Пресса

15.03.2013

Треть века из жизни казанской оперы

Автор: Яна Зинатуллина
СМИ: Журнал «Татарстан»№3 (март 2013)

В Казани завершился XXXI Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.

За треть века Шаляпинский форум стал одним из самых ожидаемых культурных событий республики. Фестиваль любим публикой и прочно ассоциируется с оперным искусством не только у казанцев, но и у меломанов всей России: в столицу Татарстана съезжаются и театральные критики, и любители музыки из других городов. В мировом профессиональном сообществе о старейшем российском оперном форуме, проводимом на родине Шаляпина, тоже наслышаны. По крайней мере, фестивальному кастинг-менеджеру, выискивающему солистов по всему миру, объяснять зарубежным певцам о том, где находится Казань и что такое Шаляпинский, уже не приходится.

В программе - только шедевры
Фестиваль, созданный в начале 1980-х, в хорошем смысле традиционен и в чем-то даже консервативен. Его программу на протяжении десятилетий неизменно составляют 25-30 шедевров мирового музыкального театра, знать о которых полагается каждому образованному человеку. Специфические и раритетные вещи лишь изредка попадают в афишу, играя роль пикантной «приправы» к программе. Логика проста: театр оперы и балета в республике один, каждая постановка в музыкальном театре обходится в разы дороже, чем в драматическом. Поэтому отбор произведений должен быть очень строгим — в отсутствие альтернативы нельзя лишать зрителя возможности встретиться с признанными шедеврами оперного репертуара. Кроме того, как неоднократно справедливо подчеркивал директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов, репертуар музыкальных театров во всем мире базируется на классическом наследии. Что ни говори, расцвет оперы приходится на XVIII-XIX века: именно в творчестве Моцарта, Верди, Пуччини, Чайковского и их современников развитие оперного жанра достигло кульминации, а все созданное и создаваемое после них – как правило, либо усложнение классической модели (что только затрудняет ее восприятие), либо подражание лучшим образцам прошлого.
В репертуар нынешнего Шаляпинского фестиваля вошли восемь популярнейших опер: «Аида», «Риголетто» и «Травиата» Верди, «Турандот» и «Ма¬дам Баттерфляй» Пуччини, «Кармен» Визе, «Евгений Онегин» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского. Особняком в программе стояли два названия: «Любовь поэта» Ахияровой — спектакль, созданный в 2006 году и на данный момент идущий только в Казани, а также «Дон Кихот» Массне — редко исполняемая опера, привезенная и представленная коллективом Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева.
Не имея возможности подробно остановиться на каждом из фестивальных вечеров, отметим лишь, что все спектакли прошли на высоком уровне. Впрочем, добротность и профессионализм постановок, а также тщательный подход к выбору исполнителей, режиссеров и дирижеров — это часть «фирменного стиля» Татарского оперного театра, еще в конце 1980-х годов перешедшего на зарубежную систему контрактов и кастинга, дабы обеспечить здоровую конкуренцию и возможность привлечь в Казань лучших российских и зарубежных специалистов.

Искусство стилизации и мастерство акцента

Из всех фестивальных представлений автор этих строк выделил для себя несколько наиболее ярких постановок, ставших основными «точками напряжения», доминантами программы. Это премьерная «Аида», два потрясающих пуччиниевских шедевра «Мадам Баттерфляй» и «Турандот», национальная опера «Любовь поэта» и «Борис Годунов» Мусоргского. Еще раз подчеркну, что выбор этот субъективный, ведь в музыкальном театре предугадать впечатление от того или иного спектакля невозможно: опера «создается» у зрителя на глазах как результат коллективного усилия, который в немалой степени зависит от деталей, нюансов трактовки. А на конечное впечатление каждого слушателя оказывают влияние вкус, культурный багаж и даже сиюминутное настроение человека.
Программу форума открыла премьера оперы Джузеппе Верди «Аида». Постановка, осуществленная в год 200-летнего юбилея знаменитого итальянского композитора, выдержана в традиционном ключе. Монументальные декорации переносят зрителя в Древний Египет — такой, каким мы, живущие спустя пять тысячелетий, можем себе его представить. В оформлении сцены (художник Виктор Герасименко) преобладают преимущественно золотой и черный — цвета песков пустыни и плодородной почвы нильской долины. Стилизацию дополняют иероглифы на стенах и богато декорированные костюмы актеров. Но для постановщиков, как и для композитора, Древний Египет служит лишь обрамлением внутренней драмы героев — впрочем, обрамлением подробным и впечатляющим.
Сюжет оперы разворачивается в двух планах: драматический «макрокосм» — борьба египтян с эфиопами, а «микрокосм» — любовный треугольник дочери фараона Амнерис, полководца Радамеса и пленной эфиопской царевны Аиды, волею судьбы ставшей рабыней Амнерис. Вторая линия, очевидно, была интереснее и ближе как режиссеру-постановщику Юрию Александрову, так и музыкальному руководителю и дирижеру Марко Боэми, раскрывшему в партитуре Верди множество лирических, камерных фрагментов. Образы трех центральных героев, в отличие от безынициативного народа или статуарных вершителей судеб — Фараона и Верховного жреца, показаны живо и ярко. Картины с участием главных действующих лиц, особенно последний дуэт Радамеса и Аиды, а также сцена Амнерис с жрецами, оставляют сильное впечатление. Отличные вокальные и актерские работы Екатерины Шиманович и Оксаны Крамаревой (Аида), Ахмеда Агади (Радамес) и Юлии Герцевой (Амнерис) уравновешивают «тяжеловесность» массовых и танцевальных сцен, в результате чего опера смотрится и слушается довольно цельно.

Война миров на казанской сцене

Еще более виртуозно картина личной драмы, развивающейся на фоне общественных потрясений,развернута режиссером Михаилом Панджавидзе в опере «Турандот» Джакомо Пуччини. Опера была поставлена в сентябре 2012 года и впервые попала в программу Шаляпинского фестиваля. Сценически решенная, как и «Аида», в монументальном ключе (роскошные декорации, обилие массовых сцен и фортиссимо в оркестре), «Турандот» благодаря мастерски расставленным акцентам не оставляет и толики впечатления тяжеловесности и затянутости. Режиссер, отказавшись от идеи счастливого финала — свадьбы жестокой Турандот и находчивого Калафа, завершает действие оперы там, где прерывается оригинальная музыка Пуччини, — сценой смерти рабыни Лиу. «Тихий» финал оставляет послевкусие «незавершенной завершенности» — вроде бы и Калаф не достиг власти, которой так желал, и Турандот не переродилась из мужененавистницы в любящую жену, а все равно произошло что-то важное. Акт самопожертвования Лиу обескуражил и потряс народ, живущий в кошмаре постоянных казней: инстинкт самосохранения отступил перед парадигмой христианской любви...
Самопожертвование юной гейши Чио-Чио-сан, героини оперы «Мадам Баттерфляй», — несколько другого плана. Девушка сводит счеты с жизнью не столько из-за неразделенной любви, сколько из-за антагонизма восточного радиционализма и западного «разумного» подхода к жизни. Столкновение двух противоположных моделей мира, двух мировоззрений вызывает множество как эмоций, так и философских размышлений. Так что камерный спектакль о любви и смерти Чио-Чио-сан, роль которой исполнила очаровательная Сишенг И (Китай — Германия), оставил сильнейшее впечатление.

Трактовки и награды от души и по-царски
13 февраля, в день 140-летия со дня рождения Федора Шаляпина, в рамках фестиваля была представлена опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Спектакль впечатлил очень яркой работой баса Михаила Казакова, для которого роль царя Бориса, как и некогда для Шаляпина, стала важной вехой творческого пути. Идеально проработанный образ, осмысление каждого жеста, взгляда, шага, невероятная правдоподобность в сценах сумасшествия и смерти — все это делает трактовку Михаила Казакова яркой и уникальной. Не побоюсь сказать, что Борис Годунов в исполнении Казакова — это настоящее явление. Артист удивительным образом «держит» нерв драмы и несет зрителю свой, продуманный и пережитый, актерский посыл.
Опера  Резеды Ахияровой  «Любовь поэта» была написана по заказу театра оперы и балета и поставлена в 2006 году. Эта яркая постановка — отличный образец того, как должен выглядеть современный национальный оперный спектакль. Разнообразие сценических планов, сквозное развитие и плавный переход от картины к картине, мелодичные арии и дуэты, отличная оркестровка и превосходный подбор исполнителей делают спектакль интересным как для меломанов и взыскательных профессиональных критиков, так и для неискушенного зрителя. Стоит напомнить, что главные партии исполнили приглашенные певцы из Санкт-Пе¬тербурга, Москвы и Уфы — Ахмед Агади, Альфия Каримова, Евгений Уланов, Нурлан Бекмухамбетов, а за дирижерским пультом выступил маэстро из Италии Марко Боэми.
Надо отметить: несмотря на то, что на сцене Татарского театра оперы и балета национальные спектакли ставятся нечасто,  каждая из подобных постановок становится заметным событием культурной жизни Казани, а то и всей России. Из трех национальных спектаклей, поставленных за последние восемь лет, все три были удостоены государственных и общественных наград. Балет «Сказание о Йусуфе» получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства, опера «Любовь поэта» — Национальную театральную премию России «Золотая маска», опера «Джалиль» — Республиканскую теа¬тральную премию «Тантана».
Завершением XXXI Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина стали концерты Академии молодых певцов Мариинского театра, а также премьера оперы Массне «Дон Кихот» в исполнении солистов, хора и оркестра этого прославленного творческого коллектива. Есть надежда, что приглашение целой труппы (причем не только из России, но, возможно, и из Европы) и включение в программу «гостевого» спектакля со временем станет традицией Шаляпинского фестиваля, новым вектором развития оперного форума.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля