Пресса

25.09.2012

Борцы сумо и автозак для мандарина

Автор: Айсылу Кадырова
СМИ: "Вечерняя Казань"

Театр им. Мусы Джалиля открыл сезон премьерой оперы "Турандот". В Казани это первая сценическая постановка шедевра Джаккомо Пуччини: ни в дореволюционный период, ни в советское время опера по одноименной пьесе Карло Гоцци у нас не ставилась. Как объяснял на пресс-конференции директор театра Рауфаль Мухаметзянов, долгое время не было возможностей собрать такую команду постановщиков и такой состав исполнителей, чтобы суметь достойно воплотить замысел гениального Пуччини.

Спектакль поставили Ренат Салаватов (музыкальный руководитель и дирижер) и Михаил Панджавидзе (режиссер). Поставили тот вариант оперы, который сочинил непосредственно Пуччини. То есть вариант без счастливого финала. Дело в том, что композитор умер прежде, чем завершил "Турандот". И оперу закончил по немногочисленным пометкам автора друг Пуччини - Франко Альфано. На мировой премьере "Турандот" в миланском Ла Скала в апреле 1926 года в середине третьего действия музыка неожиданно смолкла: маэстро Артуро Тосканини положил дирижерскую палочку, повернулся к публике и сказал: "Здесь перо выпало из рук композитора". Эта реплика Тосканини стала финалом казанской "Турандот": фраза появляется на электронном табло над сценой, занавес.

"Турандот" в театре имени Джалиля стала последней работой новосибирского художника-сценографа Игоря Гриневича (1952 - 2012). И это выдающаяся работа. Чего стоит одна только гигантская лестница с водопадами на площади перед дворцом! Она ошеломляет своей красотой и размерами, ее невольно сравниваешь с самой, пожалуй, шикарной "постановочной" лестницей - из немецкого музыкального фильма "Девушка моей мечты", - на которой лихо отплясывала Марика Рокк.

Атмосферу китайской сказки спектаклю придают передвижные беседки-пагоды. Эти высокие многоярусные башни, всего их четыре, особенно красивы, когда их щедро украшают традиционными китайскими фонариками. Изначально же они функционируют в постановке как сторожевые вышки. То, что "действие происходит в Китае в легендарные времена", как сказано в либретто оперы, подтверждают и костюмы героев "Турандот" (художник по костюмам - Юлия Ващенко). Один из самых запоминающихся нарядов - маску в виде огромной головы улыбающегося дракона - носят безмолвные знаменосцы.

Новый спектакль театра Джалиля смотрится с искренним интересом не только из-за красочности сценической "картинки", слаженности актерского ансамбля и эпизодов с колоритными персонажами (например, с полуобнаженными толстяками, изображающими борцов сумо). Некоторые находки постановщиков удивляют и мгновенно вызывают ассоциации. Например, уже в первом эпизоде оперы китайский мандарин (чиновник) объявляет новый закон принцессы Турандот, выезжая в центр сцены на довольно странном для древнего Китая автомобиле: широченном, с мигалками, с зарешеченным бампером. Такой автозак, известный в современной России каждому второму, только модернизированный. Добавлю, что свою речь мандарин "толкает" в современный громкоговоритель, а окружает его мужской хор в шлемах, как у омоновцев, с выдвигающейся на лицо крышкой-окошком из оргстекла.

В финале казанской "Турандот" странный "автозак" китайского мандарина превращается в катафалк, в траурный пьедестал. Именно на эту брутальную машину кладут миниатюрное тельце повесившейся рабыни Лиу. Эта картина - одна из самых эмоциональных в спектакле. Незабываемая, я бы даже сказала. Как и исполнительница роли Лиу - Жаннат Бактай из Национального театра оперы и балета города Астаны. Великолепная певица и актриса, очень чуткая, разная и интересная в каждую секунду на сцене.

По окончании спектакля, когда зал аплодировал стоя, потрясающая Жаннат Бактай и почти все ее сценические партнеры по казанской "Турандот" бросили свои букеты, подаренные в честь премьеры администрацией театра Джалиля, в оркестровую яму. Было понятно без слов: успеху в труднейшей опере они не в последнюю очередь обязаны оркестру под управлением маэстро Салаватова...

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля