Пресса

11.02.2013

«Кармен» в Казани: рок и предначертанность

Автор: Татьяна Мамаева
СМИ: Бизнес онлайн



В Казани продолжается международный оперный фестиваль им Ф. Шаляпина. Одним из очередных спектаклей на нем стала опера Жоржа Бизе «Кармен». Нельзя сказать, что она имеет непосредственное отношение к шаляпинскому репертуару, но, пожалуй, «Кармен» из тех опер, без которых не может обойтись уважающий себя театр.


НЕУДАЧА И ТРИУМФ

Первое исполнение оперы не было удачным, публика как-то не очень хорошо восприняла историю вольнолюбивой цыганки, которая была, прямо скажем, не комильфо. В опере в те времена в почете были другие героини. Прохладное отношение зрителей пагубно сказалось на здоровье композитора, и скоро Бизе не стало.

А «Кармен» совсем скоро оказалась одной из самых любимых опер и у публики, и у исполнителей. Сюжет, который не дает отвлечься ни на минуту, чарующая музыка, отлично прописанные характеры – в «Кармен» есть все для успеха. Ария Эскамильо, хабанера, сегидилья – все это давно уже стало шлягерами.

«Кармен», идущая на сцене казанской оперы, поставлена хореографом и режиссером Георгием Ковтуном, публика хорошо знает его по балетам, созданным в Казани – это «Сказание о Йусуфе», «Пер Гюнт» и «Спартак». Первый из названных балетов был удостоен Государственной премии РФ, ее тогда получили композитор, автор либретто и исполнитель главной партии. Но не хореограф, гражданин Украины.

Объяснили это тем, что получить Госпремию России может только гражданин нашей страны. Что, впрочем, не помешало за год до этого дать Госпемию РФ Ролану Пети за балет «Дама с собачкой» в Большом театре. Пети, как вы догадались, гражданин Франции. Вот такие не очень красивые политические игры при распределении премий.

Ковтун, между тем, не унывал и проставил в Казани после этого еще «Спартак» Арама Хачатуряна, переписав начисто либретто. Да еще и создал «Кармен». В закулисье про Ковтуна в шутку говорят, что он может сделать из оперы – балет, а из балета – оперу. В «Спартаке» у него, например, поет хор, а в «Кармен» - обилие танцевальных номеров.

«Кармен» на фестивале этого года несколько отличалась от того, что мы видели в прошлом сезоне. Первоначально, когда публика только входила в зрительный зал, она видела обилие снующих по сцене артистов, изображающих работников съемочной группы. По замыслу режиссера, снимается фильм про Кармен и на сцене идет кастинг.

В этот раз на фестивале «Кармен» шла традиционно, то есть спектакль начинался так, как это было предусмотрено либретто. Тем, кто уже видел спектакль в постановке Георгия Ковтуна, немного не хватило того кинематографического драйва. Ход со съемками был интересный и жаль, что режиссер от него отказался.

ВЫСОКАЯ МЕЧТА ЦЫГАНКОЙ СТАЛА

«Кармен» Ковтуна о высоких и низменных статях, о зове несбывшегося, о роке и предначертанности. И грузе грехов, который может утащить а тартарары. Не случайно, возле Кармен, далеко не безупречной и безгрешной, снуют странные безмолвные персонажи, которых нет в либретто. Это – материализовавшиеся грехи – так, скорее всего, можно понять эту метафору, придуманную режиссером.

Вообще Ковтун из тех режиссеров, что не пренебрегают образами-подсказками, «Кармен» не стала исключением. Красная шаль героини – это просто уже элемент сюжета. Героиня оперы буквально оплетает ей Хозе, эта шаль в руках ее и влюбленного в нее солдата – кровавая дорожка, намек или предупреждение: все окончится трагически.

В фестивальном спектакле пела одна из лучших Кармен – Анжелина Швачка. Ее низкий и страстный голос завораживал. Швачка пела спектакль нездоровой, с весьма сильной и болезненной травмой. Но никто из зрителей даже не догадался об этом. Она была пластична, обольстительна, стервозна – такой и должна быть Кармен. Как она бросала цветок, как пела сегидилью, как, разозлившись, швыряла Хозе его мундир – по всему этому было ясно: он никогда не сможет отказаться от этой взбалмошной и балансирующей на опасной грани женщины.

Не порадовал исполнитель партии Хозе Калин Братеску. Румынский тенор оказался не очень темпераментным. И если к вокальной стороне партии было невозможно придраться, то в драматическом плане он явно проигрывал партнерше. Было трудно поверить, что такой Хозе способен на отчаянный поступок. Братеску часто просто не отыгрывал те пасы, что делала ему Швачка.

…Ей действительно незачем жить. Пройдя череду любовей, задыхаясь в однообразии, она провоцирует Хозе, оскорбительно бросая кольцо. Ее неудержимо влечет бездна. И умирает, опутанная красной шалью, словно последний вздох был вздохом облегчения. Наконец-то свободна.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля