Пресса

25.09.2012

Вечная сказка вновь покорила слушателей

Автор: Мария Герасимова
СМИ: Art Promenad

В Татарском академическом театре оперы и балета им. М. Джалиля открылся 74 сезон: 23 и 24 сентября опера Джакомо Пуччини «Турандот» во всей своей сказочной красоте предстала перед казанскими любителями оперы.

Три еврофуры привезли в Казань роскошные декорации, выполненные по проекту художника Игоря Гриневича (1952-2012) в Москве и на сцене театра вырос роскошный дворец китайского императора. Причём, не рисованный на кулисах-задниках. Гриневич, недавно ушедший из жизни, использовал объёмные трёхмерные конструкции и в спектакле воссоздан настоящий императорский замок высотой в 10 метров, с гигантской лестницей, мощными башнями и причудливыми украшениями. Внутри всех конструкций скрыты сложные механизмы, благодаря которым почти все декорации будут двигаться по желанию постановщика.

Как сообщили мастера компании «Сценический портал» (Москва), на изготовление декораций ушло более месяца и их стоимость составила около 5,5 млн. рублей. Костюмы также уникальны: 50 из них сшиты из натуральной кожи и дорогого китайского шёлка в Москве, а более 200 сотворили мастерицы пошивочного цеха Татарского театра.

В Казани «Турандот» никогда не исполнялась: опера требует безукоризненного звучания оркестра, прекрасного ансамбля солистов, технических возможностей сцены. Свести все эти составляющие в единое целое получилось у театра только сейчас.

Музыка Пуччини в этой опере очень разнообразна, также разнообразны и типажи: холодная и жестокая Турандот, героический принц Калаф, комичные и циничные императорские министры Пинг, Понг и Панг, нежная и романтичная Лиу. По мнению многих музыкальных критиков «Турандот» – не типичная опера для Пуччини. В ней он нарушил камерность и лиричность большинства своих опер, и воскресил opera seria со свойственной ей хоровым массивом оратории.

«Турандот» ставили многие театры мира – и оперные, и драматические. Некоторые из этих постановок вошли в историю мирового театра, такие, например, как несколько постановок в La Scala, или в русском Вахтанговском театре в 1922 году. Вахтанговская «Принцесса Турандот» имела феноменальный успех. Присутствовавший на репетициях Константин Станиславский передал умирающему Вахтангову, что «тот может заснуть победителем». По воспоминаниям очевидцев, на представлениях зрители забирались от восторга на спинки кресел, а один из критиков написал: «Посмотрев «Турандот», я верю растаявшему снегу, прилёту птиц и грядущей весне, ибо она уже началась на Арбате, в особняке Берга».

«Турандот» Михаила Панджавидзе – возвращение к истокам. Как сказал сам режиссёр-постановщик: «Моя идея проста: Гоцци сочинил театральную сказку, Шиллер переработал её в драму, а Пуччини написал трагедию. И, поскольку Пуччини написал трагедию, а мы ставим оперу Пуччини – мы и ставим именно трагедию. И в этой концепции спектакль идёт без дополнения, которое было написано после смерти Пуччини. Причины – ярко выраженная разница между музыкой самого Пуччини и тем, что дописал Франко Альфано, который хоть и был хорошим композитором, но гения Пуччини ему достигнуть не удалось. Сам Пуччини дописывал оперу, предчувствуя близкую смерть, и торопил либреттистов. У Гоцци самоубийства служанки Лиу не было, и поэтому был возможен happy end – love story Калафа и Турандот, но с введением самим Пуччини искупительной жертвы Лиу, happy end в драматургии композитора стал невозможен, он стал логически неоправдан. Вся драматургия замкнулась на этой последней сцене. Слова же, сказанные первым дирижёром оперы Тосканини – «На этом месте смерть вырвала перо из рук маэстро», на самом деле не совсем точны: эти такты были написаны композитором задолго до смерти. Именно хор, поющий погребальный хорал Лиу и есть последнее, что написал Пуччини. И это символично. И правильно. Потому что после душераздирающей сцены смерти Лиу во имя жизни, никакое счастливое бракосочетание Калафа и Турандот невозможно».

А дальше все акценты автоматически сместились с восточной сказки с её неизменными атрибутами, к трагедии, с её не менее неизменными законами: Лиу приносит себя в жертву, Калаф безутешен и исчезает во времени и пространстве, а Турандот остаётся доживать свой век, хоть и императорской дочери, в одиночестве. И Турандот, пожалуй, – самая титулованная «старая дева» мировой оперной сцены.


За пульт встал главный дирижер театра Ренат Салаватов. Партию принца Калафа исполнили солист Мариинского театра Ахмет Агади и солист Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин. Оба тенора прекрасно передали и страсть, и смятение принца, а при исполнении знаменитой арии Калафа «Nessun Dorma» сорвали шквал аплодисментов.

В партии Турандот вышли Оксана Крамарева (Национальная опера Украины им. Т.Шевченко) и Гульзат Даурбаева (Казахский академический театр оперы и балета им. Абая). Обе обладательницы сильных голосов смогли показать холодность китайской принцессы и её жестокость.

Нежную Лиу спели Лилия Гревцова (Национальная опера Украины им. Т.Шевченко) и Жаннат Бактай (Казахский академический театр оперы и балета им. Абая). Обе солистки создали образ простой девушки, любящей, страдающей и готовой на всё ради любимого – даже расстаться с жизнью ради него.

«Турандот» после двух спектаклей в Казани уедет на гастроли в Европу, где состоится его мировая премьера. За месяц опера пройдёт на крупнейших сценах европейских городов 14 раз. В Казань китайская principessa вернётся лишь в ноябре.



Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля