Пресса

26.08.2013

Программа о Международном музыкальном фестивале "Шаляпин. Нуриев. Казань" на радио "Орфей"

Автор: Николай Рыбинский
СМИ: Радио "Орфей" (эфир от 4 августа 2013 г.  )

Вот  так, в  течении  более  десяти  дней  помощник  режиссера Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  им.  Джалиля,  в  нашем  случае  это  Валентина  Лисина,  приглашала  каждый  вечер    на  сцену артистов, а  для  публики    звучал     мелодический  звонок,  пригашающий  всех  в  зрительный  зал.

 Он,  как  вы  поняли,  на  мотив  побочной  партии  из  «Неоконченной  симфонии»  Шуберта. А  речь  в  нашей  программе  пойдет  о  Культурной  программе  27-й  Всемирной  Универсиады,  что  недавно  завершилась в  Казани. Здравствуйте! С  вами  Николай  Рыбинский.

  Да,  Универсиада  27-я,  а  вот  культурная  программа в  её рамках была  впервые. Какой  она  была? Так  или  иначе, о  ней  стоит  поговорить  ещё  и  потому,  что  Центральные  СМИ  её  почти  не  освещали. Важнее,  всё  таки  другое -  Культурная  программа  состоялась и  состоялась  она, как  и  эти  Всемирные спортивные  игры  среди  студентов,  именно,  в  Казани, в   чудесном городе  с  тысячелетней  историей, городе  больших  музыкальных и  театральных  традиций. К  Универсиаде  столица  Татарстана  заметно  похорошела,  всю  инфраструктуру,  наконец-то,  привели  в  порядок,  даже  зелёных  насаждений  стало в  сотни  раз  больше. Построены  новые  спортивные  арены. Если  говорить  о,  собственно,  Культурной  программе,  то  она   базировалась, я  бы  сказал,  на  трёх  китах - это изобразительное  искусство,  фольклор   и  вечнозелёная  классика. С  моей  точки  зрения  эпицентром  Культурной  программы  Универсиады, несомненно,  был  Татарский  академический  театра  оперы  и  балета  им.  Джалиля. И  вот  почему.  Этот  театр  прославился  своими  Международными фестивалями  - шаляпинским  и  нуриевским. Но  они,  (оперный  и  балетный)  проходят  не  летом -  одни  в  феврале,  другой  в  мае. И  вот  было  принято  решение в  дни  Универсиады  соединить  эти  два  праздника  в  один   Международный фестиваль,   концептуально собрав    воедино  премьеры  последних    сезонов.  А  директор  театра  Рауфаль    Мухаметзянов  дал  ему   лаконичное,  но   ёмкое  и всем  понятное  название  «Шаляпин,  Нуриев, Казань». Билеты  на  все  спектакли  фестиваля  были  раскуплены    за  месяц  до  его  начала. Фестиваль,  открывался,  как  и  сама  Универсиада,  6  июля  премьерой  оперы  Джорджа  Гершвина  «Порги  и  Бесс» с   участием  в  главных  партиях   певцов   афро-американского  происхождения. Это,  пожалуй,  самая  большая  интрига    всей  культурной  программы  Универсиады. Но  об  этой  премьере  мы обязательно  поговорим  в  конце  программы и  вы  услышите  фрагменты  «Порги  и  Бесс»,  записанные  со  сцены   казанского театра. Хронологически  в  след  за  этой  оперой  Гершвина  последовал  балет  на  музыку  Арама  Хачатуряна  «Спартак»  в  оригинальной  постановке  Георгия  Ковтуна..

Хор  и  оркестр  Татарского  академического  театра   оперы  и  балета  в  балете  «Спартак».Дирижёр  Карен  Дургарян. Да, во  всей  музыкальной  ткани  спектакля  по  замыслу  его  музыкального  руководителя    Владимира  Рылова  и  хореографа  Георгия  Ковтуна  в  их  редакции   полноправным  и  поющим участником  спектакля  является  хор  театра. А    главные   партии  танцевали в  тот  вечер  солисты  Татарского  театра  оперы  и  балета   Кристина  Андреева, Нурлан  Канетов,  Александра  Сурадеева (  с  недавнего  времени  она  ведущая  балерина  Пермского  театра) , Михаил  Тимаев  и  Алина  Штейнберг.  Этот  спектакль  настоящее  испытание  на  профессионализм  не  только  артистов,  но  и  художественно-постановочной   части  театра,  настолько  он  сложен  по  всем  компонентам  и  балет  «Спартак»  впервые  в  этом  году   был с  огромным  успехом  представлен  казанской труппой  на  зарубежных  гастролях.

Если  придерживаться  хронологии, то  третьим  спектаклем фестиваля  была  опера  П.И. Чайковского  «Евгений  Онегин».Это  постановка  прошлого  сезона,  её  осуществляли  режиссёр  Михаил  Панджавидзе,  художник  Игорь  Гриневич  и музыкальный  руководитель  и  дирижёр,  заметьте,  Михаил  Плетнёв.  Он  приехал в  Казань и  на  этот  раз. Конечно,  Михаил  Васильевич  по-своему  интерпретирует  эту  оперу,  то  замедляет  привычный  нам  темп,  придавая  музыке  некую  пасторальность, то  вдруг   создаёт  невероятную  экспрессию (  чувства  ведь  и  в 19-м  веке  были  пылкими). Может  быть  кому-то  даже  не  привычны     нюансы  дирижёра  Плетнёва. Но  не  надо  забывать -  Михаил  Васильевич  музыкант  высочайшего  класса  и  дарования,  а    эту  музыку  Чайковского  он  чувствует,  буквально,  кожей. Вот  для  примера взять  хотя  бы  вступление  к  опере.

 Почувствовали  разницу с  привычной  нам  версией? И вот  сыграно  оркестром   вступление  п\у  Михаила  Плетнёва  и  открылся  занавес… Перед  нашим  взором  - типичная усадьба  провинциальных  дворян среднего  достатка,   декорации с  доминантой  белого  цвета, яркие  театральные  костюмы  дополняют  цветовую  гамму, при  этом  вся  сцена  при  помощи  компьютерной  графики  -  в   рукописных строчках  Пушкина  из  его   бессметного романа в  стихах. Выше  перечисленное  для  публики  явилось  хорошей заявкой  на  то,  что    всё  и  далее  будет по  первоисточнику и  согласно  партитуре  Петра Ильича. Так  и  получилось. Вместе  с  тем спектакль  «Евгений  Онегин»  режиссёра  Михаила Панджавидзе и  художника-постановщика  Игоря  Гриневича  совсем   не  тривиальный, с  использованием  современных  театральных  технологий,  что   только  помогало  восприятию  музыки. Артисты,  как  и  тогда,  ещё при  первой  постановки   оперы в  1879  году  силами  господ  студентов  Московской  консерватории    (по  замыслу  Чайковского)  были  молоды,  хорошо  обучены, но  со  скромными  голосами.  Исполнители  партий   четырех  главных  героев    были  певцы  из  двух  театров,  действительно,  со  скромными  голосам  и  почти  в  возрасте  своих  героев.  Татьяна  и  Ольга -  солистки  Московского   музыкального  театра  имени  Станиславского  и  Немировича-Данченко,  соответственно,  Амалия  Гогешвили  и  Елена  Максимова.   Онегина  и  Ленского  пели  солисты  Маринки  Владимир  Мороз  и  Сергей  Семишкур. Давайте  послушаем  в  их  исполнении сцену  из 1-й  картины.

 И  было  всё у  этих  артистов,  казалось  бы, благополучно…Но  когда в  6-й  картине  на  сцену  в  партии  Гремина  вышел  солист  Большого  театра  и  Татарского  театра  оперы  и  балета  Михаил  Казаков,  то    он в  очередной  раз   показал,  что  является  артистом-певцом  выше  класса,  чем  были  его  партнёры в  тот  вечер.

  Вы  слышите,  как  восторженно  приняла  публика  такое  исполнение  арии  князя  Гремина  Михаилом  Казаковым.  Оркестром  татарского  академического  театра  оперы  и  балета  дирижировал  Михаил  Плетнёв и    он  по  заслугам  получил  самые  большие  овации  публики  по  окончанию  спектакля,  записанного  со  сцены   театра   8  июля 2013  года.

  А  Культурная  программа  Универсиады  шла  своим  уверенным  шагом. В  театре  им. Качалова -  пьесы  русских  классиков  Чехова, Достоевского, Зощенко. Национальный  драматический  театр  им.  Камала  работал  на  абсолютных  аншлагах,  представляя спектакли  классической  татарской  драматургии. В  Большом  концертном  зале им.  Сайдашева  выступили пианист  Фредерик  Кемпф  и  дирижёр  Владимир  Федосеев. В  зале  филармонии  -  Ансамбль  песни  и  танца  Татарстана,  там  же  дал концерт  Ансамбль  народных  инструментов,  более  того,  в  Казань в  рамках  культурной  программы  Универсиады  пожаловал  и  прославленный  ансамбль имени  Моисеева с  «Танцами  народов  мира», Петербургский  театр  балета   Бориса  Эйфмана. Работали  все  музеи  города со  специальными  и  тематическими  выставками, а   Казанский  Кремль  представил  экспозицию  Государственного  Эрмитажа   из  произведений  античного  исскуства. В  парке  Универсиады,  (он  располагался  под  стенами  Кремля,  выходящих на  набережную  реки  Казанки), каждый  вечер  и  совершенно  бесплатно ( это  подарок  казанской  Мэрии) работал   всемирно известный  канадский  цирк «Дю  Солей». Он  собирал  на  своих  представлениях    по  несколько  тысяч  зрителей   и     причём,   с  каждым  вечером    публики  становилось  всё  больше  и  больше. Право  придти  на  представление  «Дю  Солей»  давал  билет  на  любое  спортивное  соревнование. По-моему  хороший  маркетинговый  ход. А днём  в   самом  парке  Универсиады  были  представлены  народные  ремёсла,  промыслы, выступали  фольклорные  ансамбли. В широком  ассортименты  продавались  татарские сувениры, в  том  числе,  с  логотипами  Универсиады,  работало много  аттракционов, аниматоры  предлагали  всякого  рода  игры с  призами, словом,  там  с  утра  до  позднего  вечера  кипела  своя  интенсивная  жизнь   для  огромного  количества    гостей  и  жителей  Казани.  Я  сейчас  перелистываю  очень  красивый,  изумительно  изданный, и  ни  на  какие  другие  не  похожий,  буклет  Международного фестиваля  «Шаляпин, Нуриев, Казань»(составители  Татьяна  Мамаева,  Рамзия  Такташ,  Елена  Остроумова, Жанна  Мельникова и  Алексей  Садовский), рассматриваю  фотографии,   вспоминаю  спектакли…И  вот  о  чем  подумал…. Всё  таки как  часто  мы,  простые  смертные,  попадаем  под  обаяние  первого и  замечательного  исполнения. Балет  «Анюта»   на  музыку  Валерия  Гаврилина (вы  поняли,  что речь  об  этом  спектакле) в  1982  году сначала  появился  как      фильм-балет,  десятки  раз  показанный  по  телевидению, сценическая  версия  состоялась в 86-м в  той  же  хореографии  Владимира  Васильева. Заглавную  партию в  том  фильме, как  известно,  танцевала  Екатерина  Максимова. Каких-то  сверх хореографических  сложностей в  партии  Анюты  нет,  но  сколько  в  ней  актёрской  игры,…причем  не  только  у  главной  героини.  И  вот  кто  справился,  тот  справился. Балет  «Анюта»  на  казанской  сцене  впервые  поставили  в той  же  хореографии  Владимира  Васильева   в  1988  года,  возобновили  его в  2011-м. В  обозреваемом  мною  спектакле, все  артисты  были,  как  говориться     на  высоте,   хотя  выделю  особо  в  партии  Модеста  Алексеевича  солиста  Большого  театра  Геннадия  Янина.  Прошло столько  лет, с  момента    создания    балета  «Анюта»  и  теперь, так  уж  устроен  человек,  -  кто  бы  не  танцевал  партию,  именно,  Анюты, ( в  в  нашем  случае в  этой  роли  была  балерина  Большого  театра  Екатерина  Крысанова),  то  невольно мы  сравниваем  с  образом  главной  героини,  что  когда-то  создала неповторимая и  незабвенная  Екатерина  Максимова  и  все  артистки  в  любом  случае ей  проигрывают, как  бы  они    блистательно  не  танцевали.

 Это  была  «Тарантелла»  из  музыки к  балету  «Анюта»  Валерия  Гаврилина.

Конечно,  организаторы  Культурной  программы  Универсиады и Международный  фестиваль  «Шаляпин, Нуриев, Казань»  не  могли  обойтись  без  жемчужины  русского  балета  «Лебединого  озера» в  новом  и в  целом  удачном  сценическом  оформлении  киевского  художника  Андрея  Злобина.

(  На Муз. из  1-го  акта) Состав  солистов-гастролёров  в балете  «Лебединое  озеро» был  для  казанской  публики хорошо    знаком. Это  в  полном  смысле  этого  слова международный  состав.  Одетта-Одилия -  прима-балерина  балетной  труппы  Венской  оперы  японка  Шико  Накамура,  принц  Зигфрид -  премьер  Королевского  балета  Нидерландов  канадец  Метью  Голдинг,  Ротбарт -  солист  Московского  музыкального   театра  имни  Станиславского  и  Немировича –Данченко  Георгий  Смилевски, а  шута  танцевал,  знакомый   многим по  проекту  телеканала  «Культура»,  солист  балета   академического  театра  оперы  и  балета  столицы  Татарстана  Олег  Ивенко. Он,  конечно,  в  первую  очередь романтический  герой,  но в  небольшой  по  составу  балетной    труппе  казанского  театра (  отмечу  его и  кордебалет)  каждый   артист  должен  уметь  и  хорошо  уметь  танцевать  партии  самого  разного  характера. В  нашем  случае  Олег  Ивенко показал  себя   и  хорошим гротесковым   артистом, в   технически  сложной  партии  Шута. Метью  Голдинг    партию  Зигфрида  провёл  уверенно,  точно  и, я  думаю,  что  его  ещё  не  раз  увидят  казанские  балетоманы.  Японка  Шико  Накамура  был  хороша,  но  только    белым  лебедем  Одеттой, а  вот в  партии  Одиллии, как  мне  показалось,  ей  не  хватило  артистизма,  технической  уверенности,  хотя  в  целом  спектакль  прошёл  на  должном  уровне  и  завершился  большим  успехом. 

Напоминаю,  вы  слушаете    обозрение  Культурной  программы   27-й Универсиады,  что  недавно  завершилась в  Казани. С  вами  Николай Рыбинский.   Гостей в  столице  Татарстана в  те  дни    было  как  никогда  много. Хотя   среди  них,  конечно,  доминировали  жители    городов  Татарстана и  близ  лежащих  областей. Так  что  география  туристов  была  скромной. Таковы  уж  наши  реалии. Но  Казань  была  полностью  готова  к  принятию    туристов и  числом  по  более. Всю исчерпывающую  информацию  по  спортивной  и  культурной  программе  можно  было  получить  в  буклетах  у  волонтёров.

В  связи  с  Универсиадой, изменив  свои  планы,  работали  все  театры  Казани. И  работали  при  аншлагах.  Но,  не  умоляя  достоинств  замечательных  казанских  театров, повторюсь,  эпицентром  Культурной  программ  Универсиады  был  театр  оперы  и  балета. Это в  нём,  повторюсь,  был  концептуально  задуман  и  осуществлён  Международный  фестиваль «Шаляпин, Нуриев, Казань» и  в  его  программу   был  включен  спектакль    прошлого  сезона, уже  успевшая  побывать  на  зарубежных  гастролях опера  Джакомо Пуччини  «Турандот»,.  Да,  это  последняя  опера  маэстро,  которую  он  не  дописал. Тогда  же  финал  сочинил  Франко  Альфано, потом  уже  в  2002  году другой  финал и  тоже  на  основе  эскизов  Пуччини  написал  Лучано  Берио и  это  ещё  не  всё -  оказывается  в  2008- м   китайский  композитор Хао  Вей  сочинил свой  финал  «Турандот».  А в  Казани,  музыкальный  руководитель  и  дирижёр  Ринат  Салаватов, режиссёр-постановщик  Михаил  Панджавидзе  и  художник  Игорь  Гриневич    пошли  по  четвёртому  пути. Они  отказались  от всех,  ныне существующих  финалов,  завершив  оперу,  там где  и  остановилось  перо  Пуччини, т.е.  на самоубийстве  Лиу, кстати говоря, замечательно  воплощённой  в  спектакле  солисткой  Национальной  оперы Украины   Лилией  Гривцовой,  да  и  в  самом  фестивальном  спектакле  успешно доминировали  солисты  этого  театра -  в  труднейшей  титульной  партии  была   Оксана  Крамарева, а  Тимура  достойно пел  Сергей  Ковнир. В этом  спектакле  выступили солисты  четырёх  театров. А  что  же  происходит  на  сцене?

  Перед  нашими  глазами  предстаёт  хрестоматийный  Китай  с  площадью  и  глухой  стеной, а  на  заднем  плане  некое  здание,  похожее  на  дворец  пекинской  площади  Тяньаньмынь. Атмосферу  китайской  сказки  добавляют  4  высоченные   передвижные  башни -  они  модифицируются,  то  в  сторожевые,  то  в  пагоды.  Но  совершенно ошеломляющий  эффект,  когда  вот  та  самая  глухая  стена  неожиданно раздвигается  и  на  нас  движется  гигантская  лестница с  водяными  каскадами, а  красочные  костюмы  Юлии  Ващенко  только  добавляют  яркости  впечатлений  от  спектакля. Конечно, в этой  опере все  ждут  знаменитое  ариозо  Калафа  «Nessumdorma».

  Ариозо  Калафа  из  оперы  Пуччини  вы  услышали  в  исполнении  солиста  Маринки  Ахмеда  Агади. Запись  со  сцены  театра  10 июля 2013  года.  Сильное  впечатление  и  на  этот  раз  на  меня  произвела  исполнительница  партии  Турандот  Оксана  Крамарева. И  совсем  не  случайно  она в  2008  году  стала  не  только лауреатом     очень  авторитетного  конкурса «Опералия» Пласидо  Доминго, но  ещё  и  обладательницей «Приза  зрительских  симпатий». Слушаем  ещё  один  фрагмент  оперы,  записанный  со  сцены  театра. 

  В  этой  сцене  вы  услышали в  партии  Турандот  Оксану  Крамареву, Калаф -  Ахмед  Агади. Хор и  оркестр  театра  столицы  Татарстана п\у  Александра  Самуилэ. Он  главный  дирижёр  Одесского    национального  театра  оперы  и  балета,  много  лет работавший  в  своё  время   в  Кишинёве, в  театре  оперы  и  балета,  дирижировал  спектаклями  во  многих  российских  театрах и  за  рубежом, а  вот  в  Казани оказался  впервые  и  я  решил с  ним  побеседовать  после  спектакля. (В Интервью  Александр Самуилэ  рассказывает  о  своём   отношении  к  музыке  Пуччини,  даёт  высокую  оценку  хору,    оркестру  театра,  солистам и  всего  спектакля, говорит   о планах  сотрудничества с  театром  оперы  и  балета  Казани)

  Главный  дирижёр  Одесского  Национального  театра  оперы  и  балета Александр  Самуилэ дирижировал  на  фестивале  оперой  Пуччини  «Турандот». Хотелось  бы,  чтобы  этот  дирижёр и  оперный  театр  в  Казани осуществили  свои  совместные  планы.

 Напоминаю,  вы  слушаете    обозрение  Культурной  программы   27-й Универсиады,  что  недавно  завершилась в  Казани. С  вами  Николай Рыбинский. Опера  Джузеппе  Верди  «Аида»….. 2013-й  юбилейный  год  композитора  и  казанский  театр  обратился к  «Аиде»,  его  одной  из  лучших  опер. Хотя   это  название  не  сходило с  афиш  театра  с  2000-го  года.  Тот спектакль «Аида» в  режиссуре  Алексея  Степанюка и с  замечательными декорациями  выдающегося  театрального  художника Евгения  Чемодурова,  был более  чем  благополучным,     и  спектакль  постоянно  был  на  шаляпинских  фестивалях, труппа  с  успехом  представляла   спектакль  на  зарубежных  гастролях.  Но дирекция  казанского  театра  решила в  юбилейный  год  Верди сделать, если  хотите,  капитальный  ремонт,  реконструкцию  этого  спектакля,  но  с  другими  декорациями,  костюмами  и  режиссурой. В  этом  случае  есть  опасность,  а  не  получиться  ли  хуже…

  Спектакль   получился,  по  крайней  мере, не   хуже  предыдущего, а в  некоторых  аспектах  и  лучше,  собрав  в  тот  вечер 13  июля премьерный  состав  солистов. С  ними, а  так  же  с оркестром  и  хором тщательно  поработал  музыкальный  руководитель и  дирижёр  спектакля  итальянец  Марко  Боэми и  раскрыл  купюры, в  том  числе,  и  балетные. Очень интересны  костюмы и декорации имперского  стиля    московского  художника  Виктора  Герасименко.  Хочется  сказать спасибо режиссёру  Юрию  Александрову хотя  бы  за  то,  что  в  этой  «Аиде»  он ничего  не  додумывал  за  Верди  и  его  либреттиста  Гисланцонии.  И  давайте  послушаем  фрагмент  сцены  у  Нила.

 В  этом  фрагменте  сцены  у  Нила  оперы  Верди  «Аида»  вы  услышали  в  заглавной  партии  солистку  национальной  оперы  Украины  Оксану  Крамареву, Радамес -  тенор  Мариинского  театра  Ахмед  Агади, Амонасро – солист   Татарского академического  театра  оперы  и  балета    -Юрий  Ившин,  оркестр  театра  п\у  Марко  Боэми. Запись  со  сцены  театра  13  июля  2013  года.  Я  уже  сказал, что  культурная  программа  Универсиады  освещалась  Центральными  СМИ  весьма  скромно. А  ведь  такой  программе  мог  бы  позавидовать  любой  западно-европейский  фестиваль. Конечно,  Универсиада  -это  спорт,  который  максимально  был  представлен  на  наших  на  телеканалах и  по  поводу    побед  российской  сборной соловьём  заливались  спортивные  комментаторы, а  самые  ретивые  из  них орали  в  эфире:  «Мы  всех  порвали!» Да,  порвали,  но  кто  и  кого? Российские профессионалы, среди  них  были 17  Олимпийских  чемпионов,  соревновались-то  с  любителями -  студенческими  сборными  Университетов  разных  стран.  Меж  тем  наши  главные  соперники  -китайцы,  к примеру,  привезли  в  Казань  на  Универсиаду  свои  вторые  и даже  третьи  составы,  чтобы  проверить  ближайший  резерв. Так  же  поступили  и  американцы.  Да, Россия  победила  с  гигантским  отрывом  от  преследователей.  Но  истинными  победителями,  безусловно,  оказались  простые  жители  Казани. Потому  что  благодаря  этим  Всемирным  студенческим  играм  казанцы  получили  улучшенную  работу  общественного транспорта, заново заасфальтированные   улицы,  отремонтированную  структуру  железнодорожного  вокзала  и  привокзальную  площадь, современный  аэропорт.  К  Универсиаде в  Казани  покончили  с  долгостроями,  навели  чистоту без  помощи  мигрантов  из  Средней  Азии.  Студенты  Казанского  федерального  университета  получили  благоустроенные  великолепные   корпуса   общежитий со  своей  инфраструктурой, а  в  дни  Универсиады  они  были  отданы  для  проживания  спортсменов. Да  и  просто  в  городе, как  я  уже  сказал,  в  разы  больше  появились    зелёных  насаждений и  много  чего  другого  и  хорошего…

 А  теперь    обещанный  рассказ  о  премьере  -  опере    «Порги   и  Бесс»  Джорджа  Гершвина

         До  сих  пор  музыковеды спорят -  это    опера  или  мюзикл? Но  ведь  и  «Волшебная  флейта»  Моцарта   по  жанру  совсем   не  опера,  а  зингшпиль,  но   кому  от  этого  хуже? Меж  тем «Порги  и  Бесс»  даже  для  Европы   экзотика, а  для  нашей  страны   тем  более. В  СССР  детище  Гершвина  в  1966  году  впервые поставили  в  театре  «Эстония»,  где    партию  Порги  пел  знаменитый  Георг  Отс, а в 1972-м  эта  опера  появилась в  репертуаре  Ленинградского   Малого  оперного театра. В  80-м  поставили  в  Московском  музыкальном  театре  имени  Станиславского  и  Немировича –Данченко, в  2003 –м  в  Петербургском  театре  «Зазеркалье».  Вот  и  вся   история  сценических  версий в  нашем  Отечестве  этой  лучшей, с  моей  точки  зрения,  американской  оперы ХХ-го  века.  К  этому  стоит  добавить,  что  по    соглашению  между  советским  и  американским  правительствами  в  середине  50-х  была  достигнута  договорённость  о  приезде в  Москву  и  Ленинград  гастрольной  негритянской  труппы  «Эвримен-опера»  именно  с  «Порги  и  Бесс». И  эти  гастроли  триумфально  состоялись.

 С  тех  пор  много  воды  утекло…  И  вот  к  этой  опере  обратились  в  Казани. И мне  очень  хочется  поделиться  своими  впечатления  от  премьеры   «Порги  и  Бесс»  в   концертной  версии      Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  им.  Джалиля. Конечно,  многие  из  нас  знали  мелодии  из  этой  оперы  -    куплеты  Спортиг Лайфа,  дуэт «Ты  теперь  моя,  Бесс» и,  конечно  же, Клыбельная  Клары  «Summertime». 

Колыбельную  Клары   из  оперы  Гершивина  «Порги  и  Бесс» вы  услышали в  исполнении солистки  Венской  оперы,   пуэрториканки  Мельбы  Рамос,  участницы  казанской  премьеры  оперы. Запись  со  сцены  театра  6  июля  2013  года. Публика, что  постоянно  посещает  шаляпинские  фестивали  запомнили  Мельбу  Рамос  по  её  успешному  выстулению  года  три назад  в  опере  Верди  «Травиата»  в  партии  Виолетты. Но  я  всё  таки о  «Порги  и  Бесс»…

 Идея   полнометражно воплотить   оперу  Гершвина  в  Казани   принадлежит  директору  театра  Рауфалю  Мухаметзянову.  И  была  поставлена  задача перед  коллективом  театра  создать  именно  концертный  вариант,  но   с обязательным и  непременным  участием  в  главных  партиях  ( Порги,  Бесс, Клара, Кроун, Спортинг Лайф,  Сирина)  певцов  афро-американского  происхождения. Ход  абсолютно  правильный,    только    какими  окажутся  эти   приглашённые артисты? Вот,  пожалуй,  главная  интрига  этой  премьеры. Вместе  с  тем оркестр  и  хор театра, исполнители  вторых  и  третьих  партий (  таких  в  «Порги  и  Бесс» около  пятнадцати) работали  над  сложным   нотным  материалом  почти  год. Ведь  нужно  было  освоить  не  только    партитуру, но и,  что   ещё  важнее,  вжиться  в    эту  стилистику,  язык,  умение    петь  спиричуэл,  коих  в  опере  предостаточно. (Главный  хормейстер  Любовь  Дразнина)

    И  вот  на  6  июля  была  назначена  премьера…  Сказать,  что  интерес  казанской  публики  был  огромным -  это  значит  ничего  не  сказать. Более  того,  некоторые  меломаны  каким-то  образом  пробрались  в  театр  на  генеральный  прогон, что  был  накануне,  имея  уже  на  руках    на  премьеру  билеты, а  их  уже  за  месяц  в  кассе  театра  не  было.

   Обычно,  если  нам  предлагается  концертное  исполнение  оперы,  то     певцы  (так  нас  приучили),     стоят  на  авансцене  перед  оркестром  как  истуканы  с  нотами и  судорожно  смотрят  на  дирижёра. А  вот  на  этот  раз в  Казани  всё   и  все  были  настолько  органичны,  что  я  временами  забывал  о  своём  присутствии  лишь на концертной  версии   «Порги  и  Бесс». Вот  и  думай  в  таком  случае  - не  сильно  ли  преувеличена  сейчас  фигура  режиссёра  в  оперном  театре? Конечно,  те    исполнители  главных  партий,  что  с  помощью  голландского оперного  агентства  «Такт»  были  приглашены  в  Казань  ( это  темнокожие  американцы  Кевин Шорт, Кирстен  Браун, Лестер  Линч, Рональд  Самм,  южно-африканка Нкосазана  Диманде  и уже  упомянутая пуэрториканка  Мельба  Рамос ) по  много  раз  и с  огромным  успехом  на    разных  сценах  мира  пели  эту  оперу. Но  это  не  значит,  что  их  послужной  список  ограничивается  только    оперой  Гершвина. У  каждого  из  них  солидное  вокальное  образование,  в  их  репертуаре  оперы  Моцарта,  Верди,  Пуччини,  Вагнера и  выступления  в  самых  заметных  оперных  театрах мира…   Мне  среди  приглашённых  артистов  даже  трудно  кого-то  выделить  особо. Голосовая  пластика  этих  певцов, их  умение  органично  двигаться,    как  бы   «заводили»  не  только  зал,  но,  как  мне  показалось,  и своих  российских  партнёров  по  сцене. И  даже    случайно  подобранные  проекции  на  театральном  заднике и,  показанные чаще  не  впопад, в  конечном  итоге  не   мешали,  настолько   артисты  в  тот  вечер   увлекли публику  той  драматической  историей,  что  когда-то  гениально  поведали    Джордж  Гершвин и  его  либреттисты  Дюбоз Хейуард  и  Айра  Гершвин.  И  ещё  одни  фрагмент  «Порги  и  Бесс»,  их    дуэт.

Дуэт  Порги  и  Бесс, (Кирстен  Браун  и    Кевин  Шорт.) Оркестр  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  .В  тот  вечер  даже  дирижёр  спектакля, а  это    итальянский  маэстро  Марко  Боэми,  тоже  был  в  какой-то  степени  персонажем  оперы. В  её  финале    Порги  отправляется   в  Нью-Йорк  искать  свою  Бесс,  его  отговаривают  это  делать  Мария  и  Сирина, а  он  им  в  ответ: «Бог  даст, я  найду свою  Бесс, я  на  пути» - поёт  Порги,  он  же  Кевин  Шорт,  хор и  оркестр  Татарского  академического  Театра  оперы  и  балета  п\у  Марко  Боэми. Запись  со  сцены  театра   6  июля 2013  года.  Слушаем!

    Вы  слышите,  как   горячо  принимала  публика      премьеру концертной  версии  оперу  Гершвина  «Порги  и  Бесс» в  Татарском  академическом  театре  оперы  и  балета  имени  Джалиля. А  ещё   театром был  представлен  замечательный  национальный  балет на  музыку  Яруллина  «Шурале» и  гала-концерт с  участием  оркестра  Мариинского  театра  п\у  Валерия  Гергиева. Этим и  завершилась  главная  часть  культурной  программы 27-й  Универсиады  в  Казани. Жаль,  что  вас  не  было с  нами! До  новых  встреч  на  конкурсах,  премьерах и  фестивалях. Ваш  Николай  Рыбинский!

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля