Пресса
09.07.2013
СМИ: "Вечерняя Казань" 09.07.13
"Порги и Бесс" Джоржа Гершвина - один из шедевров оперной музыки ХХ века, услышали казанцы и гости нашего города в день открытия Универсиады.
Несмотря на огромную популярность этой оперы, не каждый театр решится на ее постановку из-за своеобразия ее состава и многих чисто профессиональных сложностей. Но высокий творческий уровень нашего театра известен, пожалуй, во всем музыкальном мире. И на этот раз наш театр оказался на высоте - восторгу публики на премьере не было предела.
Мне однажды повезло - я слушал эту оперу в холодном декабре 1955 года, когда труппа Everimen-opera гастролировала в Ленинграде. Интерес к опере был большой - весь немаленький зал Дворца культуры Ленсовета был заполнен до отказа, что вызвало у меня, помню, даже некоторое удивление - оперные театры Ленинграда в эти годы не заполнялись порой и на половину. Мне трудно описать то свое давнее впечатление - вкусы у меня были сугубо академические, и музыка показалась необычной и даже странной. Впечатление произвело другое - присутствие всей этой оперной труппы на следующий день в зале Малегота на спектакле "Война и мир " Сергея Прокофьева. После закрытия занавеса артисты труппы встали и долго стоя аплодировали исполнителям, что вызвало у меня к ним особую симпатию. Замечу, что остальная публика в зале им не последовала.
С тех пор я "Порги и Бесс" живьем не слушал, хотя чудесная музыка этой оперы все эти годы звучала в ушах.
И вот теперь - Казанская постановка в концертном исполнении.
Все вызывает восторг - великолепные солисты, профессионалы высочайшего уровня, приехавшие к нам из разных стран Европы и Америки, оркестр под управлением маэстро Марко Боэми (Италия) и, конечно же, хор, роль которого в опере настолько значительна, что эту оперу иногда называют балладной или блюзовой оперой. Следует отдать должное замечательной кропотливой работе хормейстера Любови Дразниной, раскрывающей такую непростую хоровую стилистику, далекую от привычных традиционно-оперных решений.
Так о чем же эта уникальная опера, поставленная в далеком Чикаго 78 лет тому назад и чем близка она современному слушателю? Почему так волнует нас судьба маленьких людей бедного негритянского квартала в Кэтфиш-Роу?
Я думаю, прежде всего - это опера о сострадании, об умении человека прожить свою жизнь достойно и о праве человека на счастье, - а мера счастья у каждого своя.
Бедному безногому калеке Порги нужно в жизни только одно - любовь Бесс. Только в Бесс он видит свое счастье. Из-за этого он готов пожертвовать многим и даже пойти на убийство циничного и жестокого своего соперника Крауна. Трогательно и печально кончается опера - безногий калека отправляется на поиски своей Бесс, уехавшей из Кэтфиш-Роу с торговцем наркотиками из Гарлема.
Закончился спектакль, а в памяти остаются замечательные сцены и замечательные исполнители. Нет проходных номеров. Я пробегаю памятью по услышанному и удивляюсь - все цельно и впечатлительно.
Вот поет свою знаменитую колыбельную бедная рыбачка Клара (солистка Мельба Рамос из Австрии). У Клары вроде бы второстепенная роль, но композитор доверяет ей один из основных лейтмотивов оперы. Вот появляется циничный и жестокий Краун. Отдаю должное чрезвычайно выразительному актерскому и вокальному мастерству артиста (Лестер Линч из США), вот пронырливый и коварный Спортинг Лайф, снабжающий жителей квартала наркотиками (обладающий не только великолепным голосом, но и незаурядным актерским обаянием Рональд Самм из Великобритании), чистый и наивный Порги сразу же вызывает симпатии зала (солист из США Кевин Шорт), нежная и безвольная красавица Бесс (блестящая Кристин Пипер Браун, также из США), соседка Порги Мария (очень артистичная Александра Саульская-Шулятьева из Москвы) и колоритнейшая Сирина (Нкосазана Диманте из ЮАР). Сирину в опере я запомнил еще с того, ленинградского спектакля Everiman Opera - та тоже была великолепной: дородной, крупной и красивой.
С удовольствием назову и других исполнителей оперы: они этого достойны: Олег Мачин в роли грузчика Робинса, Юрий Ившин в роли рыбака Джека, Юрий Петров - торговец медом Питер, Светлана Кириллова в роли его жены Лили, Максим Самыхин (Джим), Станислав Щербинин (Нельсон), Марсель Мифтахов (Минго), Айгуль Нургалиева (Энни), Рузиль Гатин (Сыщик), Ильдар Давлетшин (Следователь),
Руслан Закиров (Полисмен).
Но еще и еще раз скажу о хоре, который, в этой опере является воистину главным действующим лицом и исполнителем. Замечательные сцены бури, трогательные спиричуелс и молитвы, помогающие успокоить человека в трудные часы жизни и примирить с действительностью, сложнейшие ансамбли с солистами, хоровые реплики и речитативы - все это прозвучало достойно и, конечно, вызывает большое уважение к проделанной работе. Браво, хор!
Удивительно, что несмотря на концертное исполнение, не было ощущения статики, настолько действенно и захватывающе было все, что происходило на сцене. Безусловно, этому способствовала тонкая и продуманная режиссура народного артиста России Юрия Александрова (Санкт-Петербург) и точное вступительное слово народного артиста РТ Эдуарда Трескина.
Думаю, что для всех присутствующих на этой замечательной премьере услышанное надолго останется в памяти, как самое яркое впечатление музыкальной программы Универсиады, в рамках которой проходит и Международный музыкальный фестиваль "Шаляпин. Нуриев. Казань".
Наконец-то и у нас - "Порги и Бесс". Браво!
Автор: Леонид ЛюбовскийСМИ: "Вечерняя Казань" 09.07.13
"Порги и Бесс" Джоржа Гершвина - один из шедевров оперной музыки ХХ века, услышали казанцы и гости нашего города в день открытия Универсиады.
Несмотря на огромную популярность этой оперы, не каждый театр решится на ее постановку из-за своеобразия ее состава и многих чисто профессиональных сложностей. Но высокий творческий уровень нашего театра известен, пожалуй, во всем музыкальном мире. И на этот раз наш театр оказался на высоте - восторгу публики на премьере не было предела.
Мне однажды повезло - я слушал эту оперу в холодном декабре 1955 года, когда труппа Everimen-opera гастролировала в Ленинграде. Интерес к опере был большой - весь немаленький зал Дворца культуры Ленсовета был заполнен до отказа, что вызвало у меня, помню, даже некоторое удивление - оперные театры Ленинграда в эти годы не заполнялись порой и на половину. Мне трудно описать то свое давнее впечатление - вкусы у меня были сугубо академические, и музыка показалась необычной и даже странной. Впечатление произвело другое - присутствие всей этой оперной труппы на следующий день в зале Малегота на спектакле "Война и мир " Сергея Прокофьева. После закрытия занавеса артисты труппы встали и долго стоя аплодировали исполнителям, что вызвало у меня к ним особую симпатию. Замечу, что остальная публика в зале им не последовала.
С тех пор я "Порги и Бесс" живьем не слушал, хотя чудесная музыка этой оперы все эти годы звучала в ушах.
И вот теперь - Казанская постановка в концертном исполнении.
Все вызывает восторг - великолепные солисты, профессионалы высочайшего уровня, приехавшие к нам из разных стран Европы и Америки, оркестр под управлением маэстро Марко Боэми (Италия) и, конечно же, хор, роль которого в опере настолько значительна, что эту оперу иногда называют балладной или блюзовой оперой. Следует отдать должное замечательной кропотливой работе хормейстера Любови Дразниной, раскрывающей такую непростую хоровую стилистику, далекую от привычных традиционно-оперных решений.
Так о чем же эта уникальная опера, поставленная в далеком Чикаго 78 лет тому назад и чем близка она современному слушателю? Почему так волнует нас судьба маленьких людей бедного негритянского квартала в Кэтфиш-Роу?
Я думаю, прежде всего - это опера о сострадании, об умении человека прожить свою жизнь достойно и о праве человека на счастье, - а мера счастья у каждого своя.
Бедному безногому калеке Порги нужно в жизни только одно - любовь Бесс. Только в Бесс он видит свое счастье. Из-за этого он готов пожертвовать многим и даже пойти на убийство циничного и жестокого своего соперника Крауна. Трогательно и печально кончается опера - безногий калека отправляется на поиски своей Бесс, уехавшей из Кэтфиш-Роу с торговцем наркотиками из Гарлема.
Закончился спектакль, а в памяти остаются замечательные сцены и замечательные исполнители. Нет проходных номеров. Я пробегаю памятью по услышанному и удивляюсь - все цельно и впечатлительно.
Вот поет свою знаменитую колыбельную бедная рыбачка Клара (солистка Мельба Рамос из Австрии). У Клары вроде бы второстепенная роль, но композитор доверяет ей один из основных лейтмотивов оперы. Вот появляется циничный и жестокий Краун. Отдаю должное чрезвычайно выразительному актерскому и вокальному мастерству артиста (Лестер Линч из США), вот пронырливый и коварный Спортинг Лайф, снабжающий жителей квартала наркотиками (обладающий не только великолепным голосом, но и незаурядным актерским обаянием Рональд Самм из Великобритании), чистый и наивный Порги сразу же вызывает симпатии зала (солист из США Кевин Шорт), нежная и безвольная красавица Бесс (блестящая Кристин Пипер Браун, также из США), соседка Порги Мария (очень артистичная Александра Саульская-Шулятьева из Москвы) и колоритнейшая Сирина (Нкосазана Диманте из ЮАР). Сирину в опере я запомнил еще с того, ленинградского спектакля Everiman Opera - та тоже была великолепной: дородной, крупной и красивой.
С удовольствием назову и других исполнителей оперы: они этого достойны: Олег Мачин в роли грузчика Робинса, Юрий Ившин в роли рыбака Джека, Юрий Петров - торговец медом Питер, Светлана Кириллова в роли его жены Лили, Максим Самыхин (Джим), Станислав Щербинин (Нельсон), Марсель Мифтахов (Минго), Айгуль Нургалиева (Энни), Рузиль Гатин (Сыщик), Ильдар Давлетшин (Следователь),
Руслан Закиров (Полисмен).
Но еще и еще раз скажу о хоре, который, в этой опере является воистину главным действующим лицом и исполнителем. Замечательные сцены бури, трогательные спиричуелс и молитвы, помогающие успокоить человека в трудные часы жизни и примирить с действительностью, сложнейшие ансамбли с солистами, хоровые реплики и речитативы - все это прозвучало достойно и, конечно, вызывает большое уважение к проделанной работе. Браво, хор!
Удивительно, что несмотря на концертное исполнение, не было ощущения статики, настолько действенно и захватывающе было все, что происходило на сцене. Безусловно, этому способствовала тонкая и продуманная режиссура народного артиста России Юрия Александрова (Санкт-Петербург) и точное вступительное слово народного артиста РТ Эдуарда Трескина.
Думаю, что для всех присутствующих на этой замечательной премьере услышанное надолго останется в памяти, как самое яркое впечатление музыкальной программы Универсиады, в рамках которой проходит и Международный музыкальный фестиваль "Шаляпин. Нуриев. Казань".