованная необъяснимыми татуировками, Батый извивался змеей под атональную музыку Резеды Ахияровой. «Ломки» хана всегда оттеняли веселые дети, бегающие вокруг одинокого призрака.
И после того как Золотую Орду по воле Тамерлана залили реки крови, а вокруг пустого трона заалели языки пламени, посреди разрушенного царства снова появились лучезарные дети. Играючи они забрались на трон, мальчик подобрал пыльный шлем поверженного Хана, а девочка кокетливо улыбнулась ему и села рядом. Хор тем временем возвещал: «Пораженья и беды / Времени река смывает». В памяти остается только любовь.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля