Пресса

«Спартак» – чемпион! В области балета

Автор: Татьяна Мамаева
СМИ: Бизнес онлайн

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ РАССКАЗАЛ, ЧТО ОБНАРУЖИЛИ В ЧЕМОДАНЕ НУРИЕВА ПОСЛЕ ЕГО ПОБЕГА

Супераншлагом открылся вчера международный фестиваль классического балета им. Нуриева, который проходит в Казани, на сцене ТГАТ оперы и балета им. Джалиля в 26-й раз. Перед началом спектакля, а в вечер открытия давали «Спартака» Арама Хачатуряна, публику ждал сюрприз. На открытии фестиваля побывала корреспондент «БИЗНЕС Online».

БАЛЕТ И ДИПЛОМАТИЯ
«Спартак», хотя в этом балете никогда не танцевал Рудольф Нуриев, чье имя носит фестиваль, был выбран неслучайно. В апреле завершился беспрецедентный гастрольный тур - казанский «Спартак» прошел на самых престижных сценах Нидерландов 16 раз подряд. Своего рода рекорд. Отметим, что казанские танцоры приехали в Голландию по приглашению и стали единственной балетной труппой, которую попросили участвовать в праздновании 400-летия установления дипломатических отношений между Россией и Нидерландами. Спектакли проходили при аншлагах…

И первым спектаклем казанского фестиваля, когда нужно задать верный тон и взять определенную планку, естественно, стал именно балет на музыку Арама Хачатуряна, но по оригинальному либретто хореографа из Санкт-Петербурга Георгия Ковтуна.
Билеты на Нуриевский фестиваль в этом году разлетелись всего за один день, кассу буквально осаждали балетоманы, поэтому вчера задолго до начала спектакля перед входом в театр можно было заметить толпу народа, жаждущего купить лишний билетик. Но везло немногим.
В фойе театра разместилась выставка, посвященная Нуриеву, – фестиваль этого года посвящен его 75-летию. Традиционно играл струнный квартет, но публика штурмовала буфеты – многие, придя в театр прямо с работы, хотели перекусить перед началом спектакля. В силу этого даже после третьего звонка в зал не спешили, и спектакль начался на 15 минут позже.

«ОН НЕ ТАНЦЕВАЛ В «СПАРТАКЕ», НО МОГ БЫ»
Оркестр, а им дирижировал маэстро национального оперного театра из Еревана Карен Дургарян, сыграл мажорное вступление. Отметим, что Дургарян вел музыкантов очень экспрессивно, и так было на протяжении всего спектакля, что соответствовало замыслу композитора. Занавес еще был закрыт, но на сцену вышел балетный критик, профессор Сергей Коробков – один из самых профессиональный людей в области теории балета.

- Конечно, проще было бы выбрать для начала фестиваля балет, в котором блистал Рудольф Нуриев, - обратился Коробков к публике. - Но в афишу был поставлен «Спартак», в котором он не танцевал. Но мог бы, потому что «Спартак» – это спектакль о свободе. А Нуриев очень любил свободу, именно ради нее он совершил свой знаменитый прыжок в парижском аэропорту в 1963 году. Он всю жизнь отстаивал право человека быть свободным, а художника – вольным.

А дальше критик начал интриговать зрителей, говоря о том, что сейчас на эту сцену выйдет человек, который так же, как и Нуриев, составил славу российского балета, что человек этот одновременно с Нуриевым начал выступать на сцене, но только Большого театра, что он вошел во все балетные энциклопедии мира… В зале стояла мертвая тишина, которая взорвалась шквалом аплодисментов, когда Коробков назвал имя: «Владимир Васильев!» И из-за занавеса появился улыбающийся и элегантный танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев – почетный гость фестиваля, друг Нуриева. Он давно уже сотрудничает с казанским оперным театром, и на фестивальной афише стоит балет Гаврилина «Анюта» в его постановке.

- Рудик называл себя «романтическим танцовщиком», но он был разный, - поделился воспоминаниями Васильев. - Мы познакомились в 1958 году в Москве, на смотре хореографических училищ страны, где мы выступали с Екатериной Максимовой. Если бы вы знали, что творилось тогда в зале Чайковского, когда Нуриев делал свои знаменитые вариации из «Корсара»! Мы все находились во власти его обаяния. Нуриев жил только сценой, когда он остался в Париже, а его чемодан улетел в Лондон, после того, как его там вскрыли, выяснилось, что он заполнен тканями. Нуриев покупал их для своих костюмов.
Было видно, что Владимир Виктрович находится в хорошем расположении духа, он шутил и балагурил, и когда Коробков попросил его объявить спонсоров фестиваля сделал это с удовольствием: «Что бы мы делали без спонсоров? Спонсорам благодарен оркестр, дирекция театра, артисты балета. Мы их любим за то, что они любят благородное искусство музыкального театра».

«ПОЧЕМУ ОНИ НЕ В СПАРТАКОВСКОЙ ФОРМЕ?»
Казанский «Спартак» идет в оригинальной хореографии Ковтуна и для него написано специальное либретто, не имеющее ничего общего с идеализированным романом Рафаэлло Джованьоли. Казанский «Спартак» – это история двух братьев, рожденных матерью-волчицей. Это история борьбы за любовь и за власть. И, естественно, за свободу. Разумеется, хореография Ковтуна, как всегда у этого неординарного балетмейстера, смела и изобретательна, фантазия – безгранична. Например, в балете участвует хор нашего оперного театра, который исполняет песнопения на латыни. В первый фестивальный вечер на сцене блистали исполнитель партии Спартака Михаил Тимаев и восходящая этуаль татарстанского балета Кристина Андреева – безупречно техничные и артистичные. Впрочем, их партнеры тоже были хороши, а отдельно стоит заметить кордебалет и оценить чистоту и синхронность его линий.
В антракте балета, когда публика традиционно устремилась в фойе, чтобы под бокал шампанского послушать скрипку Захара Штейнберга, появилась возможность поинтересоваться у зрителей, не смущает ли их кардинально переписанное либретто. Оказалось, что нет. А ведущий артист театра им. Камала, народный артист России и Татарстана Равиль Шарафеев и вовсе признался, что это единственный вариант: «Да я как-то спокойно отнесся. Я вообще балет «Спартак» никогда не смотрел, сегодня присутствую на нем в первый раз, так что прежнего сюжета и вовсе не знаю. Хороший балет получился, артисты танцуют азартно, зажигательно, смотрю с удовольствием».

Правда, кое-кто из публики явно соотносил балет Хачатуряна с известным спортивным клубом и сетовал по поводу отсутствия на артистах красно-белой клубной формы. Но таких балетоманов со спортивным уклоном было меньшинство.
Что до Васильева, который уже улетел в Москву сегодня утром, то к разочарованию его поклонников он в зрительный зал так и не вышел, проведя оба акта балета в ложе директора театра. Им было что обсудить – дирекция театра собирается пригласить мэтра на постановку балета «Таня», который на музыку Петра Чайковского написал Михаил Плетнев. Кроме того, в Казани были бы не против поручить известному хореографу постановку оперы Джузеппе Верди «Травиата».

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля