Пресса

19.02.2013

Посвященный Шаляпину

Автор: Людмила Лаврова
СМИ: "Вечерняя Казань" от 19.02.13

В Татарском академическом театре оперы и балета завершился XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. В этом году он посвящался 140-летию великого русского баса. В числе участников масштабного юбилейного форума - более 500 человек, в том числе оперные звезды из 10 стран мира.

Открылся музыкальный форум премьерой новой постановки оперы Верди "Аида" в режиссуре Юрия Александрова (Санкт-Петербург) и сценографии Виктора Герасименко (Москва). Постановщики создали "настоящий" мир Древнего Египта с роскошным дворцом фараона, величественным храмом Изиды, наводящим ужас склепом с застывшими в мученических позах мумиями ранее в нем умерших и даже текущими медленно, как вечность, водами Нила. Аиду замечательно пела Оксана Крамарева (Национальная опера Украины), прекрасно исполнили свои партии и другие солисты - Ахмед Агади (Мариинский театр) - Радамес и Юлия Герцева (Италия) - Амнерис. Знаменитый марш из второго действия оперы режиссер перенес в финал - под него с триумфом выходили на поклоны артисты, которым публика устроила овацию.

Оксана Крамарева, Ахмед Агади и киевлянка Лилия Гревцова (Турандот, Калаф и Лиу соответственно) блистали и в премьере сезона "Турандот" Пуччини в постановке Михаила Панджавидзе - еще одной горькой истории о преданной, но безответной любви, власти, жестокости и милосердии. "Аида" и "Турандот" - два новых спектакля, показанные на фестивале, на мой взгляд, во многом отражают основные принципы художественной политики казанского театра сегодня: это и ориентация на крепкие масштабные постановки, и приверженность традициям "большого стиля", и привлечение к работе именитых постановщиков, и качественный подбор исполнителей главных партий, и, самое главное, приоритет музыкального содержания над режиссерскими фантазиями - настоящая роскошь нынешнего оперно-балетного театра.

Состав исполнителей во всех спектаклях фестиваля, за единичным исключением, оказался очень сильным, и все они, к счастью, были в отличной форме. Так, Альфия Каримова (Башкирский театр оперы и балета) стала нежно любящей Виолеттой в "Травиате", а Альфреда великолепно исполнил Сергей Семишкур из Мариинского театра. Семишкур стал превосходным Ленским в "Евгении Онегине", а вот Татьяна (Виктория Ястребова, Мариинский театр) разочаровала: своим неинтересным голосом и отсутствием образа она выпадала из отличного состава солистов. Помимо уже названных артистов в спектакле пел "постоянный" Онегин - Владимир Мороз (Мариинский театр), Гремина своим выдающимся басом с большим достоинством исполнил Михаил Казаков (Большой театр), а заботливую, душевную Няню - Лариса Шевченко (Мариинский театр).

Одной из больших удач фестиваля стала "Мадам Баттерфляй" Пуччини с неизменной Сишенг И (Германия) в титульной партии. Сишенг, имея не очень большой голос, тем не менее и внешне, и вокалом удивительно соответствует своему образу, и кажется, что лучшей Баттерфляй просто не может быть. Мятущимся, временами вызывающим жалость Пинкертоном стал Георгий Ониани (Германия) с превосходным, тембристым тенором. В партии Шарплеса и пением, и актерской игрой был очень заметен Андрей Григорьев, ранее обративший на себя внимание в партии Жоржа Жермона.

13 февраля, когда весь мир праздновал 140-летие со дня рождения Федора Шаляпина, на родине певца давали "Бориса Годунова" с Михаилом Казаковым в главной роли. Как и для Шаляпина, для Казакова роль Бориса - одна из самых больших творческих удач. Уже первый его выход в сцене коронации не вызывает сомнений, что перед нами настоящий царь, "помазанник божий" - властный, сильный, неколебимый, владыка всего и вся. Блестящей актерской работой Казакова стали сцены помешательства и смерти. Вообще спектакль оказался высшей пробы - думаю, великий певец и актер Шаляпин был бы очень рад.

В фестивальную программу включили оперу на татарском языке - "Любовь поэта" Резеды Ахияровой. Роль Габдуллы Тукая проникновенно исполнил любимец казанской публики Ахмед Агади, а его возлюбленную Зайтуну - Альфия Каримова. Зрители горячо принимали оперу и солистов, аплодировали им стоя.

В афишу вошли "Кармен" Бизе и "Риголетто" Верди, а также спектакль-гость из Мариинского театра - "Дон Кихот" Массне под управлением Валерия Гергиева и концерты Академии молодых певцов Мариинского театра. Перед спектаклями интересно, артистично и проникновенно выступал со вступительным словом Эдуард Трескин, во всех постановках образцово звучал хор театра (главный хормейстер - Любовь Дразнина).

Резюмируя свой краткий обзор, могу заключить, что XXXI Шаляпинский фестиваль удался на славу. Ждем не менее блистательного тридцать второго.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля