Пресса

09.07.2013

Наконец-то и у нас - "Порги и Бесс". Браво!

Автор: Леонид Любовский
СМИ: "Вечерняя Казань" 09.07.13

"Порги и Бесс" Джоржа Гершвина - один из шедевров оперной музыки ХХ века,  услышали  казанцы  и гости нашего города   в  день открытия  Универсиады. 
Несмотря на огромную популярность этой  оперы,  не каждый театр решится на ее постановку  из-за своеобразия   ее состава и многих чисто профессиональных  сложностей. Но высокий  творческий  уровень нашего театра известен, пожалуй, во всем музыкальном мире.  И на этот раз  наш театр оказался  на высоте - восторгу публики на премьере не было предела.

Мне  однажды повезло - я  слушал эту оперу в холодном декабре 1955 года, когда  труппа  Everimen-opera  гастролировала в Ленинграде.  Интерес к опере был большой - весь немаленький  зал Дворца культуры  Ленсовета  был заполнен до отказа, что вызвало у меня, помню,  даже некоторое удивление  - оперные театры Ленинграда в эти годы  не заполнялись порой  и на половину. Мне трудно описать то свое давнее впечатление - вкусы  у меня были сугубо академические, и  музыка показалась необычной и даже странной. Впечатление произвело другое - присутствие всей этой оперной труппы на следующий день  в зале Малегота на спектакле "Война и мир " Сергея Прокофьева. После закрытия  занавеса  артисты труппы встали и долго стоя  аплодировали исполнителям, что вызвало у меня к ним особую симпатию. Замечу, что остальная публика в зале им не последовала.
С тех пор я  "Порги и Бесс"   живьем не слушал, хотя чудесная  музыка  этой оперы все эти годы  звучала  в  ушах.

И вот теперь - Казанская постановка в концертном исполнении.
Все вызывает восторг - великолепные солисты, профессионалы высочайшего уровня, приехавшие к нам из разных стран Европы и Америки, оркестр под управлением маэстро Марко Боэми (Италия) и,  конечно же,  хор,  роль которого в опере настолько значительна,  что эту оперу иногда  называют  балладной или блюзовой  оперой. Следует отдать должное замечательной кропотливой  работе  хормейстера Любови Дразниной,  раскрывающей  такую  непростую хоровую стилистику, далекую от привычных традиционно-оперных решений.
Так о чем же эта  уникальная опера, поставленная  в далеком Чикаго 78 лет  тому назад  и чем близка она современному слушателю? Почему так волнует нас судьба  маленьких  людей бедного негритянского квартала в Кэтфиш-Роу?
Я думаю, прежде всего - это опера о сострадании, об умении человека прожить свою жизнь достойно и о праве человека на счастье,  - а мера счастья  у каждого своя.
Бедному безногому калеке Порги нужно в жизни только одно - любовь Бесс. Только в  Бесс он видит свое счастье.  Из-за  этого он готов пожертвовать многим и даже пойти на убийство циничного и жестокого своего соперника Крауна. Трогательно и печально кончается опера - безногий калека отправляется на поиски своей  Бесс,  уехавшей из Кэтфиш-Роу с торговцем наркотиками из Гарлема.
Закончился спектакль, а в памяти остаются замечательные сцены и замечательные  исполнители. Нет проходных номеров. Я пробегаю памятью по услышанному и удивляюсь - все цельно и впечатлительно.
Вот поет свою знаменитую колыбельную бедная рыбачка Клара (солистка  Мельба Рамос из Австрии). У Клары  вроде бы второстепенная роль, но композитор доверяет ей  один из основных лейтмотивов оперы.  Вот появляется циничный и жестокий Краун. Отдаю должное чрезвычайно выразительному актерскому и вокальному мастерству  артиста (Лестер Линч из США), вот пронырливый и коварный Спортинг Лайф, снабжающий жителей квартала наркотиками (обладающий не только великолепным  голосом, но и незаурядным  актерским обаянием Рональд Самм  из Великобритании), чистый и наивный Порги сразу же вызывает симпатии зала (солист из США Кевин Шорт), нежная и  безвольная красавица  Бесс (блестящая Кристин Пипер Браун, также из США), соседка Порги Мария (очень артистичная Александра Саульская-Шулятьева из Москвы) и  колоритнейшая  Сирина (Нкосазана  Диманте из ЮАР). Сирину в опере я запомнил  еще с того, ленинградского спектакля  Everiman Opera  -  та тоже  была великолепной: дородной, крупной  и красивой.
С удовольствием назову  и других исполнителей оперы: они этого достойны: Олег Мачин в роли грузчика Робинса, Юрий Ившин в роли рыбака Джека, Юрий Петров - торговец медом Питер, Светлана Кириллова в роли его жены Лили, Максим Самыхин (Джим), Станислав Щербинин (Нельсон), Марсель Мифтахов (Минго), Айгуль Нургалиева (Энни), Рузиль Гатин (Сыщик), Ильдар Давлетшин (Следователь),
Руслан Закиров (Полисмен).
Но еще и еще раз скажу о хоре, который,  в этой опере является  воистину главным  действующим лицом и исполнителем. Замечательные сцены бури, трогательные спиричуелс и  молитвы, помогающие успокоить человека в трудные часы  жизни и примирить с действительностью,  сложнейшие ансамбли с солистами,  хоровые  реплики  и речитативы - все это прозвучало достойно и, конечно,  вызывает большое уважение к проделанной работе.  Браво, хор!
Удивительно,  что  несмотря на концертное исполнение, не было ощущения статики, настолько действенно и захватывающе было все, что происходило на сцене. Безусловно, этому способствовала  тонкая и продуманная  режиссура народного артиста России  Юрия Александрова (Санкт-Петербург) и точное  вступительное слово народного артиста РТ Эдуарда Трескина.
Думаю, что для  всех присутствующих на  этой замечательной премьере услышанное надолго останется в памяти, как самое яркое впечатление музыкальной программы Универсиады, в рамках которой проходит и Международный музыкальный фестиваль "Шаляпин. Нуриев. Казань".

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля