Пресса

01.11.2012

Пуччини без "довеска"

Автор: Дмитрий Морозов
СМИ: «Музыкальная жизнь», №9-10 2012

В Казани премьерой «Турандот» открыл новый сезон Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Воистину: легче было Калафу отгадать загадки Турандот, нежели театрам решить проблему финала одноименной оперы Пуччини. В отличие от «Неоконченной» симфонии Шуберта, все попытки «окончить» которую оказывались не более чем историческими курьезами, к «Турандот», казалось, прочно прирос финал, написанный сразу после смерти Пуччини его учеником Франко Альфано. На премьере, правда, Артуро Тоскани-ни опустил свою палочку вслед за последними   тактами, принадлежащими самому Пуччини, однако потом, на протяжении семи десятилетий, опера неизменно исполнялась с финалом Альфано. В конце двадцатого столетия появился новый финал Лючано Берио - не столь прямолинейно-помпезный и несравненно более интересный в музыкальном плане, - не сумевшй, впрочем, полностью вытеснить альфановский. Дело, однако, не в том, который из двух лучше: после сцены смерти и оплакивания Лю любой "довесок" кажется излишним. Пуччини подспудно ощущал искусственность и фальшь предполагавшегося в либретто хеппи-энда, остановившись именно там, где остановился.
И вот на сцене Татарского театра оперы и балета режиссер Михаил Панджавидзе решил эту проблему радикальным образом, представив «Турандот» в "неоконченном" авторском варианте. И все сразу же встало свои места.
На самом деле, конечно, никакого радикализма тут нет, а есть художественное чутье режиссера-музыканта. Панджавидзе в принципе не радикал по своей натуре (хотя, как продемонстрировала казанская же его "Лючия" - см. МЖ, № 3, 2012, - он и на этой территории способен быть куда убедительнее многих). Сценическое решение «Турандот», найденное вместе с художником Игорем Гриневичем (до своей внезапной кончины в феврале нынешнего года успевшим сделать эскизы), во многом можно было бы назвать традиционным. И пусть в самом начале зритель получает "привет" из близких нам времен - Мандарин-глашатай зачитывает свои «дацзыбао» в мегафон, появляясь в неком подобии бронетранспортера, - древний Китай остается именно древним Китаем - без чрезмерного этнографического и археологического буквализма, но с узнаваемыми деталями и стилевыми приметами...
Редиссер еще и ужесточает финал: Лю у него не закалывается кинжалом, а гибнет в петле (которую на нее набрасывают по велению Турандот, дабы запугать и вырвать из уст имя принца). Но ведь опера все же называется "Турандот", а не "Лю", - может заметить читатель. Да, и именно ее безмолвным криком бессильной ярости и отчаяния завершается спектакль. Панджавидзе сделал открытый финал: Калаф удаляется вместе с похоронной процессией, на сцене остается одна лишь Турандот, поверженная во  прах и морально раздавленная. Нетрудно догадаться, что отныне Калаф не станет разводить с ней «китайские церемонии», а возьмет свое по праву победителя. И Турандот придется покориться. Но, как пелось в одной старой песне, «все это будет потом» ...
Панджавидзе убедителен и в общем решении спектакля, и в работе с актерами, и в массовых сценах. Зосток у него получился не лубочно-открыточным, но вполне художественно достоверным, чему, безусловно, способствовали и восточные корни самого режиссера.
Восточный колорит и итальянская стихия музыки Пуччини гармонично сбалансированы в дирижерской интерпритации Рената Салаватова. Музыкальный уровень постановки в целом - включая работу не только оркестра, но и не менее важного в этой опере хора (хормейстер Любовь Дрознина) - вполне европейский. И исполнительские составы этому уровню в основном соответствуют.
Оксана Крамарева свободно справляется со сверхтрудной заглавной партией. Впрочем, весьма недурна в ней и Гульзат Даурбаева. Любимец казанской публики Ахмед Агади, не будучи по природе настоящим драматическим тенором, партию Калафа проводит в целом весьма достойно. Дмитрий Полкопин, казалось бы, больше подходит здесь по типу голоса, однако поет грубовато и не вполне чисто. Впрочем, к последнему акту он все же запел заметно лучше, не только уверенно «гвоздя» верхние ноты, но временами демонстрируя даже какое-то подобие выразительности... Хороши Жаннат Бактай и Лилия Гревцова - Лю, Сергей Ковнир - Тимур.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля