Пресса

14.01.2013

Три кита искусства

 Автор: Людмила Лаврова  
СМИ: "Музыкальный журнал" январь/февраль 2013

ФЁДОР ШАЛЯПИН, КАК ИЗВЕСТНО, РОДИЛСЯ В КАЗАНИ. ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ НАВЁЛ ДИРЕКТОРА ТАТАРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА РАУФАЛЯ МУХАМЕТЗЯНОВА НА МЫСЛЬ О СОЗДАНИИ В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ. В 2012 ГОДУ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ШАЛЯПИНА ПРОШЁЛ В ТАТАРСКОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ УЖЕ В ТРИДЦАТЫЙ РАЗ.

Программа состояла из 13 спектаклей и двух гала-концертов. Открылся фестиваль премьерой «Евгения Онегина» в новой постановке Михаила Панджавидзе, первыми двумя спектаклями дирижировал Михаил Плетнёв. Великолепные образы создали Амалия Гогешвили (Татьяна), Дмитрий Кузьмин (Ленский), Владимир Мороз (Онегин), Михаил Казаков (Гремин). Особую выразительность музыкальной интерпретации придавала отличная дикция детского и взрослого хоров (хормейстер Любовь Дразнина) - отчётливо звучало каждое слово (редкость по нынешним временам).
В «Мадам Баттерфляй» впечатляли и оригинальное режиссёрское решение М. Панджавидзе, и сценография Игоря Гриневича. Замечательно пела главную партию китаянка Сишенг И, которой растроганная публика устроила овацию.

Искрящимся бриллиантом фестиваля стало концертное исполнение «Севильского цирюльника» (дирижёр Марко Боэми). Владимир Мороз - Фигаро, Елена Максимова - Розина, Михаил Светлов-Крутиков - Дон Базилио и другие солисты пели и играли азартно, весело, а Мороз раскрылся с неожиданной стороны - он, оказывается, ещё и великолепный комик с большим чувством юмора.
«Кармен» в постановке Георгия Ковтуна отличалась подчёркнутой театральностью, чем немного напоминала постановки Франко Дзеффирелли, который считает, что опера - это прежде всего театр. До невероятности настоящей была Кармен Екатерины Егоровой - диковатая, соблазнительная хулиганка, смелая, решительная, умеющая любить. Егорова завораживала своей пластикой, и партия чудесно легла на её голос.

В «Аиде», которой вновь дирижировал итальянец М. Боэми, блистали солисты Мариинки: Екатерина Семенчук (Амнерис), Ахмед Агади (Радамес), Виктор Черноморцев (Амонасро) и Анна Маркарова (Аида), обладательница крупного и роскошного драматического голоса, относительно недавно перешедшая на к сопрановый репертуар, она вложила в пение столько эмоций и артистизма, что заставила зал внимать ей буквально не дыша. И - редкий драгоценный случай, когда декорации являются не мёртвой громоздкой бутафорией, а живым действующим лицом спектакля, это великолепная сценография Евгения Чемодурова, над которой не властно время.

Значительным событием фестиваля стала гастроль в роли Бориса Годунова одного из самых авторитетных басов современности - Рене Папе.

В довершение всего Мариинский театр показал оперу Родиона Щедрина «Очарованный странник» под управлением Валерия Гергиева.

Лицо Шаляпинского фестиваля, как на портретах старых мастеров, с годами становится всё значительнее и красивее, что и немудрено, потому что суть фестиваля - «и мастерство, и вдохновенье», и сохранение великих традиций - три кита, на которых стоит и будет стоять искусство.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля