Пресса

24.10.2012

Эдуард Трескин: «Опера сейчас почти превратилась в разновидность шоу-бизнеса»

НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ С ТЕМПЕРАТУРОЙ В ТРИДЦАТЬ СЕМЬ ГРАДУСОВ, НАДО, ЧТОБЫ ТЕМПЕРАТУРА
БЫЛА СОРОК ГРАДУСОВ, ЧТОБЫ БЫЛ ВНУТРЕННИЙ НАКАЛ

На недавно завершившемся в Праге международном вокальном конкурсе одним из членов жюри был певец и режиссер из Казани Эдуард Трескин. Солист казанского оперного театра, выпускник казанской консерватории Артур Исламов получил на этом конкурсе второе место и премию 500 евро. В эксклюзивном интервью газете «БИЗНЕС Online» Трескин рассказал о проблемах в оперном мире, где идет наступление на классику, и засвидетельствовал, что иногда даже в La Scala выступают неинтересные певцы. 


«ЭТО БЫЛ ЧИСТО КЛАССИЧЕСКИЙ КОНКУРС»

- Эдуард Германович, расскажите, пожалуйста, о международном конкурсе вокалистов, в жюри которого вы были в Праге. 

- Это был первый международный конкурс, организованный международной унией вокалистов. Он, если перевести с итальянского, назывался «Преданные искусству», это первая строчка из арии Тоски - героини одноименной оперы Джакомо Пуччини. На конкурс собрались представители Чехии, Словакии, России, США и Австрии. Было 22 участника, для первого конкурса это нормальное количество. 

- Каков был формат, что были должны исполнять участники?

- Только оперные арии, никаких романсов, это был чисто классический конкурс. Начинали исполнять арии с XVII века и заканчивали XX. Конкурс проходил в два тура, а третий тур был, по сути, гала-концертом участников и победителей. Председателем жюри был замечательный баритон Владимир Чернов, который сейчас живет между Нью-Йорком и Веной, выступает на самых престижных сценах мира, среди членов жюри были известные певцы, оперный режиссеры и даже один директор театра из Чехии. Россию представлял ваш покорный слуга. 

«КАЗАНЕЦ ЗАНЯЛ ВТОРОЕ МЕСТО»

- Как распределились места?

- На конкурсе не было номинаций женских и мужских голосов. Состав участников был настолько сильным, что жюри пришлось делить места. Первую премию подели американка Лесли Кук и певица из Уфы Флорида Иркина. Флорида – очень незаурядная певица, сейчас она работает в филармонии в Уфе. Второе место с другим участником поделил Артур Исламов - выпускник казанской консерватории, сейчас он солист ТГАТ  оперы и балета им. Джалиля. 

- Что он поет в казанской опере?

- Артур только начинает входить в репертуар, у него пока небольшие партии, например, Моралес в «Кармен» или барон в «Травиате». 

- Какие арии Исламов исполнял на конкурсе в Праге?

- У него был сложный репертуар, например, он пел арии из опер Леонкавалло и Верди. На втором туре надо было петь арию из оперы композитора XX века. Артур выбрал Назиба Жиганова, он исполнил арию Хайдара из оперы «Намус». Не скрою, это я ему посоветовал, поначалу Артур собирался петь арию князя Андрея из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Ария Хайдара – одна из красивейших арий в операх прошлого века, Жиганов был великий мелодист. Арию Исламов исполнил отлично, она у него прозвучала очень вдохновенно. 

- Кстати, в Праге ведь знают Жиганова….

- Да, там в Национальной опере в 60-е годы прошлого века шел его «Джалиль» в постановке Бориса Покровского. После того, как Артур исполнил арию, Владимир Чернов мне сказал: «Какая великолепная музыка! Почему до сих пор ее не слышал?» Увы, наших композиторов мало знают за рубежом. Эта ария написана традиционно. Но красота, она не связана с понятиями традиционность или модерн. Красота есть 
красота.

«ВАЖНЫ НЕ ДЕНЬГИ, А СВЯЗИ»

- Что получили победители?

- Денежные призы.

- Если не секрет, какие это были суммы?

- Небольшие. Первая премия составляла 1200 евро, Артур получил 500 евро.

- Кто финансировал поездку Исламова на конкурс?

- Министерство культуры РТ, они же, кстати, оплатили и поездку на конкурс аккомпаниатора Исламова. Она тоже стала лауреатом конкурса, получив диплом за мастерство. Между прочим, Исламов спел партию Фигаро в моей постановке «Свадьбы Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, этот спектакль идет в оперной студии казанской консерватории. Он очень хорошо в ней показался и даже получил диплом имени Бориса Покровского. 

- Деньги – деньгами, но один из привлекательных моментов любого международного конкурса – это новые связи. Агенты и импресарио на конкурсе в Праге были? 

- Были. Исламова агенты заметили. Так что поездка на конкурс в Прагу для Исламова в плане карьерном была очень полезной. Когда между турами жюри обсуждало работы конкурсантов, имя Артура упоминалось в числе первых. Хочу отметить, что атмосфера на конкурсе была замечательная, на прослушиваниях присутствовала публика. Конкурс на будущий год снова соберет соискателей, думаю, что претенденты из Татарстана снова поедут в Прагу, у нас много талантливых и хорошо подготовленных оперных певцов молодого поколения. 

«ПРОВОДИТЬ КОНКУРС И ФЕСТИВАЛЬ – ЭТО ХЛОПОТНО»

- А почему в Казани сейчас не проходят конкурсы имени Федора Шаляпина, ведь у нас, на его родине, они были бы более чем уместны. 

- Точно на этот вопрос я ответить не могу, но думаю, что все дело в сложной организации таких мероприятий. Тем более что первые конкурсы проходили одновременно с Шаляпинским фестивалем у нас в театре. А готовить одновременно конкурс и фестиваль – это практически невозможно. Хотя конкурс имени Федора 
Шаляпина в свое время проходил весьма бойко, лауреаты были заметные. Владимир Ванеев, например, победивший на нашем конкурсе, давно уже поет в Метрополитен-опера. 

- Насколько судьба певца зависит от успеха в конкурсе?

- Судьба есть судьба, она зависит только от нас самих. Бывает так, что победители престижных конкурсов потом исчезают и ничего не добиваются, сколько я знаю таких случаев! Но, с другой стороны, без конкурса певцу быть замеченным сложно. Как еще сделать, чтобы тебя заметили? Ни для кого не секрет, что театре 
может сложиться такая ситуация, что певца могут не замечать, не давать ему ходу, все бывает. А конкурс – это его шанс. 

«НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ БЕЗ ВНУТРЕННЕГО НАКАЛА»

- Что самое главное для победы в конкурсе?

- Нельзя петь с температурой в 37 градусов, с субфибрильной. Надо, чтобы температура была 40 градусов, внутренний накал должен быть. 

- Кто раньше, при советской власти, попадал на конкурсы?

- Сейчас время счастливое, если сравнивать с тем, что было в СССР. Сейчас на международный конкурс можно приехать, если только захотеть, и не надо спрашивать разрешения ни у какого дяди. Раньше это было невозможно, попасть на международный конкурс было нереально. Я не помню ни одного случая, чтобы певец 
из провинции попадал на международный конкурс, туда ехали солисты из Москвы и Ленинграда. Из провинции певцы начали выезжать только в перестроечное время, так было, мы все это помним. Сейчас конкурсов много, агенты приезжают, есть все условия для продвижения. Оперная жизнь сейчас кипит, но выбиться в этом мире сейчас очень сложно. Даже имея хорошие вокальные данные. Надо иметь еще и данные 
актерские, хорошо знать иностранные языки, уметь общаться. Вот, например, Чернов, наш председатель жюри. Он свободно переходит с немецкого на английский и с английского на итальянский, с ним приятно общаться, он лишен фанаберии. Потому что умный человек, у него фанаберии никогда не будет, он не будет задирать нос 
кверху, что наблюдается у некоторых певцов. Чернов сделал на западе звездную карьеру, и эти положительные качества ему помогли. 

- Что сейчас надо, чтобы сделать карьеру?

- Работать, заниматься, быть упорным, быть вдохновенным. Конечно, последнее – это не так легко. Но, увы, большая часть молодых певцов отравлена, они без конца говорят об успехе, престижности ли непрестижности того или иного оперного дома. Но этому часто бывает грош цена. И в Вене, и Метрополитен-опера иногда поют такие певцы, что стыдно слушать. Да, бывает и так. И в La Scala иногда во время спектакля не увидишь ни одной яркой личности, ни одного яркого певца. В мире идет катострофическое падение исполнительского градуса. Все причесанные, отглаженные, все знают, какой гонорар потребовать, а отдачи нет. 

«ОПЕРА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ШОУ-БИЗНЕС»

- Если исполнительский градус падет, как, на ваш взгляд, будет развиваться современная опера? 

- Это трудно сказать. Опера сейчас превращается в разновидность шоу-бизнеса, уже почти превратилась. Конечно, заботы о привлечении публики, о полных залах, они должны быть, это замечательно. Опера, безусловно, должна быть зрелищной, но она должна еще и выражать и мысли, и чувства композитора. Публике, кстати, не нравятся современные постановки, они хотят видеть классику, публика любит 
красоту.

- Судя по тому, какой успех на западе имеет казанская опера, привозящая академические спектакли, это так. 

- Академический спектакль всегда будет иметь успех больший, если он талантлив, нельзя путать классическую интерпретацию и рутину. Про оперу часто говорят: «Ой, это что-то музейное!». А кто сказал, что музей – это плохо? Музей – это одно из высших достижений человечества в области культуры. В музей попадает лишь то, что отобрано веками. А как будет развиваться опера, этого никто не знает, как никто не знает, как будет развиваться общество. Одно могу сказать: сейчас нет современных опер, которые могли бы конкурировать с операми Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Петра Чайковского. 

Татьяна Мамаева

Справка

Эдуард Трескин родился в Казани, окончил физфак КГУ и вокальное отделение Казанской государственной консерватории. Певец, режиссер, пишет стихи и прозу, издал несколько книг, член союза русскоязычных писателей Чехии. Много гастролирует по миру, долгое время жил в Праге. Сейчас является режиссером-постановщиком ТГАТ оперы и балета им. Джалиля и главным режиссером оперной студии консерватории. Народный артист РТ. 

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля