Пресса

12.05.2013

Владимир Яковлев: «Рудольф Нуриев всегда называл себя татарином»

Автор: Татьяна Мамаева
СМИ: Бизнес онлайн

ПРИЕХАВ В КАЗАНЬ, ВЕЛИКИЙ ТАНЦОВЩИК ИСКАЛ ГЛАЗАМИ НА ПЕРРОНЕ СОТРУДНИКОВ КГБ

Через два дня Казань на две недели станет балетной столицей страны – 14 мая открывается международный фестиваль классического балета им. Нуриева. Какие сюрпризы он готовит балетоманам, чем в театре вспоминают человека, чье имя носит наш балетный фест, и нужен ли в Казани памятник Нуриеву – об этом шел разговор художественного руководителя балетной труппы Владимира Яковлева и корреспондента «БИЗНЕС Online».

«ПУСТЬ СОХРАНИТСЯ ИНТРИГА»

- Владимир Алексеевич, фестиваль проходит уже в 26-й раз, чем будете удивлять в этом году?


- Принципиально наш фестиваль не может отличаться, потому что его концепция заложена в его названии – это фестиваль классического балета. В основе лежит классический репертуар, хотя есть и спектакли в современной хореографии, которые идут только на нашей сцене. Упор на классическую хореографию сделан еще и потому, что мы имеем возможность приглашать актеров из других театров. В «Лебедином озере», в «Корсаре», в «Жизели», в «Баядерке» можно будет увидеть приглашенных солистов. Наша основная задача – познакомить публику с актерами, которые сейчас находятся на балетном Олимпе. Но мы приглашаем на фестиваль и молодых танцовщиков, которых наша публика еще не видела, таким образом открывая новые имена. Но все же особенность на нынешнем фестивале будет – у нас впервые принимает участие Московская академия танца.

- Что она покажет?

- Перед публикой выступят ученики - будущие звезды. Проект называется «Классика и современность», публика увидит классические номера и современный балет в постановке Начо Дуто, он поставлен специально для этой академии. Пока я не скажу, что это за балет – пусть будет интрига. Думаю, публике будет интересен этот проект. Сегодня мы видим ученика, а завтра он уже звезда. И мы сможем ее пригласить участвовать в наших спектаклях.

- Мы увидим на фестивале исполнителей, которых еще не видели в Казани?

- Безусловно. Например, из Мариинского театра приезжает очень интересный солист, кореец по национальности, он недавно взял гран-при конкурса «Арабеск». Впервые на фестивале выступят солисты английского балета. Впервые в фестивале принимает участие премьер Большого театра Николай Цискаридзе, который в особых представлениях не нуждается. Он выступит в «Жизели» вместе со своей ученицей Анжелиной Воронцовой, она тоже впервые на нашем фестивале. Еще один дебютант фестиваля – солист Большого театра Геннадий Янин, мы увидим его в партии Модеста в «Анюте».

- Запланированы премьеры партий для наших солистов?

- В «Даме с камелиями» танцуют наши солисты, но будет и премьера – в главной партии впервые выступит наша Кристина Андреева. В гала-концерте тоже будут сюрпризы – выступит, например, «Гарлем-балет», в котором танцуют афроамериканские артисты.

- О гала-концерте хотелось бы услышать подробнее.

- Его ставит хореограф из Санкт-Петербурга Александр Полубенцев, программа как раз посвящена Рудольфу Нуриеву. Об остальном пока говорить не будем, пусть останется интрига.

«НАМ ПРЕДСТОИТ ДВЕ НЕДЕЛИ СТРЕССА»

- Насколько вообще реален приезд Цискаридзе, не будет замены?

- Форс-мажор возможен на любом фестивале. Пока солист не вошел в мой кабинет и не поздоровался, я буду сомневаться. Может заболеть, получить травму. Все две недели фестиваля для нас, организаторов, это сплошной стресс.

- Поскольку фестиваль в этом году посвящен 75-летию со дня рождении Рудольфа Нуриева, как я понимаю, упор сделан на его репертуар?

- Не совсем. В «Шурале» он, например, не танцевал, как и в тех балетах, что идут в нашем театре в нашей хореографии. Но весь классический репертуар, что стоит на фестивальной афише, Нуриев, конечно же, исполнял. У нас на фестивале стоит «Корсар», хочу напомнить, что широкая публика как раз узнала о Нуриеве после его исполнения партии Али.

- В качестве гостей на фестивале будут какие-то суперзвезды?

- Ведутся переговоры с Владимиром Васильевым, точнее пока сказать не могу. Точно уже можно сказать, что приедет целая гвардия балетных критиков.

«НАШ «СПАРТАК» ВЫЗВАЛ В ЕВРОПЕ ШОК»

- Балетная труппа только что вернулась с гастролей, в Европу возили балет «Спартак», проект был беспрецедентный, хотелось бы о нем немного услышать.
- Проект был сложный, но почему мы за него взялись? Все театры возят в Европу классический репертуар, мы не исключение. Мы везем традиционно «Лебединое озеро», «Баядерку», «Жизель», «Спящую красавицу» и тому подобное. Хотя мы иногда отступали от традиции и возили на гастроли, например, «Пер Гюнта» или «Даму с камелиями». Но «Спартак» - это совершенно другой пласт балета. Нас хорошо знают в Голландии, есть зрители, которые бывают на наших спектаклях из года в год. Но когда они увидели нашего «Спартака» - это для них был шок. Потому что они не ожидали увидеть такой монументальный и помпезный спектакль. Потом либретто – оно совершенно другое. Видеопроекция, открытые хоровые купюры, хор – одно из действующих лиц, они, по сути, работают, как артисты балета, даже технические цеха заняты в спектакле. Конечно, для публики это была новая страница в истории нашего театра. Да, все знают, что «Лебединое», «Щелкунчика» мы танцуем классно, но это было новое слово. Мы показали совершенно иные возможности нашей балетной труппы.

- Был успех?

- Оглушительный! «Спартак» принимали со свистом и криками, с топаньем ног от восторга, с криками «браво!». Чего только не было.

- Дальше «Спартак» будет ездить?

- Это трудно. Этот балет требует очень больших сцен. Например, «Щелкунчика» можно исполнить и на маленькой сцене, со «Спартаком» так не получится. Сам проект очень дорогой, трупа увеличивается в два раза, плюс 35 человек хора, плюс увеличенный состав оркестра, технического персонала. Пока это была разовая акция, мы были официально приглашены на празднования юбилея установления дипломатических отношений между Россией и Нидерландами. Мы были единственной российской труппой, которая официально участвовала в этих торжествах. Не случайно, у нас на спектакле был посол России в Нидерландах, который высоко оценил наш спектакль. Это был хороший проект – и стратегически, и тактически. И солисты, и кордебалет работали с такой отдачей, с такой энергетикой…

- Сколько спектаклей вы дали?

- За две недели прошло 14 спектаклей. На эти гастроли мы брали с собой массажиста, чтобы помочь актерам восстанавливаться. Слав Богу, никто не заболел, не получил травму.

«В КАЗАНИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАМЯТНИК РУДОЛЬФУ НУРИЕВУ»

- Этот год юбилейный для Нуриева – ему бы исполнилось 75 лет. Как вы полагаете, нужен ли в Казани памятник великому танцовщику?

- Я считаю, что да. Наш фестиваль к этому как бы подталкивает. В балетном мире нас часто знают потому, что у нас проводится фестиваль имени Рудольфа Нуриева. Он престижен, когда на него не приглашают артиста, он может даже обидеться. Раз мы связали свой фестиваль с его именем, памятник должен быть вблизи театра. Я уже не говорю о том, что когда Рудольфа доставали вопросами, кто он по национальности, он отвечал: «Татарин!» Мы просто обязаны лоббировать установку его памятника в Казани.

- Каким вам запомнился Рудольф Нуриев, ведь вам во время его приезда приходилось с ним много общаться?

- Я очень много слышал о нем, когда еще учился в Вагановском училище. И отзывы не всегда были лестные. Говорили о его взрывном характере, непредсказуемости, капризах. Когда мы его ждали, я очень волновался и внутренне был ко всему готов. Когда он приехал в Казань, и мы его встречали на вокзале, было видно, что он боялся. Он, еще стоя на ступеньках вагона, начал осматривать перрон, явно ища глазами сотрудников КГБ. Но потом мы его окружили теплом и вниманием, и он оттаял. Мне он запомнился веселым и добрым человеком со своеобразным юмором. Он мог употребить крепкое словцо, но в этом не было пошлости и грязи, это было артистично. Меня поразила его работоспособность, он давал в год больше 200 спектаклей. Он из Австралии мог лететь в Мюнхен, а потом в Америку. В Казани он чувствовал себя не лучшим образом, знал, конечно, что долго не проживет, но никогда никому не жаловался. Когда мы предлагали ему отменить репетицию и отдохнуть, он настаивал на том, что будет работать. Сцена – это была его жизнь, его лекарство. Быть на сцене в любом качестве – это была его потребность. Сильный он был человек.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля