Пресса

01.04.2013

Рауфаль Мухаметзянов: "По количеству спектаклей в Европе Татарский театр оперы и балета уступает только Мариинскому"

Автор: Евгения Иванова
СМИ: Федеральный вестник Поволжья - Татарстан (№2, январь-февраль 2013)

В Татарском театре опера и балета им. Мусы Джалиля опять аншлаг. Престижный оперный фестиваль имени Шаляпина снова сорал звездный состав исполнителей. А билеты, как на предыдущих фестивалях, разлетелись в один день."Зал полон, ложи плещут" ...

Историю знаменитого театра иначе как историей успеха не назовешь — почти 100% заполняемость зала, ежегодные успешные гастроли в центральной европе, десятки наград и премий, главная из которых — признание зрителей во всем мире. Сегодня мы беседуем с человеком, который вывел татарский театр на уровень европейского бренда, его руководителем Рауфалем Мухаметзяновым.

Рано подводить итоги

— Рауфаль Сабирович, вы руководите театром более зо лет. Какие перемены произошли за это время? Какие из них вы бы выделили особо?

— Конечно, театр сильно изменился. Ведь изменились общество и общественный строй, даже страны, в которой этот театр развивался, больше нет! Естественно, и театр изменился. Но эти перемены не двух, не трех, даже не пяти лет — это постепенное, последовательное изменение, происходившее за эти годы. Но сейчас рано подводить итоги и говорить, что мы решили какую-то одну задачу. Театр находится в развитии и сегодня. Результатом этого развития становятся изменения, существенные перемены, изменившие в корне жизнь и работу театра. Главное достижение, на мой взгляд, это то, что театр конца 70-х годов, посещаемость которого составляла всего 30%, сейчас имеет почти 100% заполняемость зала. Что такое эти 30%? Представьте, если на балете было 50 — 6о%, то что творилось на опере? Заходишь в тысячный зал, а там всего 10-15% зрителей. Вот ситуация, которую я застал. До сих пор чувствую это ощущение не страха, нет, а стыда.
Добрая сотня людей смотрит на тебя, а ты чувствуешь, будто один в этом всем виноват. С этими 30% посещаемости я и принимал театр. Хотя в тот период он был в полном составе — труппы, главный дирижер, главный балетмейстер, артисты, множество ценных и талантливых кадров, — залы оставались практически пустыми...
Конечно, задача стояла колоссальная. Спустя десятилетия театр заполняется практически на 100%.

Причины успеха

— Как вы считаете, в чем причины такого успеха?


— Причин, как и изменений, много. Прежде всего, они коснулись репертуара. Мы выбрали свой путь, которого придерживаемся по сей день: в репертуаре нашего театра самые популярные произведения, спектакли, которые существуют в мире, настоящие мировые хиты. Плюс мы выбрали исполнение на языке оригинала. Итальянская опера исполняется на итальянском языке, немецкая — на немецком, французская — на французском, русская — на русском и так далее. Есть спектакли, где используются сразу несколько языков, например, «Джалиль». Там есть и французский, и русский, и татарский, и немецкий языки. Конечно, для актеров исполнение оперы сразу на четырех языках — это колоссальный труд, но он того стоит.
Изменилась и система управления театром. Мы первые в России отказались от таких институтов, как «главный режиссер», «главный художник», «главный балетмейстер». Но ввели новую должность — художественный руководитель. Почему мы это сделали? Потому что Театр оперы и балета — многожанровый коллектив. Я всегда задавался вопросом: почему артистический состав, который включает 350 мастеров, должен ставить работы одного режиссера или балетмейстера? Сейчас мы имеем возможность приглашать любого режиссера, хореографа, художника. Мы также внесли изменения и в систему формирования труппы, сделав упор на оркестр, хор и кордебалет — фундамент
театра, основные его коллективы. Постоянно меняющиеся составы солистов формируются по принципу художественной конкуренции. Каждому новому спектаклю предшествует кастинг, который не ограничивается артистами нашего региона или России — в кастинге могут участвовать все. Наша задача — отобрать лучших из лучших. Но, конечно, приходится учитывать и финансовые возможности театра.

Ушли от «потока» спектаклей    

— Мы изменили систему проката, поставив целью обслуживать 100 000 населения Казани. Это — оптимальная цифра, позволяющая качественно обслуживать зрителя. Мировая статистика такова, что 3 % населения — публика оперы, 6% — драмы. Поэтому 100 000 человек — оптимальное число, не маленькое и не громадное. Каждый 10 - 12-й житель Республики Татарстан посещает наш театр. Мы ушли от того "потока" спектаклей, какой был в советскую эпоху. Тогда ни о каком качестве говорить было нельзя. Кстати, многие театры продолжают работать по этой схеме, но меня не переубедишь. Ни один человек, даже артист, не должен привыкать! Для него выступление на сцене должно быть событием. Поэтому мы очень тщательно готовим каждый спектакль.

Вперед, в Европу!

— Но артистам также нужны гастроли — они не могут существовать в условиях замкнутого пространства. В этом отношении нам повезло: в 90-е годы мы начали гастроли по Европе и продолжаем их по сей день. Сегодня Татарский театр оперы и балета уступает по количеству спектаклей в Европе только Мариинскому театру!
Надо сказать, что гастроли за рубежом — это прежде всего пропаганда театрального музыкального искусства России и Татарстана и в определенной степени материальная поддержка самих артистов.
Этот путь дал нам бесценный опыт, и теперь мы знаем, чего требует зритель здесь, а чего требует он за границей. Мы получили большой опыт организационной работы по прокату спектаклей и его художественной дисциплине. Так, мы поняли, что такое стиль исполняемой музыки. В России об этом практически не говорят, поскольку русские театры еще не интегрированы в европейское пространство и не знают требований к музыке, которые предъявляются за рубежом.В отношении многих театральных коллективов я заметил, что они просто не представляют организацию гастролей за рубежом, не видят своей цели. «Зачем вы туда едете?» — задаю я вопрос и неизменно не получаю толкового ответа. Я же на этот вопрос отвечаю так: «Мы едем туда, чтобы нас пригласили в следующий раз». Результат наших гастрольных туров говорит о хорошем результате и высокой востребованности наших работ европейским зрителем.

— Среди всего множества постановок есть ли те, которые запомнились вам больше всего?

— Здесь нужно говорить не обо мне, а о зрителе, о том, что запоминает он. В Америке и Европе есть организации, институты, которые пропагандируют соперничество в сфере искусства. Это, например, «Оскар», «Золотой Глобус». Есть такие вещи и у нас — та же "Золотая Маска". Вот в чем дело: институты, которые пропагандируют такое соперничество в искусстве, выделяют артистические коллективы, которые вполне соответствуют этой массовой культуре. Получается, что победитель той же «Золотой Маски» остается не востребован аудиторией! Для меня же основу составляет именно зритель. Тот спектакль, который получает «Золотую Маску» и показывается при пустых залах —нонсенс! Некоторые ловко приспособились, делая постановки конкретно под «Маску». Мы же даже цели не ставим перед собой — участвовать в подобных конкурсах. У нас есть своя задача, она гораздо сложнее: чтобы каждый день в театре был событием. Хотя за последние 15 лет мы получили всевозможные высшие награды — Государственную премию России в области литературы и искусства, «Золотые Маски», это всего лишь отражение нашей работы. Первенство отдается созданию продукции, которая должна вызывать зрительский восторг.

Что такое современный театр

— То есть театр — это прежде всего творчество и уже после — коммерция?

— Конечно! Творчество, которое должно быть востребовано! Какова цель театра?

Удовлетворить духовные потребности населения, об этом забывать нельзя! Надо смотреть не на «Маски», а на то, как посещается театр. К счастью, у нас в той и другой части все складывается успешно. Не могу не подчеркнуть роль Президента Татарстана в развитии театра. Вспомните время, когда регионы начали конкурировать в области спорта. Миллионные гонорары уходили на поддержание команд, покупку игроков... В это время искусство ушло на второй план и было ограничено в финансах. Наши жанры были особенно уязвимы, поскольку артисты оперы и балета
востребованы за рубежом и часто покидают Россию. К счастью, тогда руководство — и общероссийское, и региональное — осознало, что есть такие жанры искусства, в которых Россия очень востребована за рубежом, и мы можем потерять особо одаренных артистов в этом жанре. Тотчас пошла динамика улучшения финансирования. Наш Президент, особенно в последние годы, сделал многое, чтобы театр был конкурентоспособным. Что ни говори, но класс театра определяется прежде всего условиями его финансирования. Пригласить по-настоящему интересного и талантливого солиста или артиста балета стоит недешево — никто не будет работать за 10 тысяч. Другой вопрос: сможешь ли ты оправдать эти средства или нет? У нас пока получается.

— Прокатом оперы «Турандот» в Европе и Казани довольны?


— К сожалению, за границей это название не позволяет показать спектакль в полной мере — оно не так привычно европейской культурной традиции. «Турандот», безусловно, входит в число мировых шедевров, и среди нашей программы гастролей она выделяется. Но ввиду культурной специфики нашему зрителю эта опера ближе и интереснее, нежели, например, публике Голландии. К слову, наш зритель более образован, что не может не радовать. Два спектакля были у нас в турнире — «Турандот» и «Травиата». На «Травиату», понятно, залы буквально забиты! «Турандот» же пользовалась меньшим спросом. Но публику тоже нужно воспитывать. Не может быть в репертуаре театра три ходовых названия. Представьте себе репертуар балета, например, из «Лебединого Озера», «Щелкунчика», «Спящей Красавицы» и все!

Заглянем в ближайшее будущее

— Какие постановки планируются в ближайшем будущем, и чего ждете с особым трепетом?

— Любую постановку ждем с особым трепетом. Сейчас в прокате «Аида», ее поставил замечательный режиссер Александров, один из лучших в России. У нас ожидается грандиозная программа на время студенческой «Универсиады». А осенью мы порадуем зрителя интересной постановкой татарского балета «Золотая Орда».

— Что порекомендуете нашему зрителю?


— Рекомендовать что-то сложно, да и билеты у нас продаются моментально... Ко мне часто приходят с предложениями «Давайте усилим рекламу». На мое заявление, что у нас и так все продано, мне отвечают: «А люди должны знать, куда они не попадают!» Поэтому я пожелаю каждому, кто еще не был в театре, посетить его. Поверьте, сюда еще нужно и можно попасть! Жанр оперы и балета любим публикой на протяжении веков, поскольку всегда вызывает самые сильные ощущения. Это очень тяжело выразить словами, но непременно нужно почувствовать сердцем.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля