Пресса

24.09.2013

Как попасть в Улус Джучи

Автор: Александр Максов
СМИ: Вечерняя Казань

Татарский государственный театр имени Мусы Джалиля открыл сезон премьерой балета "Золотая Орда". Рождение сценического произведения, создаваемого с нуля по заказу дирекции театра, в наши дни явление чрезвычайно редкое. "Золотая Орда" (древнее название этого государства Улус Джучи) именно такое радостное исключение. Идея поставить спектакль об историческом прошлом татарского народа получила поддержку президента республики Рустама Минниханова, что дало возможность создать яркое сценическое полотно, достойное Голливуда.

Выразительную музыку, передающую накал кровавой сечи и лиризм любовных излияний, написала известный татарский композитор Резеда Ахиярова. Над спектаклем работала интернациональная команда: балетмейстер-постановщик Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), киевские художники Андрей Злобин (декорации) и Анна Ипатьева (костюмы), москвич Сергей Шевченко (свет), а также казанцы: музыкальный руководитель и дирижер Рустем Абязов, хормейстер Нурия Джураева.

Спектакль можно назвать синтетическим, потому что в нем использованы не только привычные выразительные средства музыки, пластики и сценографии. Важную роль в философском осмыслении происходящего с вершин истории играет хор. Это глас народа, возвещающий "Славу героям", предостерегающий: "Помни: за радостью печаль следует всегда", "Ненависть кипит, если разум спит", "Там, где пепел и тлен, не расти уж цветам"…

Свою эмоциональную краску вносят видеоинсталляции. Вот анимацией движется тысячеглавое войско, вот неведомо куда несется испуганный табун лошадей, и, наконец, черные птицы грозными тенями парят над обезлюдевшими полями некогда цветущего края, разоренного жестокими захватчиками.

В спектакле множество внешних эффектов. Над ними поработали и живописцы, расписавшие декорационные холсты, и бутафоры, и создатели жестких декораций, и мастера-реквизиторы, добившиеся того, чтобы скрещенные в бою сабли рассыпали нешуточные снопы искр, а пламя пожарищ взвилось под колосники.

Художникам-постановщикам удалось создать оформление по-своему выдающееся. Фантазия Андрея Злобина нарисовала роскошные дворцовые интерьеры и сады с прохладными струями живой воды в фонтанах, величественные пейзажи, падуги и суперзанавеси, в которых соблюдена мера реалистичности, "сказочности", поэзии и обобщения. Панорамы живут: мирная река, извивающаяся среди цветистых холмов, вдруг превращается в кровавый поток - эпитафию по погибшим воинам и мирным людям. Едва ли не еще большую изобретательность проявила Анна Ипатьева. Не поручусь за историчность костюмов, но каждый из них претендует на шедевр. Великолепно найдено оформление инфернального образа Духа хана Батыя, а одежды Танца павлинов просто сражают наповал своей роскошью и красотой, которая еще и создает своеобразный "аккомпанемент" движениям артистов.

Георгий Ковтун давно утвердил себя как умелый создатель эффектных хореографических шоу. Не изменил он себе и на этот раз. Бесспорно, спектакль требует подробного и вдумчивого анализа. Однако неоспоримо то, что, балансируя между батальными сценами и лирическими эпизодами, балетмейстер находит эстетический ключ к повествованию. Ковтун проявляет себя интересным режиссером, придумавшим, к примеру, лейт-тему мятежного Духа хана Батыя, тянущего мистическую арбу судьбы, и гибель под ее колесами Визиря. Как хореограф, он не просто складывает движения, передающие образ скачки смелых наездников или истому придворных танцовщиц, но придумывает необычные поддержки, порой даже акробатические. Они вкраплены как в лирический дуэт Джанике и Нурадина, так и в "мужской дуэт" отца и сына - Мурзы с Нурадином.

Спектакль смотрится с неослабевающим интересом, хотя, кажется, не избежал некоторых длиннот в сценическом действии. Так, дополнения к развитию сюжета, пожалуй, не прибавляет второй дуэт Мурзы и Нурадина или еще один массовый танец воинов - теперь и в покоях Токтамыша.

Все актерские работы заслужили искренних похвал. Великолепен в широкой рапидной пластике Михаил Тимаев (Дух хана Батыя), игривым лиризмом, поддержанным безупречностью вращений, пленяет Кристина Андреева. Для Олега Ивенко (Нурадин) нет проблемы вознести на вытянутых руках балерину, поймать ее с высоты, а самому вылететь в лихом saute de basqe (прыжке басков).

На своем месте оказались Нурлан Канетов (Визирь), Максим Поцелуйко (Мурза) и Глеб Кораблев (Тимур). С танцем у троих исполнителей дело обстояло благополучно, да и актерским темпераментом они обладают.
Все это и обусловило овацию, которую устроила премьере публика стоя в финале вечера.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля