Пресса

02.10.2012

«Турандот» без хеппи-энда

«Турандот» без хеппи-энда

Автор: Екатерина Кретова
СМИ: "Московский комсомолец"

Впервые последнюю оперу Пуччини поставили в ее первозданном виде

Впрочем, прецедент все-таки был — 25 апреля 1926 года в Миланском театре Ла Скала на мировой премьере, состоявшейся уже после смерти автора. Джакомо Пуччини умер в 1924 году, не закончив свой последний шедевр, которому суждено было закрыть страницу оперного жанра в его классическом понимании. По эскизам композитора работу завершил его ученик Франко Альфано. Именно в этом виде оперу стали готовить к постановке в Ла Скала. 25 апреля маэстро Артуро Тосканини, дирижировавший партитурой Пуччини, дойдя до последних тактов, написанных композитором, остановил оркестр и обратился к публике примерно с такими словами: «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить... После чего в мертвой тишине театр покинули музыканты и публика. Лишь на следующий день оперу исполнили с финалом Альфано. И так исполняют ее поныне — в разных городах и странах. Итальянский авангардист Лучано Берио попытался написать свой финал — его использовали в нескольких постановках лет десять тому назад. Была и еще одна недавняя попытка китайского композитора Хао Вэйо, который написал свои 18 минут для спектакля в Пекинской опере. Однако самым популярным остается финал Альфано — все привыкли к его противоестественной оптимистичности и неуместной мажорности, явно противоречащей смыслу оперы.

Когда режиссер Михаил Панджавидзе и дирижер Ренат Салаватов приступили к работе над «Турандот» в Казанской опере, они ничего такого не планировали. Просто, дойдя до тех самых тактов, на которых остановился Тосканини, тоже остановили музыкантов и певцов. А потом предложили продолжить. Неорганичность этого продолжения оказалась очевидной. И вот впервые после мировой премьеры «Турандот» прозвучала в том виде, в котором ее создал Джакомо Пуччини: финалом оперы стала смерть пожертвовавшей собой во имя любви Лиу. Никакого хэппи энда! И музыкально, и режиссерски это сделано настолько убедительно, что даже диву даешься — зачем вообще нужны какие-то продолжения?!

Убедительно в спектакле не только решение финала: режиссура, сценография (этот спектакль стал последней работой ушедшего Игоря Гриневича), костюмы (Юлия Ващенко) — во всем соблюден баланс между уважением к оригиналу и оригинальной творческой мыслью. Замечательно играет оркестр под управлением Рената Салаватова, который подчеркивает новизну и остроту музыкального языка позднего Пуччини (кстати, и с этим не сочетается финал Альфано, ориентированного на более ранние стилевые приемы своего учителя). В спектакле заняты два состава, все исполнители главных партий — приглашенные солисты. Такова уже много лет кадровая политика этого театра, и она выигрышна: Казанский оперный, один из немногих российских театров, чья оперная труппа регулярно выезжает на масштабные гастроли в Европу. Вот и сейчас, отыграв премьеру, театр отправился в Голландию с самыми что ни на есть классическими мировыми оперными хитами — «Травиатой» и «Турандот».

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля