Пресса

19.05.2013

Николай Цискаридзе: «Раз Нуриевский фестиваль существует в Казани 26 лет, значит, это кому-то надо»

Автор: Татьяна Мамаева
СМИ: Бизнес онлайн

ИЗВЕСТНЫЙ ТАНЦОР СЧИТАЕТ, ЧТО УЧАСТНИКИ СКАНДАЛЬНОЙ ИСТОРИИ С СОЛИСТОМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА СЕРГЕЕМ ФИЛИНЫМ ПОПРОСТУ ПИАРЯТСЯ НА ЕГО ИМЕНИ

Премьер балета Большого театра, звезда российского шоу-бизнеса Николай Цискаридзе в этом году впервые принял участие в Нуриевском фестивале. О том, кто препятствовал его приезду на этот праздник балета раньше, как отличить честный телевизионный проект от нечестного, о своей работе в президентском совете по культуре и спектаклях-однодневках он рассказал в интервью газете «БИЗНЕС Online» и заодно объяснил, почему он не может жить на своей родине – в Тбилиси.

«НИКОМУ НИКОГДА НЕ НАВЯЗЫВАЮСЬ»

- Николай Максимович, как вы относитесь к фестивалям, проходящим в регионах?

- Какая разница, где проходит фестиваль? Он же делается для чего-то. Для пробуждения интереса, например. А в регионах это, по-моему, такое событие значимое – приезжают артисты из разных стран, привлекают внимание к тому жанру, в котором проходит фестиваль. И это очень большое подспорье для местных театров, потому что имеет влияние на зрительский вкус и кругозор, потому что не всегда же публика должна смотреть «Кривое зеркало» и иже с ним. Иногда же люди должны видеть и классическое искусство. Раз фестиваль существует в Казани 26 лет, значит, это кому-то надо.

- Почему за 26 лет существования Нуриевского фестиваля вы в качестве участника впервые на него приехали?

- Среди организаторов фестиваля есть такая дама – Наталья Садовская. Она когда-то сказала, что пока она жива, я на Нуриевский фестиваль не приеду. Она, слава Богу, жива, но я все-таки в этом году был приглашен на фестиваль и приехал.

- За что же она вас так невзлюбила?

- Несколько лет назад был такой смешной случай. Будучи молодым артистом, я готовил партию в балете «Жизель». Я очень долго ждал шанса попасть в этот спектакль, потому что в те годы в Большом театре очень сложно давали новые роли, тем более партия в «Жизели», ее не давали каждому второму. Но вот сочли возможным мне ее дать, потому что у меня уже было много партий, и я созрел для «Жизели». К этому времени я уже пять лет был солистом.

И вот я готовлю этот спектакль, моя премьера должна состояться 22 мая, и мне звонит эта дама и говорит, что она меня приглашает в Казань танцевать то ли 20 мая, то ли 21. Я сказал, что не могу, потому что у меня «Жизель», я готовлюсь, я очень долго ждал этой партии и не могу никуда сейчас поехать. Она мне говорит следующее: «Коля, ну что такое «Жизель»? Ну, выйдете, цветы положите, два раза прыгните, а я вас в Казань приглашаю». Меня это удивило – она ведь бывшая артистка балета. Мне кажется, человек должен понимать, что такое «Жизель» для танцовщика. Это было, конечно, смешно, но после моего отказа было заявлено, что в Казани мне не танцевать.

- Но лед тронулся, и вы приехали.

- Я приезжал сюда и раньше (с «Русскими сезонами»), и тогда мне уже задавали вопросы, почему я не приезжаю на Нуриевский фестиваль. Один из журналистов рассказал мне про это заявление. Я ответил, что не знаю, что сказать, и не знаю, кто от этого больше страдает – я или казанский зритель. Я никогда себя никому не навязываю, ну не хотели – так не хотели. Пригласили – приехал.

«УЧАСТВУЮ ТОЛЬКО В ЧЕСТНЫХ ПРОЕКТАХ»

- Поскольку вы коснулись темы «Кривого зеркала» и прочего…

- Я не говорю, что я это не люблю, я как раз часто посещаю концерты поп-музыки, просто у этого жанра всегда больше зрителей, чем у классики.

- Я хотела спросить вас о телевидении, вы часто принимаете участие в телевизионных проектах.

- Я участвую там, где честно.

- А как вы определяете, где честно, а где нет?

- Ну, я же все-таки работаю на телевидении не первый день. Я знаю заранее, где куплено и где проплачено, это видно по организации работы. Могу вам сказать, что за 7 сезонов «Танцев со звездами» – все было честно. По крайней мере, за кого голосовали зрители – те и выиграли.

- Насколько целесообразно звездам участвовать в таких проектах?

- А почему нет? Это же хорошая разрядка. Главное, что нам удалось сделать после «Танцев со звездами» и «Танцев на льду», – мы подняли колоссальный интерес к бальным танцам и фигурному катанию, открылось огромное количество катков, секций бальных танцев, которые были закрыты в тяжелые 90-ые годы. Ведь даже в Москве катки закрывались, на их месте делали мебельные склады, магазины и так далее. Этим программам надо поставить памятник, они многое сдвинули с мертвой точки. Поверьте мне, человек будет более здоров и в лучшей форме, если он будет ходить на бальные танцы, а не йоги, шейпинги и Бог знает что. Это первое. Второй момент, я знаю, что многие из участников «Танцев со звездами», даже если они не дошли до финала, сейчас берут уроки танцев, занимаются, и им это очень нравится. Это очень важно, когда вы на дне рождения или на банкете не будете просто топтаться на месте, а сможете красиво потанцевать. Это же замечательно. Другое дело, что для меня это неприемлемо, я в жизни и не хочу танцевать. Думаю, что многие мои коллеги меня поймут.

- Ну а чем бы альтернативным вы хотели заниматься в жизни?

- Ничем. Я уже много раз говорил об этом и повторюсь: если бы у меня были состоятельные родители, я бы никогда и нигде не работал.

- А что бы вы делали?

- В мире столько интересного! Стал бы смотреть, ездить, изучать. Для себя. Но ни в коем случае не работать.

«НАДО ВСЕ СПЕКТАКЛИ НАЗЫВАТЬ «ЛЕБЕДИНЫМ ОЗЕРОМ»

- Вы член совета по культуре при президенте РФ. В чем заключаются ваши функции?

- Да ни в чем. Собираемся мы достаточно редко, хотя я на одном из заседаний выступал и высказал свое мнение. Не знаю, было ли оно услышано, но, по крайней мере, я это делал честно и говорил то, в чем был уверен. В стране в области культуры много проблем, это ни для кого не секрет. Надо принимать много законов, поддерживающих и образование в сфере искусства, и театры. Мне удалось поставить вопрос, правда, пока он не решен, об отсрочке от армии для музыкантов и артистов балета. Второй вопрос, о котором я говорил, – это зарплаты педагогов, работающих в государственных учебных заведениях. Потому что в муниципальных учебных заведениях зарплаты выше, там есть муниципальные доплаты. А с государственными учебными заведениями это большая проблема, ставки там не очень высокие, и я это озвучил. Дальше, к сожалению, это не от меня зависит.

- Как вы полагаете, сейчас в театрах нет крена в сторону модерн-балета?

- Это просто легче! Знаете, всегда есть люди, которые говорят, что надо обновить репертуар, ведь ваши коллеги-журналисты от незнания проблемы пишут чушь в таком количестве! Иногда, когда читаешь, приходишь в ужас. Но зритель все равно хочет «Лебединое озеро» и «Баядерку», хоть тресни. Кассу делает «Лебединое озеро». Как сказал Джордж Баланчин, каждый балет надо называть «Лебединое озеро», и в театрах всегда будет аншлаг. Это правда. Но в какой-то момент артистам становится скучно это танцевать, потому что это безумно сложно, но когда ты делаешь это много лет подряд – это давит на психику. Но с другой стороны, без этого мы существовать не можем, это и называется балетом. Я не представляю, чтобы в музеях заколачивали залы с Микеланджело и Веласкесом и завешивали их работы картинами сегодняшних мастеров. Это было бы глупостью, потому что сегодня мы хотим видеть настоящее искусство, а классика – это вещь проверенная. Сейчас, за последние годы, выдали кучу театральных премий. Появился спектакль, все кричат: «Гениально!», – дают премии. Но спектакль проходит три раза, и его снимают. Его уже никогда не увидит публика. Но деньги получены, освоены, «Золотая маска» получена, а толку никакого.

- Почему Большой театр, где вы служите верой и правдой, в последнее время стал ньюсмейкером скандалов?

- Знаете, людям свойственно скандалить, а другим – на этом делать деньги и карьеру. Но Ходжа Насреддин сказал: «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Большой театр до этого стоял и еще лет триста простоит, в этом я уверен. Пройдет это время, оно пройдет, я в этом уверен, оно закончится.

- Как я поняла, вы бунтарь? Ведь вы выступили против того, что получилось в театре после реконструкции здания.

- Я не выступил, я просто сказал свое мнение. Но моя фамилия – она на слуху. Я не виноват, что люди хотят слышать меня. Ко мне подходили люди на улице и благодарили меня за то, что я сказал. Как говорила мой педагог Марина Семенова, публику не обманешь. Опять-таки это та самая «золотая маска», которой мы хотим прикрыть не очень удачное произведение.

- У вас никогда не было желания вернуться на вашу историческую родину - в Грузию?

- Я не знаю тот режим, я никогда не жил в такой Грузии. Я родился во времена Советского Союза и переехал в Москву еще при СССР. Я не жил в той стране, для меня это чужая страна. Мне есть куда возвращаться, у меня есть в Грузии квартира, знакомые, но мне не к чему возвращаться, у меня менталитет не тбилисский. Абсолютно. Я москвич по своему воспитанию.

- Как вы полагаете, чем закончится история с Сергеем Филиным?

- Не знаю, мне это абсолютно неинтересно. Все, что происходит в последнее время, мне кажется, это уже фарс. И к тому же в последние месяцы все время упоминают мою фамилию, и мне кажется, что на моей фамилии пиарятся. Никто не читает эти новости, они никому не интересны, но, используя мою фамилию, к ним привлекают внимание. Смешно.

- Какие-то контакты с казанским театром теперь будут налажены?

- Не знаю, это не от меня зависит. Меня его директор приглашал много раз. Хотя чем я меньше двигаюсь, тем мне больше нравится.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля