Пресса

03.03.2013

Программа о XXXI Шаляпинском фестивале на радио "Орфей"

Автор: Николай Рыбинский
СМИ: Радио "Орфей" (от 3 марта 2013 г.)

(На фоне шума зала) Уже много лет, начиная с далёкого детства, когда я вхожу в зрительный зал оперно-балетного театра и слышу вот эту настройку оркестра, то каждый раз меня охватывает чувство ожидания чуда. А было ли оно, это чудо, на 31-м Международном оперном фестивале имени Шаляпина, что недавно завершился на родине великого артиста в Казани на сцене театра оперы и балета? Об этом вы узнаете по ходу программы. Здравствуйте! С вами Николай Рыбинский.
Шаляпинский фестиваль уже хорошо и давно известен на российском оперном пространстве, казанские меломаны его любят, гордятся им, поэтому каждый вечер - аншлаги, а билетов в кассе нет за два месяца. Ещё казанские футболисты, хоккеисты-миллионеры играли на задворках советских чемпионатов, а Шаляпинский фестиваль уже был. Ещё не было никаких богатеньких казанских звёзд волейбола и баскетбола, играющие сейчас при полупустых трибунах, а аншлаговый Шаляпинский фестиваль уже был. Разница только в бюджетах и они не в пользу фестиваля. Это так к слову….
В этот раз на 31-м фестивале девять оперных названий из своих лучших спектаклей представил казанский театр, плюс два гала-концерта молодых (и не очень молодых) певцов Академии при Мариинском театре и его же спектакль - опера Жюля Массне «Дон-Кихот». Мы послушаем, насколько это возможно в рамках часовой программы, фрагменты некоторых спектаклей, записанных со сцены театра во время фестиваля. Поэтому мой комментарий будет минимальным, что-то дополнит музыка, а ещё заглянем за кулисы Шаляпинского фестиваля. Открывался он двумя премьерными спектаклями оперы Джузеппе Верди «Аида», хотя это название не сходило с афиш театра с 2000-го года. Тот спектакль в режиссуре Алексея Степанюка и с замечательными декорациями выдающегося театрального художника Евгения Чемодурова, был более чем благополучным, та «Аида» постоянно была на Шаляпинских фестивалях, труппа с успехом представляла спектакль на зарубежных гастролях. И вдруг - новая постановка, с другой постановочной группой… Почему и зачем? – спросил я у директора театра Рауфаля Сабировича Мухаметзянова. (Интервью)
Действительно, спектакль получился, по крайней мере, не хуже предыдущего, а в некоторых аспектах и лучше. В частности, тщательно поработал с солистами, оркестром и хором музыкальный руководитель и дирижёр спектакля итальянец Марко Боэми и раскрыл купюры, в том числе, и балетные. Очень интересны костюмы и декорации имперского стиля московского художника Виктора Герасименко, а вот к петербургскому режиссёру Юрию Александрову у меня есть большая претензия. И вот какая… Не получался у него во время репетиций, как мне рассказывали, знаменитый триумфальный марш. Так он ничего лучшего не придумал, как взял и купировал его. Но слава Богу, что режиссёр Александров в этой «Аиде» ничего не додумывал за Верди и его либреттиста Гисланцонии и не перенёс «Аиду» на просторы Северной Кореи. В довершении послушаем фрагмент сцены у Нила. ( Аида)
В этом фрагменте сцены у Нила оперы Верди «Аида» вы услышали в титульной партии солистку национальной оперы Украины, дебютантку Шаляпинского фестиваля Оксану Крамареву, Радамес - тенор Мариинского театра Ахмед Агади, Амонасро – солист Татарского академического театра оперы и балета - Юрий Ившин, оркестр театра под управлением Марко Боэми. Запись со сцены театра 2 февраля 2013 года.
Если придерживаться хронологии, то вторым спектаклем Шаляпинского фестиваля был «Евгений Онегин».Это постановка прошлого сезона, её осуществляли музыкальный руководитель и дирижёр, заметьте, Михаил Плетнёв, режиссёр Михаил Панджавидзе и художник Игорь Гриневич. Вот прошло сыгранное оркестром вступление и открылся занавес… Перед нашим взором - типичная усадьба провинциальных дворян среднего достатка, декорации с доминантой белого цвета, яркие театральные костюмы дополняют цветовую гамму, при этом вся сцена при помощи компьютерной графики - в рукописных строчках Пушкина из его бессметного романа в стихах. Вышеперечисленное для публики явилось хорошей заявкой на то, что всё и далее будет по первоисточнику и согласно партитуре Петра Ильича. Так и получилось. Спектакль режиссёра Панджавидзе оказался совсем не тривиальным, с использованием современных театральных технологий, что только помогало восприятию музыки. Артисты, как и тогда, ещё при первой постановки оперы в 1879 году силами господ студентов Московской консерватории (по замыслу Чайковского) были молоды, хорошо обучены, но со скромными голосами. Все четыре юных героев на этом фестивальном спектакле оказались , действительно, молодыми солистами Мариинского театра. ( Онегин 1)
В этой сцене вы услышали в париях Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина солистов Маринки, соответственно, Викторию Ястребову, Екатерину Сергееву, Сергея Семишкура и Владимира Мороза. Всё вроде бы неплохо. Но когда в 6-й картине вышел на сцену в партии Гремина солист Большого театра и Татарского академическеого театра оперы и балета Михаил Казаков, то он-то и показал, как надо петь на оперной сцене. Может быть, я ошибаюсь? Давайте послушаем! (Ария Гремина)
Вы слышите, какими овациями наградила публика в партии Гремина солиста Большого театра и театра столицы Татарстана Михаила Казакова. Оркестр татарского академического театра оперы и балета под управлением юного московского дирижёра Айрата Кашаева. Запись со сцены театра 3 февраля 2013 года.
Следующий спектакль в след за «Онегиным» - «Риголетто» Дж. Верди, в постановке 2009 года режиссёра Михаила Панджавидзе и киевского художника Андрея Злобина. Это красивый костюмный спектакль, не без влияния известного фильма-оперы режиссёра Жан-Пьера Поннеля и некоторых цитат из спектаклей других известных режиссёров… Редкий Шаляпинский фестиваль , а я был на 16-ти, обходился без форс-мажорных обстоятельств. Они не зависят от организаторов, потому что это связано и с многочисленными авиаперелётами, задержками рейсов и, конечно, болезнями…. Были запланированы, если не ошибаюсь, более 20-ти гастролёров из разных театров, стран….Почти все приехали. Но… Ещё фестиваль не начался, а уже простудился и заболел баритон Борис Стаценко, начинавший свою карьеру в Большом театре, ныне успешно поющий на немецких сценах. Я его выступление в партиях Амонасро и Риголетто, признаюсь, очень ждал, но не случилось, а жаль! Бориса Стаценко, с моей точки зрения, достойно в спектаклях заменил солист казанской оперы, уже знакомый вам, Юрий Ившин, в партии Джильды выступила сопрано из Австрии Анна Семинска. У неё, конечно, скромные голосовая природа, но певице не откажешь в музыкальности, чувства стиля, вживания в образ и поэтому, как мне кажется, она очень востребована на многих престижных европейских сценах. Послушаем финал оперы. ( Финал «»Риголетто»)
В финале оперы Верди « Риголетто» вы услышали Юрия Ившина и сопрано из Австрии Анну Семинску. Оркестр театра оперы и балета столицы Татарстана под управлением Айрата Ишмуратова. Запись со сцены театра 4 февраля 2013 года. А теперь немного истории…
Более 30-ти лет назад идея проведения ежегодного оперного фестиваля была продиктована лишь тем, чтобы привлечь, а точнее, вернуть в театр зрителя.
Этим озаботился, энергичный, умеющий взять на себя ответственность тогда молодой, новый директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов. И не случайным был выбор имени фестиваля - великого земляка казанцев Ф.И. Шаляпина.
Заручившись поддержкой Правительства республики, новый директор уже через год своего назначения провёл первый Шаляпинский фестиваль. Поначалу он был всего лишь региональным, но публика, хотя и с некоторой настороженностью, вернулась в зрительный зал. Первые фестивали изменили в театре всё - от штатного расписания до качества самих спектаклей. Основа репертуара - русская и западно-европейская классика, плюс национальные спектакли. Модель управления, на мой взгляд, для регионального театра идеальна и она до сих пор единственная в России. Во главе директор, он целиком и полностью доверяет художественным руководителям базовых коллективов и как большой камертон всего театра - главный дирижёр вместе с главным хормейстером (в нашем случае, соответственно, Ренат Салаватов и Любовь Дразнина). Вот и всё высшее руководство театра в Казани. Да, сначала было очень трудно всем, в том числе и директору. С кем-то ему пришлось расстаться, а там слёзы, обиды, подмётные письма и даже суды. Кого-то перевели на пенсию или в другие коллективы. В театре оставили маленькую группу солистов на вторые и третьи партии. Хотя в оперной труппе сейчас есть два артиста топ-уровня - это Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков, остальные, чаще всего, повторюсь, исполнители вторых и третьих партий, а на первые - приглашённые артисты. Они по договорным обязательствам приезжали и приезжают в Казань из разных городов, а теперь и стран, петь спектакли, в том числе, текущего репертуара и на гастролях. Да, всё это «головная боль» для руководства, но зато так интереснее публике. Кстати говоря, в театре подсчитали, что на город в миллион жителей, коим является Казань, максимум 10% театралов . Отсюда вопрос - зачем играть каждый день спектакли при полупустых залах, как это делается, к примеру, в Саратове, Перми или в Новосибирске? А в Казанском театре - аншлаги даже на спектакли текущего репертуара, как опер, так и балетов. Однако вернёмся в зрительный зал театра.
6-го февраля - ещё одна премьера этого сезона - опера Пуччини «Турандот», уже успевшая побывать на зарубежных гастролях. Да, это последняя опера маэстро, которую он не дописал. Тогда же финал сочинил Франко Альфано, потом уже в 2002 году другой финал и тоже на основе эскизов Пуччини написал Лучано Берио и это ещё не всё - оказывается в 2008- м китайский композитор Хао Вей сочинил свой финал «Турандот». А в Казани, музыкальный руководитель и дирижёр Ренат Салаватов, режиссёр-постановщик Михаил Панджвидзе и художник Игорь Гриневич пошли по четвёртому пути. Они отказались от всех, ныне существующих финалов, завершив оперу, там, где и остановилось перо Пуччини, т.е. на самоубийстве Лиу, кстати говоря, замечательно воплощённой в спектакле солисткой национальной оперы Украины Лилией Гривцовой. Да и в самом фестивальном спектакле успешно доминировали солисты этого театра - в труднейшей титульной партии была Оксана Крамарева, а Тимура достойно пел Сергей Ковнир. В этом спектакле выступили солисты четырёх театров. А что же происходит на сцене?
Перед нашими глазами предстаёт хрестоматийный Китай с площадью и глухой стеной, а на заднем плане некое здание, похожее на дворец на пекинской площади Тяньаньмынь. Атмосферу китайской сказки добавляют 4 высоченные передвижные башни - они модифицируются то в сторожевые, то в пагоды. Но совершенно ошеломляющий эффект, когда вот та самая глухая стена неожиданно раздвигается и на нас движется гигантская лестница с водяными каскадами, а красочные костюмы Юлии Ващенко только добавляют ошеломляющее впечатление от спектакля. Конечно, в этой опере все ждут знаменитое ариозо Калафа «Nessumdorma». (Ариозо Калафа)
Ариозо Калафа из оперы Пуччини вы услышали в исполнении солиста Маринки Ахмеда Агади. Запись со сцены театра 6 февраля 2013 года. Сильное впечатление на меня произвела исполнительница партии Турандот Оксана Крамарева. И совсем не случайно она в 2008 году стала не только лауреатом очень авторитетного конкурса «Опералия» Пласидо Доминго, но ещё и обладательницей «Приза зрительских симпатий». Слушаем ещё один фрагмент оперы. ( фрагмент оперы)
В этой сцене вы услышали в партии Турандот Оксану Крамареву, Калаф - Ахмед Агади. Хор и оркестр театра столицы Татарстана под управлением Айрата Ишмуратова. Запись со сцены театра 6 февраля 2013 года.
И ещё об одном форс-мажорном обстоятельстве. На этом 31-м Шаляпинском фестивале, так случилось, не мог дирижировать спектаклями главный дирижёр театра Ренат Салаватов. А какого это слушать свои же спектакли, так сказать, в исполнении коллег? - спросил я у Рената Салаватовича. (Интервью Салаватова)
Да, в этом году Шаляпинский фестиваль, так уж получилось, резко омолодился, а «местами позеленел». И вдруг, среди этого племени младого, незнакомого, а конкретнее, у солистки Мариинского театра Виктории Ястребовой, на сценической репетиции «Травиаты» вдруг проявились замашки примадонны, что по моему впервые было за столько лет на Шаляпинских фестивалях. А уж какие звёзды приезжали!!!!! И о таком безобразном факте я не мог умолчать. И эту капризную барышню сняли с репетиции, а, следовательно, и со спектакля через 15 минут. Свято место, как говориться, пусто не бывает. И в следующий вечер в «Травиате» главную героиню с успехом пела солистка Уфимского театра оперы и балета Альфия Каримова. Сам спектакль канадского режиссёра Жаннет Астер, с моей точки зрения, весьма средний по качеству и уже который год спектакль спасают, да, певцы. Оперу ведь можно слушать, тем более «Травиату». На Шаляпинском фестивале этого года в главных партиях пели тенор из Мариинского театра Сергей Семишкур - Альфред и это явно его партия, уже упомянутая Альфия Каримова и солист Большого театра Андрей Григорьев в партии Жермона. (Фрагмент арии Жермона)
В этом фрагменте оперы Верди «Травиата» вы услышали солиста Большого театра Андрея Григорьева. И мы ещё останемся в атмосфере этого спектакля (Финал 1-й картины «Травиаты»)
В 1-й картине 3-го действия оперы Верди «Травиата» вы услышали в партии Виолетты сопрано из Уфы Альфию Каримову, Альфред - Сергей Семишкур - Мариинский театр и, уже знакомый вам, солист Большого театра Андрей Григорьев, хор и оркестр под управлением Аллы Москаленко – Национальная опера Украины.
Важнейшая фигура в оперном театре - это концертмейстер. А что входит в его обязанности, в том числе, и на Шаляпинских фестивалях? Об этом я спросил концертмейстера оперы Алсу Барышникову. (Интервью Барышниковой)
«Певцу нужно доброе слово сказать перед выходом на сцену» - считает Алсу Барышникова. А мы идём дальше…
Сохраняя хронологию, следующим фестивальным спектаклем была опера Бизе «Кармен», о которой мне вспоминать меньше всего хочется. Дело в том, что в качестве режиссёра-постановщика этого спектакля выступил невероятно талантливый, с большой фантазией балетмейстер Георгий Ковтун. Но в «Кармен» он со своей фантазией, как мне кажется, явно переборщил. Певцы, от первых солистов до хора, больше думали о том, какие им делать движения, а не о пении. А сам спектакль в такой версии рассчитан на тех людей, которые плохо знают эту оперы. Нынешняя «Кармен» в Казани, конечно, авторский режиссёрский спектакль, коих в этом театре становить всё больше и больше. Но в таком случае в авторских спектаклях могут петь только те, кто участвовал в своё время, постановке оперы, работая с режиссёром. И таким образом театр становиться или уже стал заложником, практически, одного состава, т.е. из спектакля в спектакль поют одни и те же. От этого театр в своё время активно уходил и этот путь проверен временем... Здесь есть о чём подумать руководству.
Проходя по улицам Казани я и в этот раз так и не увидел афиш, извещающих о Шаляпинском фестивале, а центральные средства массовой информации, на мой взгляд, недостаточно уделяют внимания этому самому крупному оперному событию в России. Но как к такой ситуации относятся в самом театре и, в частности, его директор Рауфаль Сабирович Мухаметзянов? (Интервью Мухаметзянова-2)
Директор Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов не склонен заниматься не то, чтобы саморекламой, но и, собственно, рекламой. Редкий сейчас случай!
Когда-то композитор Джакомо Пуччини произнёс, теперь известную многим, очень важную фразу: «Публику в начале нужно заинтересовать , потом - заинтриговать, а в финале - растрогать». И вот тот случай, когда это, и не впервой, произошло на Шаляпинском фестивале в спектакле «Мадам Баттерфляй». Во многом это благодаря исполнительницы титульной партии, китаянке Сишенг И, выступающей на оперных сценах Германии. Да, голос этой певицы, конечно, далеко не высшей пробы, но её средства выразительности - музыкальность, внешность, фактура, и даже умение носить кимоно заставляют в зале думать, что это она и есть та самая юная гейша Чио-сан, которую вместе с домом купил американский морской офицер Бенджамин Франклин Пинкертон. Этот спектакль режиссёром Михаилом Панджавидзе, художником Игорем Гриневичем и дирижёром Ренатом Салаватовым решен, я бы сказал, в стиле хай-тек, с колоритными костюмами художницы Ольги Резниченко. Постановщики совсем не банально представили нам историю, обманутой японской девушки в роли которой, повторюсь, выступила китайская певица Сишенг И. Пинкертона пел солист оперного театра немецкого города Бонна Георгий Ониани. Сейчас вы их услышите в финале 1 д. (Финал 1-го действия)
В финале 1 действия оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» вы услышали Сишенг И в титульной партии, Пинкертон - Георгий Ониани. Оркестр театра под управлением Марко Боэми. Запись со сцены театра 9 февраля 2013 года.
Должен сказать, что казанский театр на фестивале представил спектакли уже 2000-х годов, т. е. постановки с современными театральными технологиями и огромными возможностями сцены. Эти новшества использовал режиссёр-постановщик Михаил Панджавидзе, когда в 2006 году приступил к работе над новой оперой композитора Резеды Ахияровой по либретто Рината Хариса «Любовь поэта». Казанский театр долго искал такое сочинение и, к счастью, нашёл. Гигантскую работу по созданию партитуры оперы провёл питерский дирижёр Виктор Соболев. И по сути, тот редкий сейчас случай, когда спектакль на глазах авторов создавался в театре. Режиссёр Панджавидзе в спектакле не использовал не единой декорации. На сцене весь изобразительный ряд отдан проекциям, компьютерной графике и плунжерам. В итоге всё это работает в пользу спектакля. О чем же опера «Любовь поэта»? Название говорит само за себя, но она, прежде всего, о трагической и очень короткой, длинною в 27 лет, жизни гениального татарского поэта Габдуллы Тукая. Взаимоотношения поэта и его возлюбленной Зайтуны чем-то похожи на отношения поэта Рудольфа и швеи Мими в пуччиниевской «Богеме», с той лишь разницей, что смертельно больным в опере «Любовь поэта» является Габдулла Тукай. Он скончался в 1913-м и, как писали его современники, он умер «от голода, чахотки и одиночества». Дирижёр спектакля, итальянец Марко Боэми, говорил, что ему интересно было дирижировать этой татарской оперой, хотя бы потому, что она напевна, мелодична с интересными хорами и прекрасно оркестрована. А в труднейшей партии Тукая выступил Ахмед Агади и главная трудность этой партии в том, что она написана в высокой теноровой тесситуре. Это создаёт постоянное напряжение и в итоге, скажу так, работает на трагический образ великого татарского поэта. (Сцена из оперы)
В этой сцене вы услышали в партии Тукая солиста Мариинского театра Ахмеда Агади, а так же хор и оркестр театра под управлением итальянского маэстро Марко Боэми. Запись со спектакля 11 феврали 2013 года. Здесь я должен сказать добрые слова в адрес базовых коллективов – оркестра, кордебалета, хора. Казанский театр может гордиться ими.
Я уже упомянул о двух гала-концертах молодых певцов Академии Мариинского театра и о его спектакле - опере Жюля Массне «Дон Кихот». Но, к сожалению, Мариинский театр запретил даже фрагментарно что-либо записывать. А как мне по радио говорить о том, чего я не могу иллюстрировать в звуке? Кто-то в кулуарах фестиваля, то ли в шутку, то ли в серьёз сказал: « Раз не разрешают записывать - значит Мариинка не ручается за качество». И этот человек, вы знаете, в итоге оказался прав. Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым уже во второй раз приезжает в Казань, именно, на Шаляпинский фестиваль и это я рассматриваю как большую политическую акцию, ведь Шаляпин - это Мариинский театр, Шаляпин - это и «Дон Кихот» и Массне. Композитор, как принято считать, сочинял оперу по просьбе Федора Ивановича. Всё это вызвало неподдельный интерес казанских меломанов.
Перед тем, как я буду говорить о самой шаляпинской опере «Борис Годунов» хочу поблагодарить руководство театра за содействие в моей командировке на фестиваль, а также звукорежиссёра Камиля Файзарахманова и руководителя пресс-службы театра Жанну Мельникову.
По сложившейся традиции в день рождения Ф.И. Шаляпина, а в этом году - 140 лет со дня его рождения, т.е. 13 февраля в афише - народная музыкальная драма М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Ф.И. возродил её к сценической жизни в театре Мамонтова, и в разных спектаклях гениально пел в ней все главные басовые партии. А спектакль в Казани, создан по эскизам великого театрального художника Фёдора Фёдоровича Федоровского, т.е. для постановки в Большом театре 1948 года. «Борис Годунов» в Казани идёт в постановке 2006 года и это для театра спектакль-музей и хорошо, что на родине Шаляпина, оберегают этот шедевр времён торжества гранд-стиля русской оперы. В титульной партии должен был выступить великолепный артист Владимир Огновенко, ныне живущий и работающий в Нью-Йорке. Его любят в Казани и очень ждали. Но прилетев уже в Петербург, Владимир Михайлович заболел. Вот вам ещё один форс-мажор. Но в казанском театре, к счастью, есть свой замечательный исполнитель партии Бориса - это, уже знакомый вам, Михаил Казаков. И мы слушаем финальный монолог Бориса. ( Финал оперы)
В финале оперы Мусоргского «Борис Годунов» в титульной партии вы услышали Михаила Казакова, хор и оркестр оперного театра столицы Татарстана под управлением Павла Сорокина - Большой театр. Главный хормейстер – Любовь Дразнина. А международный оперный фестиваль им. Шаляпина, что в 31-й раз проходил в Казани, на родине великого русского артиста стал уже историей. До новых встреч на премьерах, конкурсах и фестивалях. Ваш Николай Рыбинский!

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля