Пресса

01.04.2012

Михаил Тимаев

Автор: Наталия Садовская
СМИ: журнал "Балет" № 2 (173) март-апрель 2012

В Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля шестой год трудится Михаил Тимаев. Имя его московским театралам почти неизвестно, ибо впервые появился он в Москве лишь на последнем международном балетном конкурсе, где получил заслуженную бронзу.

Родители Михаила от балета весьма далеки. А вот ладно скроенный мальчик оказался в орбите хореографии. Ему повезло. Поступив в Казанское хореографическое училище, Тимаев попал к прекрасным учителям: И.Хакимова, В.Бортяков, недавние премьеры театра в своё время получили отменное образование из рук Л.Сахаровой и Л.Асауляка.

Парнишка усердно трудился. Сызмальства и по сей день начал он борьбу с непокорным подъёмом. Природа танцовщика одарила профессиональными данными, хорошей внешностью, мужественной фигурой, да вот... подъём! Стал он мучительно изо дня в день изо всех силёнок, затем сил, тянуть и тянуть, выправляя конечность. Молодец, дотянул всё-таки. Стопа стала, наконец, выглядеть достойно.

Был Миша вдумчив, не по годам серьёзен, и педагоги в шутку именовали его Михаилом Ивановичем. Однажды, правда, схлопотал он несусветно низкую оценку - двойку с минусом! Исправился и даже был приглашен на гала-концерт престижного фестиваля имени Рудольфа Нуреева, симпатично исполнив «Куклы» Лядова-Вайнонена. Тимаев был зачислен в театр благодаря худруку В.Яковлеву ещё до выпуска. Начались театральные будни: кордебалет, корифей, четвёрки, па де труа. Поступи начинающий артист в другой, не казанский театр, едва ли он получил в итоге столь солидный список ролей, став разноплановым героем сцены. Классические принцы и весельчак Гном, Базиль, Солор, обворожительный Кот, комедийный Колен в редакции О.Виноградова, Куман К.Голейзовского, вихрь танца «Вакханалии» А.Горского, национальный кумир Былтыр из балета «Шурале» Л.Якобсона, романтик Ромео, залихватский характер в Чардаше... Завидный контраст.
 
Нежданным актёрским дебютом Тимаев удивил всех - Модест в «Анюте» В.Васильева. Он не побоялся стать смешным, некрасивым. Артист исподволь словно подкрадывался к новизне заковыристой лексики, постепенно примеряя к своей принцевой стати юркий, скользящий, порхающий гротеск самобытного персонажа.

Однако выйти на передовую молодому танцовщику было совсем непросто. Труппа казанского балета славна мужским составом, отличными ведущим солистами. Конкуренция, соперничество с казанскими асами - Н.Канетовым, А.Беловым, Р.Савденовым - стоили Михаилу упорства, вероятно, и нервов, творческого осмысления.

Градус актёрского мастерства Тимаева повысил приток новых неординарных спектаклей: «Спартак» и «Пер Гюнт» Г.Ковтуна, «Дама с камелиями» А.Полубенцева. Три главных значительных роли, три абсолютно не схожих по своей художественной характеристике.
 
Спартак Г.Ковтуна в Казани самостоятельный, смелый по замыслу спектакль. Хореограф словно обратил взор в историческое прошлое балета «Спартак», раскрыв пышную масштабную панораму ликующего жестокого Рима, с громадой массовых сцен, насыщенных хором, непрерывным шквалом танцев, сверкающих оружием боёв гладиаторов. В центре герои, вскормленные легендарной Волчицей, братья-близнецы - Спартак, Красс. Спартак в этом спектакле не столько вождь рабов, скорее подневольный своего брата гладиатор. В процессе хитроумной фабулы разгораются нешуточные амурные страсти. Финал: идейно полярные братья погибают, вонзая мечи в друг друга.

Для Тимаева роль Спартака этапная. Он воплощение противоречивых эмоций психологического подхода к роли. Гнев, противостояние вопиющей несправедливости, схватку отчаянных боёв оттеняет лирическое начало героя - его любовь к Ливии. Актёрский потенциал Тимаева стал созвучным идее автора, в авангарде которой интенсивный танец: прыжковая экспрессия, богатство композиционной выдумки, самозабвение дивных дуэтов.

Балетмейстер Ковтун свои многочисленные сочинения выстраивает, как правило, «против течения». Пер Гюнт - не исключение. Обратив сюжет Ибсена в языческие времена, всесильным культом которых являлась Природа, хореограф ведёт своего блудного сына не по грешной земле, но через испытания трёх природных стихий. Он оказывается в подземелье Доврской Девы, у Морской Девы и Дочери Неба. И наконец, возвращает Пера на круги своя, на землю к Сольвейг. Диапазон актёрских высказываний у Пера-Тимаева велик. Бесша¬башный озорник, гуляка, буянистый неуправляемый наглец...

Пер, покинув отчий дом, от мажора непринуждённой пластики, широких движений танца, горделивой напыщенности, постепенно переходит к монологам раскаяния, монологам очищения, прозрения. И отвергнув наносное - злато, драгоценности, сладострастие Дев, через душевное потрясение - смерть Озе - постаревший, никем не узнанный возвращается в свои пенаты. Пер продолжает куролесить, но уже в другом минорном ключе. Он никому не нужен кроме любящей его, ослепшей Сольвейг.

Последняя работа Тимаева - Арман Дюваль. Подобное амплуа артисту ещё не встречалось: фрачный герой, эстет с изысканностью манер. Волею судеб Арман попадает в окружение фальшивого полусвета, сохраняет, тем не менее, покоряющую искренность, пылкость чувств, казалось, несовместимую с трагичным подтекстом любви Маргариты и Армана. Тимаев-Арман, подобно Пер Гюнту, проходит сквозь строй взволнованных монологов: мечтательный, романтичный от встречи с Готье, опустошенный разрывом с любимой; пронзительный крик души на кладбище у могилы Маргариты. Дуэты. Они не только постановочно изобретательны, но глубоко психологичны: вскрывают сущность поведения Армана, то воспевающего силу страсти, то вовлекаемого в путы ревности, ненависти, в немыслимые душевные страдания. Роль Армана Дюваля стала для артиста одной из любимых.

Тимаев в выборе репертуара не капризен, жаден ко всему новому, неизбитому. Работает безотказно. К примеру, ежегодные трёхмесячные гастроли Казанского балета по Европе. Вот где натанцуешься вдоволь!

Однажды Тимаев был приглашен в Якутию на фестиваль балета «Стерх». Помимо насыщенной программы он безропотно согласился исполнить партию Ивана-Царевича в балете М.Фокина «Жар-Птица», в спектакле, которого он никогда не видел. За шесть часов перелёта Тимаев со своей партнёршей, балериной Мариинского театра С.Гумеровой по компьютеру выучил всю партию и на следующий день выступил блестяще. До чего же он был хорош в прекрасном русском костюме сказочного царевича!

Однако неотвратимо желание артиста попробовать свои возможности в области танца модерн, доказать универсальность человеческого тела. Пока у артиста единственный номер современной хореографии «Выбирая цель», специально поставленный на него О.Алфёровой. На конкурсе хореографов и исполнителей в Петербурге он получил за этот номер первую премию. Вообще-то, минувший год для Тимаева выдался счастливым: новые роли, а главное, он стал отцом.


Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля