Пресса
24.02.2013
СМИ: Бизнес онлайн
ЛЕТОМ 2013 ГОДА В ЗАПОВЕДНИКЕ ДРЕВНИЙ БОЛГАР ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОПЕРНОЕ ШОУ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Он легко может заставить хор танцевать, а в балеты вводит вокализы. Он собирается поставить балет про Ромео и Джульетту из Золотой Орды, вывозит в Европу спектакль, где участвуют 200 человек, чему пока не было прецедентов, одновременно занимаясь амбициозным проектом – постановкой оперы «Черные палаты» в Болгарах. Корреспондент «БИЗНЕС Online» беседует с хореографом, режиссером, либреттистом и поэтом Георгием Ковтуном.
«Я ХОЧУ ВОЗРОДИТЬ В БОЛГАРЕ ГОРОД»
- Георгий Анатольевич, прошлым летом вы говорили, что вошли в число постановщиков церемонии открытия Универсиады…
- С Универсиадой у меня ничего не получилось. Люди, которые сейчас этим занимаются, они уже давно сработались, у них своя группа, свой коллектив, они хорошо друг друга понимают. Я в эту группу не вошел, это нормально и естественно, у меня нет обид на них. Но тем не менее на Универсиаде я все-таки буду задействован. Но это уже другая история.
- Какая?
- Как вы знаете, во время Универсиады будет большая культурная программа - в театрах, в концертных залах, на площадях. И тут так совпало, что Ренат Харис - наш известный поэт и уважаемый общественный деятель, он предложил мне поставить в Болгаре оперу. Он написал к ней либретто, опера называется «Черная палата».
- В Болгарах, значит, опен-эйр?
- Да, во всем мире идут оперы, привязанные к каким-то историческим местам. Например, в Египте на фоне пирамид идет «Аида», и это впечатляет.
- Ну у нас в России тоже такой опыт есть. Алексей Степанюк и Валерий Гергиев, например, ставили «Сказание о невидимом граде Китеже» у стен Тихвинского монастыря, а «Садко» играли в Новгороде.
- Совершенно верно. Поэтому идея Рената Хариса показалась мне интересной.
- Вы были в Болгаре?
- Я туда съездил, все посмотрел, место прекрасное, корабли с туристами пристают. В стоимость экскурсионного билета можно включить и стоимость посещения оперы. Например, такая практика есть у нас в Санкт-Петербурге – туристы приплывают на кораблях, а их уже, помимо экскурсий, ждут билеты в Мариинский театр или в Михайловский.
- У вас уже есть концепция постановки?
- Есть, я не хочу просто ставить оперу на развалинах. Сейчас есть новые технологии в театре, и я хочу «возродить» город, каким он был. Разумеется, с помощью видеопроекции. Для этого нужны, естественно, деньги, потому что аппаратура очень дорогая. Но это необходимо сделать. Это будет интересно и татарстанцам, и тем, кто приедет на Универсиаду. Мы покажем им историю народа.
- А что за фабула у этого либретто?
- Там история девушки, которая не захотела отдаться чужестранцам и предпочла смерть в огне. Но она не сгорела, а очистилась огнем. Есть такая легенда. Спектакль должен идти час с небольшим. Мне хочется сделать так, как это, например, происходит в Америке. Там приезжаешь в исторический город, в этом городе живут реальные люди, работают лавочки, и потом начинается какое-то действо. Так может быть и у нас в Болгаре. Там будут люди в исторических костюмах, буду гореть костры, и начнется наша история. Возникнет спектакль.
- Жаль, если такая сложная постановка пройдет один раз.
- Нет, она должна идти весь июль. В это время будет много туристов. Сейчас Болгар восстанавливается, и там есть что посмотреть.
- А оркестр?
- Вот оркестр придется записать, но солисты будут петь «живьем». Под минусовку. Я уже наметил певцов, с которыми буду работать, но пока не стану их называть.
- Похоже, что вы предлагаете дорогостоящий проект?
- Да, но основные деньги будут потрачены на техническое обеспечение.
«ТАКОЙ МАССОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ НА ГАСТРОЛИ ЕЩЕ НЕ ВЫЕЗЖАЛ»
- На днях игрался «Спартак» в вашей постановке - это была своего рода репетиция перед гастролями в Голландию. Что это будет за поездка?
- Это первый выезд такого балета за рубеж, я имею в виду массовость занятых в постановке, прецедентов подобных этому еще не было. Мы впервые везем и балет, и солистов, и хор, который тоже занят в спектакле. Всего едут почти 200 человек – такого еще не было. Такие грандиознее спектакли еще не вывозились за рубеж за все годы работы театра. Но на это пошел и директор театра, и пошел продюсер. Правда, состав мне пришлось немного подсократить, не будет учащихся балетного училища - у них идет учебный год.
- Сколько спектаклей предстоит сыграть?
- 14. На одном будет присутствовать королева Нидерландов.
«ЭТО БУДЕТ ИСТОРИЯ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ»
- Когда вы начнете работать над вашим новым проектом – балетом «Золотая Орда»?
- Буквально сегодня дирижер Владимир Рылов закончил аранжировку музыки Резеды Ахияровой. Теперь либреттисту Ренату Харису осталось дописать хоры.
- У вас в балете опять будут хоры?
- Хоры будут даже больше, чем в «Спартаке». «Золотая Орда» - это тоже огромный проект, у меня. По-моему, таких еще не было. Не могу пока сказать, сколько будет занято народа, но очень и очень много. Великолепные декорации предлагают художники, с которыми я давно работаю, и казанцы их знают - это Анна Ипатьева и Андрей Злобин. Декорации получаются очень богатые, необычные, костюмы тоже.
- Почему вы вводите хоры в свои балеты?
- Я режиссер по образованию. Сегодня я ставлю драматический спектакль, завтра - оперу, послезавтра - балет или народные танцы. Если бы я работал в одном виде искусства, у меня бы были штампы. Я бы делал так: здесь зритель будет смеяться, а здесь – плакать. Но когда сегодня репетируешь балет, а завтра – оперу, мозги освобождаются. Искусство сегодня размывается, так же как и спорт. Если раньше гимнастки работали без музыки, сейчас музыка им необходима. Но я не оригинален, многие композиторы, например Римский-Корсаков, писали оперы-балеты.
- Ну да, например, «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» или «Вальпургиева ночь» в «Фаусте».
- Да, именно так. Сейчас в «Новой Опере» я поставил «Половецкие пляски», где у меня танцует хор в 120 человек. И ни одного артиста балета! Вы бы видели, как они двигаются у меня и как они поют! Я считаю, что если есть что-то, что работает на мою идею, в данном случае хоры, их надо включать в ткань балета. Мне и в «Спартаке», и в «Золотой Орде» хочется видеть эпическое полотно. А в нем чем больше красок, тем оно зрелищнее.
- Либретто в «Золотой Орде» вы, конечно, немного переделывали?
- Да, сделал немного под себя, балет – такой вид искусства, что все приходится переделывать. Но идея осталась.
- О чем будет спектакль?
- О многом. В нем будут аллюзии с сегодняшним днем. Если говорить примитивно, это история Ромео и Джульетты, живущих в другую эпоху, в другой стране. С одной стороны, это будет трагическая история, с другой – романтическая. Она о том, что даже если идет война и гибнут люди, жизнь продолжается.
«ТАК УНИЧТОЖАЮТ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ»
- Вы сейчас живете в Санкт-Петербурге, а в родной Украине что-то ставите?
- Вот сейчас улетаю в Одессу, где буду ставить два сложнейших балета Стравинского – «Весну священную» и «Жар-птицу». Музыка там очень сложная.
- Это будет стилистика «Русских сезонов»?
- Нет, я не могу ставить спектакли так, как их кто-то уже поставил. Если нужна похожая постановка, пусть лучше перенесут оригинал. Я буду делать новый вариант. Ставить «Весну священную» как Морис Бежар или Вацлав Нижинский мне неинтересно.
- Как вы относитесь к разговорам о том, что балет должен двигаться в сторону модерна, а классика отживает свой век?
- Нет! Я категорически против! Такие разговоры уничтожают традиции русского классического балета. Всю жизнь русский балет создавал свою основу. Это великолепная драматургия, это зрелищность: дивертисменты, гран-па, па-де-де. Что такое модерн? У него нет школы. Человек вышел, рукой помахал – и это модерн. Никто из танцовщиков модерн-балета не сможет станцевать Одетту или Одиллию. Но классический танцовщик любой модерн-балет легко исполнит. Сейчас многие театры, начиная с Большого, почему-то увлеклись модерном. Мариинка сошла с ума. Они ставят спектакль, где 15 минут идет действие, а потом антракт в 30 минут. Вот так уничтожается русский классический балет. В Мариинском театре идет сплошной Форсайт, в Михайловском театре снимаются классические балеты и будет идти один Начо Дуато.
- А как же этому противостоять?
- В искусство пришел бизнес, это самое страшное. Решаем не мы, решают люди, которые платят деньги.
- Вот через месяц начнется продажа билетов на Нуриевский фестиваль, и они разойдутся за день. Наш зритель проголосует за классический балет.
- У вас в Казани чудная публика. Казань – очень театральный город, в театр ходят красивые люди с хорошим вкусом. Молодежи много. Я не против модерна, одна картинка может быть такая, другая картинка – иная. Но есть основа, и на нее нельзя посягать.
«Я НА СТОРОНЕ СЕРГЕЯ ФИЛИНА»
- Как вы полагаете, что происходит в балете Большого театра. Я имею в виду историю с покушением на худрука балетной труппы Сергея Филина?
- Это дикость. Мне просто неприятно об этом вспоминать. Эта дикая конкуренция с выбиванием людей из ряда… Освобождается место кому-то другому. Я не могу предполагать кому, но кому-то. Я хорошо знаю Сергея Филина, мы с ним неоднократно общались, и когда он пришел в театр, я был на его стороне. Потому что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не должны возглавлять театр. Мне так кажется. И когда люди, танцевавшие в кордебалете, становятся во главе, это неправильно.
- То есть выбор кандидатуры Филина был правильным?
- Я полагаю, что да. Он показал себя хорошо в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, он отдал творческую жизнь Большому театру. Что происходит сейчас в Большом? Страшнее вещи. Они вернулись в 90-е годы прошлого века, когда людей убивали. В Казани все хорошо, вы даже сами не понимаете, как здесь все хорошо. Но если бы казанскому театру давали денег столько, сколько дают на спорт, было бы еще лучше.
Георгий Ковтун: «Если бы казанскому театру давали денег столько, сколько дают на спорт…»
Автор: Татьяна МамаеваСМИ: Бизнес онлайн
ЛЕТОМ 2013 ГОДА В ЗАПОВЕДНИКЕ ДРЕВНИЙ БОЛГАР ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОПЕРНОЕ ШОУ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Он легко может заставить хор танцевать, а в балеты вводит вокализы. Он собирается поставить балет про Ромео и Джульетту из Золотой Орды, вывозит в Европу спектакль, где участвуют 200 человек, чему пока не было прецедентов, одновременно занимаясь амбициозным проектом – постановкой оперы «Черные палаты» в Болгарах. Корреспондент «БИЗНЕС Online» беседует с хореографом, режиссером, либреттистом и поэтом Георгием Ковтуном.
«Я ХОЧУ ВОЗРОДИТЬ В БОЛГАРЕ ГОРОД»
- Георгий Анатольевич, прошлым летом вы говорили, что вошли в число постановщиков церемонии открытия Универсиады…
- С Универсиадой у меня ничего не получилось. Люди, которые сейчас этим занимаются, они уже давно сработались, у них своя группа, свой коллектив, они хорошо друг друга понимают. Я в эту группу не вошел, это нормально и естественно, у меня нет обид на них. Но тем не менее на Универсиаде я все-таки буду задействован. Но это уже другая история.
- Какая?
- Как вы знаете, во время Универсиады будет большая культурная программа - в театрах, в концертных залах, на площадях. И тут так совпало, что Ренат Харис - наш известный поэт и уважаемый общественный деятель, он предложил мне поставить в Болгаре оперу. Он написал к ней либретто, опера называется «Черная палата».
- В Болгарах, значит, опен-эйр?
- Да, во всем мире идут оперы, привязанные к каким-то историческим местам. Например, в Египте на фоне пирамид идет «Аида», и это впечатляет.
- Ну у нас в России тоже такой опыт есть. Алексей Степанюк и Валерий Гергиев, например, ставили «Сказание о невидимом граде Китеже» у стен Тихвинского монастыря, а «Садко» играли в Новгороде.
- Совершенно верно. Поэтому идея Рената Хариса показалась мне интересной.
- Вы были в Болгаре?
- Я туда съездил, все посмотрел, место прекрасное, корабли с туристами пристают. В стоимость экскурсионного билета можно включить и стоимость посещения оперы. Например, такая практика есть у нас в Санкт-Петербурге – туристы приплывают на кораблях, а их уже, помимо экскурсий, ждут билеты в Мариинский театр или в Михайловский.
- У вас уже есть концепция постановки?
- Есть, я не хочу просто ставить оперу на развалинах. Сейчас есть новые технологии в театре, и я хочу «возродить» город, каким он был. Разумеется, с помощью видеопроекции. Для этого нужны, естественно, деньги, потому что аппаратура очень дорогая. Но это необходимо сделать. Это будет интересно и татарстанцам, и тем, кто приедет на Универсиаду. Мы покажем им историю народа.
- А что за фабула у этого либретто?
- Там история девушки, которая не захотела отдаться чужестранцам и предпочла смерть в огне. Но она не сгорела, а очистилась огнем. Есть такая легенда. Спектакль должен идти час с небольшим. Мне хочется сделать так, как это, например, происходит в Америке. Там приезжаешь в исторический город, в этом городе живут реальные люди, работают лавочки, и потом начинается какое-то действо. Так может быть и у нас в Болгаре. Там будут люди в исторических костюмах, буду гореть костры, и начнется наша история. Возникнет спектакль.
- Жаль, если такая сложная постановка пройдет один раз.
- Нет, она должна идти весь июль. В это время будет много туристов. Сейчас Болгар восстанавливается, и там есть что посмотреть.
- А оркестр?
- Вот оркестр придется записать, но солисты будут петь «живьем». Под минусовку. Я уже наметил певцов, с которыми буду работать, но пока не стану их называть.
- Похоже, что вы предлагаете дорогостоящий проект?
- Да, но основные деньги будут потрачены на техническое обеспечение.
«ТАКОЙ МАССОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ НА ГАСТРОЛИ ЕЩЕ НЕ ВЫЕЗЖАЛ»
- На днях игрался «Спартак» в вашей постановке - это была своего рода репетиция перед гастролями в Голландию. Что это будет за поездка?
- Это первый выезд такого балета за рубеж, я имею в виду массовость занятых в постановке, прецедентов подобных этому еще не было. Мы впервые везем и балет, и солистов, и хор, который тоже занят в спектакле. Всего едут почти 200 человек – такого еще не было. Такие грандиознее спектакли еще не вывозились за рубеж за все годы работы театра. Но на это пошел и директор театра, и пошел продюсер. Правда, состав мне пришлось немного подсократить, не будет учащихся балетного училища - у них идет учебный год.
- Сколько спектаклей предстоит сыграть?
- 14. На одном будет присутствовать королева Нидерландов.
«ЭТО БУДЕТ ИСТОРИЯ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ»
- Когда вы начнете работать над вашим новым проектом – балетом «Золотая Орда»?
- Буквально сегодня дирижер Владимир Рылов закончил аранжировку музыки Резеды Ахияровой. Теперь либреттисту Ренату Харису осталось дописать хоры.
- У вас в балете опять будут хоры?
- Хоры будут даже больше, чем в «Спартаке». «Золотая Орда» - это тоже огромный проект, у меня. По-моему, таких еще не было. Не могу пока сказать, сколько будет занято народа, но очень и очень много. Великолепные декорации предлагают художники, с которыми я давно работаю, и казанцы их знают - это Анна Ипатьева и Андрей Злобин. Декорации получаются очень богатые, необычные, костюмы тоже.
- Почему вы вводите хоры в свои балеты?
- Я режиссер по образованию. Сегодня я ставлю драматический спектакль, завтра - оперу, послезавтра - балет или народные танцы. Если бы я работал в одном виде искусства, у меня бы были штампы. Я бы делал так: здесь зритель будет смеяться, а здесь – плакать. Но когда сегодня репетируешь балет, а завтра – оперу, мозги освобождаются. Искусство сегодня размывается, так же как и спорт. Если раньше гимнастки работали без музыки, сейчас музыка им необходима. Но я не оригинален, многие композиторы, например Римский-Корсаков, писали оперы-балеты.
- Ну да, например, «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» или «Вальпургиева ночь» в «Фаусте».
- Да, именно так. Сейчас в «Новой Опере» я поставил «Половецкие пляски», где у меня танцует хор в 120 человек. И ни одного артиста балета! Вы бы видели, как они двигаются у меня и как они поют! Я считаю, что если есть что-то, что работает на мою идею, в данном случае хоры, их надо включать в ткань балета. Мне и в «Спартаке», и в «Золотой Орде» хочется видеть эпическое полотно. А в нем чем больше красок, тем оно зрелищнее.
- Либретто в «Золотой Орде» вы, конечно, немного переделывали?
- Да, сделал немного под себя, балет – такой вид искусства, что все приходится переделывать. Но идея осталась.
- О чем будет спектакль?
- О многом. В нем будут аллюзии с сегодняшним днем. Если говорить примитивно, это история Ромео и Джульетты, живущих в другую эпоху, в другой стране. С одной стороны, это будет трагическая история, с другой – романтическая. Она о том, что даже если идет война и гибнут люди, жизнь продолжается.
«ТАК УНИЧТОЖАЮТ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ»
- Вы сейчас живете в Санкт-Петербурге, а в родной Украине что-то ставите?
- Вот сейчас улетаю в Одессу, где буду ставить два сложнейших балета Стравинского – «Весну священную» и «Жар-птицу». Музыка там очень сложная.
- Это будет стилистика «Русских сезонов»?
- Нет, я не могу ставить спектакли так, как их кто-то уже поставил. Если нужна похожая постановка, пусть лучше перенесут оригинал. Я буду делать новый вариант. Ставить «Весну священную» как Морис Бежар или Вацлав Нижинский мне неинтересно.
- Как вы относитесь к разговорам о том, что балет должен двигаться в сторону модерна, а классика отживает свой век?
- Нет! Я категорически против! Такие разговоры уничтожают традиции русского классического балета. Всю жизнь русский балет создавал свою основу. Это великолепная драматургия, это зрелищность: дивертисменты, гран-па, па-де-де. Что такое модерн? У него нет школы. Человек вышел, рукой помахал – и это модерн. Никто из танцовщиков модерн-балета не сможет станцевать Одетту или Одиллию. Но классический танцовщик любой модерн-балет легко исполнит. Сейчас многие театры, начиная с Большого, почему-то увлеклись модерном. Мариинка сошла с ума. Они ставят спектакль, где 15 минут идет действие, а потом антракт в 30 минут. Вот так уничтожается русский классический балет. В Мариинском театре идет сплошной Форсайт, в Михайловском театре снимаются классические балеты и будет идти один Начо Дуато.
- А как же этому противостоять?
- В искусство пришел бизнес, это самое страшное. Решаем не мы, решают люди, которые платят деньги.
- Вот через месяц начнется продажа билетов на Нуриевский фестиваль, и они разойдутся за день. Наш зритель проголосует за классический балет.
- У вас в Казани чудная публика. Казань – очень театральный город, в театр ходят красивые люди с хорошим вкусом. Молодежи много. Я не против модерна, одна картинка может быть такая, другая картинка – иная. Но есть основа, и на нее нельзя посягать.
«Я НА СТОРОНЕ СЕРГЕЯ ФИЛИНА»
- Как вы полагаете, что происходит в балете Большого театра. Я имею в виду историю с покушением на худрука балетной труппы Сергея Филина?
- Это дикость. Мне просто неприятно об этом вспоминать. Эта дикая конкуренция с выбиванием людей из ряда… Освобождается место кому-то другому. Я не могу предполагать кому, но кому-то. Я хорошо знаю Сергея Филина, мы с ним неоднократно общались, и когда он пришел в театр, я был на его стороне. Потому что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не должны возглавлять театр. Мне так кажется. И когда люди, танцевавшие в кордебалете, становятся во главе, это неправильно.
- То есть выбор кандидатуры Филина был правильным?
- Я полагаю, что да. Он показал себя хорошо в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, он отдал творческую жизнь Большому театру. Что происходит сейчас в Большом? Страшнее вещи. Они вернулись в 90-е годы прошлого века, когда людей убивали. В Казани все хорошо, вы даже сами не понимаете, как здесь все хорошо. Но если бы казанскому театру давали денег столько, сколько дают на спорт, было бы еще лучше.